Функции и роли вожатого
Вожатый - это такой специальный робот, который умеет быть в стольких местах одновременно, каково количество его детей, не ест, не спит, ничего не успевает и в то же время успевает всё. Имеет три режима работы: добрый полицай, злой полицай, пофигист. Каждую секунду находится с детьми и чем-то занят.
Роль, функции | Сильные стороны | Возможные проблемы - При слишком высоком уровне: | Возможные проблемы - При слишком низком уровне: |
---|---|---|---|
1. Наставник - В этой роли вожатый должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, вожатый выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает детей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает детям строить планы по их собственному индивидуальному развитию. | Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей | Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности | Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста |
2. Фасилитатор - Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива. | Способность улаживать конфликты, организовывать общую деятельность привлекать детей к участию в принятии решений | Слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много обсуждений | Невнимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые коммуникации |
3. Продюсер - От него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Вожатый вдохновляет детей принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это обычно помогает членам коллектива лучше выполнять поставленные задачи. | Способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив | Низкая мораль, работа исполнителей на износ | Низкая продуктивность, неспособность эффективно решать задачи |
4. Начальник - Ожидается, что он будет четко определять направление деятельности на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит успешность и даст инструкции. | Способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы | Слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям | Нерешительность, неясная политика |
5. Координатор - От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие деятельностью коллектива, изучение и оценку онной и предложений. | Способность сохранять стабильность, целостность и контроль | Консерватизм, нечувствительность к изменениям | Отсутствие гибкой системы |
6. Контролер- Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как дети соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации деятельности. | Тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки | Чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, отсутствие криатива | Слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации |
7. Новатор - От вожатого-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное - порядок и дисциплина, Новатор - это творческий мечтатель, который смело экспериментирует, отходя от принятых стандартов. | Способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий | Гибельные эксперименты | Чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий деятельности |
8. Посредник - От вожатого ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен действовать как связной и изыскивать ресурсы. | Способность влиять, умело вести беседы - обсуждения - переговоры, находить ресурсы | Размытая система ценностей, политиканство | Недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения |