Футбольный лагерь. Адаптация ребенка
«Хочу домой, заберите меня отсюда!» – многие родители слышат такие речи от ребенка при первой поездке в лагерь.
В чем же причина? Столкнувшись с непривычной обстановкой и трудностями адаптации, ребенок может захотеть домой. Стоит ли сразу паниковать и покупать билет на самолет? В подавляющем большинстве случаев – нет. Новые правила, распорядок дня, непривычная еда и коллектив – все это может взволновать ребенка. Скорее всего при вашей поддержке и уверенности в успехе юный путешественник уже через пару дней втянется в коллектив и будет с удовольствием проводить время в дали от дома. Мы перечислим основные проблемы адаптации детей и почему ребенок может скучать и проситься домой.
РЕБЕНОК СЛИШКОМ МАЛ
Если малышу меньше восьми лет. Адаптация детей такого раннего возраста должна проходить постепенно. Особенность таких детей – то, что до детского лагеря они общались со своими сверстниками в саду, в начальных классах школы, с родителями. Был определенный уклад, ожидание того, что может сделать его сосед по парте такого же возраста. В лагере, обычно, дети разного возраста. Социальная адаптация осложняется тем, что многого ваш ребенок еще не видел, не слышал, не делал, а тут много всего нового и сразу и родителей рядом нет, чтобы обняться, спрятаться и пережить. Не всегда вожатый может сразу стать таким другом, с которым можно поделиться переживаниями. Маленький ребенок замыкается в себе и становится молчаливым. Даже имея в лагере прекрасную, интересную, насыщенную программу и педагогов, проблемы адаптации таких детей возникают. Давайте такому ребенку свободу, но порционно, постепенно увеличивая время разлуки.
НЕ ИНТЕРЕСНАЯ ПРОГРАММА ИЛИ ДОСУГ
Ребенка может смутить все, что угодно – новые знакомства, место, погода, но если программа, которая подготовлена администрацией лагеря сделана на отлично и ребенок всегда занят, то любые незнакомые моменты не помешают ему здорово и весело проводить время. Если ребенок звонит домой и говорит, что ему скучно, это скорее всего, что слишком много свободного времени предоставлено детям и им просто нечем заняться. При таких условиях, как правило, возникают конфликты, ссоры и нарушения дисциплины.
ОБИЖАЮТ СВЕРСТНИКИ ИЛИ НЕ КОМФОРТНАЯ ОБСТАНОВКА
Важнейший момент в коллективе – это его фон! При первом же конфликте, негативе или дискомфорте ребенка необходимо объективно выяснить причину. Если его обидел мальчик, потому что ребенок съел его булочку – это не в счет. Это кратковременный конфликт, о котором ребенок должен забыть к концу дня и о нем не стоит беспокоиться – сами разберутся! Но если, ребенок чувствует дискомфорт – происходят нарушения адаптации – он будет проситься домой! Надо узнать причину и решить ее вместе с ребенком и администратором или вожатым в лагере. Очень часты случаи, когда вслед за ребенком старшего возраста, который совершает хулиганские действия по отношению к другому, начинают заражаться тем же поведением другие ребята, которые просто, таким образом, хотят понравится ему и “стать своим”. В таком коллективе начинают процветать сквернословие, обиды, подначки, угрозы и даже побои. Естественно, что общий фон в таком коллективе падает. Ребенку не комфортно какими бы интересными не были мероприятия. Как правило, таких зачиньщиков немного – один, два и администрации необходимо принять соответствующие меры. Важно получить от ребенка соответствующее объяснение и понять причину. Одна из проблем – очень часто дети держат в себе то, что их гложет и не называют причин, повинуясь стереотипам, что мол ябедничать нехорошо. Здесь родитель и персонал должны довести до ребенка, что их коллектив должен быть чистым, комфортным и он ничем не подведет ни себя ни остальных ребят если скажет о проблемах, которые делают такой коллектив дискомфортным.
РОДИТЕЛИ САМИ СКУЧАЮТ И ПРОВОЦИРУЮТ РЕБЕНКА
Частый момент, когда мама звонит и начинает говорить нежности ребенку и как она соскучилась и хочет его видеть. А если еще сказать, что дома тебя ждет новый смартфон, велосипед или дядя Юра хотел взять тебя на охоту, то ожидайте того, что ребенок начнет находить причины, чтобы его забрали. Основная цель лагеря – это развитие самостоятельности, чувства локтя, поддержки, укрепление силы воли! Обычно, на адаптационный период хватает 3-5 дней! Ограничьте общение родителей с ребенком в эти дни. Например, в лагере в первый день проводим специальные мероприятия с тем, чтобы дети быстрее познакомились и включились в мероприятия лагеря – это могут быть соревнования на самый чистый номер или короткий рассказ каждого о себе и своих увлечениях, просто соревнования в малых группах, после которых ребята больше объединяются и сплачиваются. Выдаем телефоны и планшеты детям в конце дня – когда пустяковые конфликты уже забыты, а если что то действительно гложет, то дети поделятся этим с родителями.