Упражнения на командообразование (природа)

MR0UJzlPXAm.jpg

1. Знакомство (10 минут)

Цель: создание атмосферы тренинга.

Придумать себе имя (действующее во время тренинга). Первый участник называет свое имя, следующий называет имя предыдущего участника, затем – свое; третий участник называет имена двух предыдущих участников, затем свое и т.д., пока все участники не представятся.


2. Гусениц (5 минут).

Цель: сплочение, развитие ощущения взаимного доверия. Инвентарь: воздушные шары (по одному для каждого участника)

Все участники должны пройти определенный маршрут в цепочке. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Построившись цепочкой, руки нужно поставить на пояс. Между животом одного играющего и спиной другого зажать воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, нужно пройти по определенному маршруту. Для наблюдающих: обратить внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".


3. Созвучие (Обмен ощущениями) - 20 минут.

Цель: развитие навыков рефлексии, «ощущения» друг друга. Предисловие: рассказать о брачных обычаях древних славян Двое участников, став спиной друг к другу, по сигналу тренера начинают удаляться друг от друга. Они должны одновременно оглянуться без какого-либо сигнала, а только почувствовав этот момент. Обмен ощущениями


4. Свеча. (45 минут).

Цель: социометрия, определение «размера» взаимного доверия. Инвентарь: невысокий столбик или пенек.

Каждый участник выбирает 6 человек, которым он больше всего доверяет. Затем он встает на столбик, выбранные вытягивают руки. Он падает им в руки.

Наблюдатель: отслеживает, кого выбирают часто, кого не выбирают совсем. Также нужно проследить, как падает «свеча»: аккуратно, обхватив себя руками, чтобы не травмировать ловящих, или, размахивая руками и ударяя ловящих.


5. Паровоз (15 минут).

Цель: укрепление взаимного доверия, формирование личной ответственности за команду. Инвентарь: шарфы (платки) для завязывания глаз.

Участники разбиваются на команды по 4 человека. Первые три участника команды завязывают себе глаза. Последний – «машинист», который будет вести весь свой «паровоз». Паровозы бегают по комнате (поляне) хаотично. Задача машинистов – уберегать свой паровоз от столкновений с другими паровозами (разумеется, в самом опасном положении – первый «вагон», который особенно страдает от аварии).

Через 2-3 минуты – «вагоны» меняются местами: первый становится машинистом, остальные сдвигаются вперед. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают на месте всех «вагонов».


6. Квадрат (10 минут).

Цель: развитие навыков совместной работы. Инвентарь: длинная веревка.

Команде из 16-20 человек дается длинная веревка. Суть игры: выложить на полу квадрат с помощью веревки. Сложность заключается в том, что после предварительного обсуждения, квадрат должен быть выложен в полном молчании, когда у всех участников завязаны глаза. На обсуждение дается 5 минут. Движение участников не ограничивается.


7. Нарисовать рисунок (20 минут).

Цель: развитие навыков совместной работы. Инвентарь: образцы рисунков, чистые листы бумаги, карандаши.

Рисунки должны представлять набор геометрических форм и объектов, в целом не представляющих собой чего-то осмысленного.

1) Каждой паре предлагается сесть друг напротив друга. Одному из участников дается первый рисунок, другой участник не должен видеть картинку, он получает чистый лист и карандаш. В течение 5-7 минут первый участник словами объясняет изображение, второй должен нарисовать его на чистом листе и не имеет права задавать вопросов. На этом этапе участник, который объясняет может видеть действия рисующего и поправлять его.

2) Партнеры садятся спиной друг к другу. Участнику, который объяснял, дается следующий рисунок. Рисующему снова - лист и карандаш. Теперь, объясняя картинку, первый участник не может видеть действий второго, но второй может задавать уточняющие вопросы. Этап длится 5-7 мин.

3) Начинается обсуждение, в ходе которого пары выделяют наиболее легкие моменты взаимодействия и трудности. Ведущий подводит итоги, может быть проведен конкурс на наиболее похожий на оригинал рисунок у пары, в которой взаимодействие оказалось наиболее эффективно.


8. Выполнение инструкции (40 минут).

Цель: развитие навыков совместной работы, развитие личной ответственности за команду. Инвентарь: листы с инструкцией для капитанов команд.

Все участники тренинга делятся на 3 команды (вытягивают карточки трех цветов и делятся в зависимости от цвета вытянутой карточки). Участники № 1 подходят к инструктору, который дает им инструкцию, которую они впоследствии должны передать участникам № 2 своей команды. Участники № 2 передают инструкцию участникам № 3, те – участникам № 4. Участники № 4 инструкцию не пересказывают, а выполняют. Время передачи инструкции не важно: оценивается правильность передачи. Время учитывается только, если две команды одинаково справились с заданием: тогда первой считается команда, в которой инструкция передана быстрее.


9. Мышки (5 минут)

Цель: навыки совместного обсуждения и поиска решения задачи. Инвентарь: листы с текстом загадки.

Найти решение задачи: 2 берега реки. На одном берегу собрались 5 мышек: 2 большие и 3 маленькие. Им нужно в одной лодке (помещаются 2 мыши) перебраться на другой берег. Но! Управлять лодкой могут большие мыши и только 1 маленькая. Если на берегу остается больше больших мышей, то они съедают маленьких. Как мышам переехать без жертв?


10. Пробка (20 минут).

Цель: развитие навыков командного обсуждения и взаимодействия. Инвентарь: 9 листов бумаги или картона формата А3.

На полу чертится линия из 9 квадратов в строчку (или кладется 9 листов картона формата А3). 8 человек делятся на 2 группы по 4 (одна группа = Х, вторая - О) и расставляются в виде: ХХХХ_ОООО лицом друг к другу. Задача игроков - поменяться местами. Ходить можно только вперед, на соседнюю клетку, либо через 1 участника. Команда должна решить задачу и наглядно продемонстрировать решение. В виде усложнения можно запретить разговоры во время исполнения решения.


11. Связь, которая держит (10 минут).

Цель: Продемонстрировать, как тесно связан один участник с остальным. Инвентарь: Очень длинная веревка.

Один участник берет веревку и отдает ее конец тому, от кого он зависит. Второй участник. Второй участник, передает веревку дальше – тому, от кого зависит он, третий – следующему, пока не образуется паутина взаимозависимости.

Вопросы для обсуждения

  1. Несмотря на видимую независимость нашей работы, большинство из нас нуждается в других. Как Вы можете это явное противоречие?
  2. Как Вы выбирали человека, которому передавали конец веревки?
  3. Кому еще вы могли передать веревку?
  4. Можете ли Вы привести в качестве примера какие-нибудь ситуации, в которых мы действуем совершенно без помощи других?
  5. Каким образом мы выражаем признательность людям, оказывающим нам поддержку?
  6. Был ли кто-нибудь, не идентифицированный как источник помощи?


12. Пирамида (длинная дорога) (30 минут).

Цель: развитие навыков командной работы. Инвентарь: 12 стульев и скотч или природный материал и скотч.

Группа делится на две команды. В командах выбираются капитан и два помощника. Остальные участник - «рабочие». Задача руководителей – организовать работу своей команды. Команда работает молча. В первом случае нужно построить пирамиду из 6 стульев. Во втором случае – набрать природный материал, из которого «сложить» дорогу. Побеждает команда, чья пирамида оказалась выше и прочнее (чья дорога длиннее).


13. Цепочка (20 минут).

Цель: развитие ответственности каждого за успех всей команды. Инвентарь: предметы, из которых можно сделать сложный маршрут (доски, бревна, стулья и т.д.).

Выкладывается или выбирается сложный маршрут. Все участники, взявшись за руки, должны пройти этот маршрут за ограниченное время. Если во время прохода цепочка разрывается, команда возвращается на место старта и начинает прохождение маршрута сначала. Время на выполнение задания ограничено. Задача считается выполненной, если весь маршрут пройдет командой без разрыва цепочки.


14. Не такой, как все (10 минут).

Цель: «возвращение» личностных особенностей участников тренинга.

Освобождается достаточно большое пространство. Все участники находятся по одну сторону. Нужно перейти на другую таким способом, какой до этого не использовал никто. Ведущий тщательно следит и в случае повторений, отправляет участника в начало пути. Если игроков мало, это можно проделывать несколько раз.


15. Бабушка (5 минут).

Цель: расслабление.

Все участники встают в круг и повторяют слова и действия за ведущим:

  • У меня есть бабушка.
  • У нее есть вот такая рука.
  • У нее есть вот такая нога.
  • У нее есть вот такое ухо.
  • Она любит прыгать.
  • И кричать:
  • Я самая лучшая бабушка на свете! Я самая лучшая бабушка на свете! Я самая лучшая бабушка на свете!