Упражнения на обратную связь
Упражнение "Сад-цветник"
На кружочках написаны имена участников. Каждый получает лепестки, на которых пишет пожелания оценки, относительно личности кого-либо и соотносит их с сердцевинками цветов. Таким образом, образуется сад цветов.
Мой портрет в лучах солнца
Похожая игра. Можно провести ее так: участники сидят в кругу. Каждому выдается лист с нарисованным на нем солнышком (количество лучиков должно совпадать с числом участников) и что-то пишущее. Необходимо написать свое имя внутри круга (солнышка) и передать соседу слева. получив листочек, участник пишет на свободном лучике к-либо качество, характеризующее человека, чье имя написано в солнышке. затем передает его дальше по кругу. в конце у каждого будет по таком солнышку. можно писать качества, можно пожелания, можно толькоо плюсы... вариаций много, все зависит от того, что вы хотите получить в итоге
Как вариант - На спину каждому клеился лист бумаги и мы свободно ходили по комнате и писали на листочках друг другу качества. Плюс в том, что ты не знаешь кто именно написал какую фразу, поэтому узнаешь мнение только группы а не конкретного человека - писать только положительные или только отрицательные качества. (решает сам участник и ставит соответствующую пометку + или - )
"Скульптурный портрет группы"
Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой - это еще интереснее, поскольку показывает, чье мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть "скульптором", которому предстоит увековечить группу в "монументальной скульптуре". Например, как увековечивали в скульптурной группе "пламенных революционеров": кто-то смотрит вперед бесстрашным взором, кто-то нагнулся за булыжником - "оружием пролетариата", кто-то поддерживает раненого товарища, пострадавшего в борьбе с "мировым капиталом". У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция, олицетворяющая какую-то сторону революционной борьбы. Скульптура группы должна как-то "воплотиться в камне", а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. "Ты - скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и "высекай" из нас все, что угодно. А потом расскажешь, что автор хотел сказать своим произведением."
"Скульптор" начинает работать. "Скульптуры" при этом могут получиться очень разные: все зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как ее видит этот участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног пристроить поднявших на него глаза безоговорочно "следующих" за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля, наблюдающим происходящее из засады и т. д.
Потом следует комментарий "скульптора". Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определенное место. А участники говорят о своих ощущениях о той роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких "скульптурных портретов" разными участниками.
Цветопись (ОЧЕНЬ полезная обратная связь непосредственно ДЛЯ ВЕДУЩЕГО!)
каждому участнику раздается бланк, который необходимо заполнить:
Фамилия, имя ______________________________________________________________
В цветописи каждая цветная полоса - это условное обозначение того или иного настроения:
- Красный - восторженное
- Оранжевый - радостное
- Желтый - приятное
- Зеленый - спокойное, уравновешенное
- Синий - грустное
- Фиолетовый - тревожное
- Черный - крайне неудовлетворенное
В зависимости от того, какое у Вас сегодня настроение, Вы напротив соответствующего цвета поставьте дату. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Необходимо отметить только один цвет.
Пожалуйста, отметьте причины, которые на Ваш взгляд повлияли на Ваше настроение (их может быть несколько):
- общая атмосфера в группе
- успехи группы
- неприятности в группе
- поступки участников группы
- недовольство собой
- собственная успешность в работе
- отношения в группе
- отношения с ведущим
- осознание своих личностных особенностей
- погода
- состояние здоровья
- очень личное
- другие причины (укажите их)
Еще подобная. Группа садится в круг, один человек уходит так чтоб не слышать. Группа совещается и формулирует 7 фраз об этом человеке-это может быть и о характере, о личности, и т.п. Человек возвращается, ВЕДУЩИЙ зачитывает ему фразы о нем же, человек может с чем-то согласиться, с чем-то нет, оправдаться, подтвердить и прочее. И так по очереди с каждым из группы.
"Дельфинчик".
Суть упражнения: Требуется доброволец, которому ничего не говорят о сути упражнения и просят его выйти за дверь.
Группе, после выхода добровольца, дают задание - задумать какое- либо действие, которое должен будет совершить доброволец, когда он вернется в комнату. При этом говорить с ним или давать ему знаки запрещено. Можно лишь направлять его действия совместными усилиями. Если он двигается в нужном направлении, вся группа хлопает в ладоши. Если он делает не то, вся группа кричит "УУУУУУУУУ" (с явно недовольной окраской тембра )
Продолжается это до тех пор, пока доброволец не совершит задуманное группой действие.
Дальше без объяснений тренер снова призывает другого добровольца из группы попробовать себя в подобном качестве. Доброволец №2 выходит за дверь. Группа загадывает действие для него. Но тренер корректирует требования к группе. Теперь можно только хлопать в случае правильного действия добровольца №2. Если он что-то делает не так, то группа просто молчит.
Игра длится, пока доброволец №2 не выполнит задание.
Наконец, третий раз тренер вызывает добровольца №3. Теперь группе дают задание - давать только негативную обратную связь, т.е. если Доброволец №3 делает что-то не так, то группа кричит "УУУУУУ",не давая положительной связи в виде хлопков.
Затем - обсуждение: в каких условиях было проще выполнять заданное действие? при какой обратной связи было комфортнее? Почему так важна обратная связь на разных этапах их деятельности?
Как правило, в группах это упражнение идет хорошо. Ребята наглядно видят (чувствуют на своей шкуре), как важно получать обратную связь - реакцию на свои действия, когда ты должен выполнить какое-либо задание.