Утренний групповой сбор для младших
Утренний сбор - обязательная часть ежедневного распорядка работы группы, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте. Это время, когда дети и взрослые собираются вместе для обсуждения распорядка дня, обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.
Задачи группового сбора
- формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта
- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов
- решение некоторых обучающих задач ( расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.)
- формирование мотивации к предстоящей деятельности
- предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах
- осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
Структура группового сбора:
- Установление сопричастности, общности детей и взрослых.
- Выдвижение и решение дидактических задач: содержание, инициатива, время.
- Формирование мотивации к предстоящей деятельности ( приемы, инициатива, время).
- Выбор и планирование деятельности (инициатива).
Организация группового сбора подразумевает:
- Установленное время для сбора в режиме дня.
- Наличие структуры сбора.
- Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила).
- Вовлечение в сбор взрослых.
- Продолжительность 10-20 минут в зависимости от возраста.
- Содержание сбора учитывает интерес детей в данный момент, текущую тему недели, жизненный опыт детей.
Приемы организации выбора и распределения по центрам
деятельности
- Очередность выбора определяется
- цветом глаз, волос, одежды и т. д. Цвет устанавливает кто- то из детей или гость группы
- день рождения по сезонам
- девочки- мальчики
- игра- считалка
- игра "флюгер" : раскручивается любой предмет типа бутылочки или кегли - на кого покажет, тот делает выбор первым
- жребий: по кругу пускается шляпа со скрученными бумажками. На некоторых из них стоит определенный знак, который дает право сделать выбор первым и т. д.
- вертушка со стрелкой, юла
- микрофон, кукла и др. предметы, передаваемые по кругу
- Подвижная игра "Поезд", "Вагончики": воспитатель и дети двигаются по центрам активности, разглядывают материалы, выбирают центр
- Доска выбора (разные способы оформления)
- Калейдоскоп интересов
- Цветок выбора :
- 1 вариант- каждый лепесток цветка имеет обозначение определенного центра. Дети делают выбор при помощи обычных своих карточек, выкладывая их на тот лепесток, какой центр они выбрали
- 2 вариант: разноцветные лепестки, обозначающие центры, разрезаны на такое количество частей, сколько детей может играть одновременно в данном центре. Дети разбирают лепестки по своему выбору.
- Дорожка выбора. На дорожке есть обозначения центров, количество детей, которые могут играть в данном центре одновременно.
- 1 вариант: ребенок , сделавший свой выбор, может встать на дорожку у обозначенного центра
- 2 вариант: ребенок обрисовывает на дорожке свою руку в том центре, который он выбрал
- 3 вариант : дети раскладывают свои карточки для выбора по центрам на дорожке
- Картограф с обозначенными центрами. Дети приклеивают листочки со своими именами в тот центр, который они выбрали
- Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры. Ребенок рисует план движения.
- Индивидуальные листы выбора, на которых ребенок может закрасить клеточку в том центре, который он выбрал
- Выставка: Воспитатель устраивает выставку предметов и материалов из разных центров активности. Дети рассматривают их и делают выбор.
Методы и приемы сбора детей
- Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет)
- Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети
- Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д.
- Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в холл отряда, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
- Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д. Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.
- Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте группового сбора
- Ребенок - дежурный по сбору детей па групповой сбор.
Методы и приемы организации детей на групповом сборе
- Предупреждение нежелательного поведения:
- рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались
- около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель или ассистент
- по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течении нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое- нибудь спокойное занятие или поручение
- Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом( подушечки, карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.) Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.
- Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:
- - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности
- - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе
- Невербальные приемы организации - специальные предметы - сигналы "Тишина", "Внимание", "Говори" ; жесты рукой
- Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово
- Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.
- Игра - считалка
- Воспитатель понижает голос