Узелки на память

Qaz32m.jpg

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас …



Помните, что дети должны в лагере отдохнуть и поработать, набраться сил и обогатиться душой, стать немного лучше. Для этого у них всегда должно быть хорошее настроение.

Вспомните, как вы ездили ребенком в лагерь: что нравилось? Что не нравилось? Что было ненавистно? Попробуйте построить жизнь в своем отряде так, как будто вы не взрослый, а четырнадцатилетний мальчишка - о какой жизни вы мечтали бы?

Но помните, что, прежде всего вы охраняете жизнь ребят, которые вам доверены. Поменьше ограничивайте их, не бойтесь трудных походов и опасных оврагов, рыбалки и военной игры, но будьте бдительны: где опасность? Если случится беда, если ребенок в опасности или заболел, не думайте о себе, не бойтесь, что вас будут бранить, думайте только о ребенке. Постарайтесь выбросить из речи фразы «Я за вас отвечаю», «Кто за вас будет отвечать?» Дело не в том, что вы отвечаете за детей, нет - вы их любите, они ваши, они дети, иногда довольно беспомощные и всегда безрассудные. Берегите их! Вы за них отвечаете!

Главный результат вашей работы в каждый день смены и за всю смену - настроение каждого ребенка и всего отряда в целом. Прислушивайтесь к настроению детей, и если оно неважно, если ребятам скучновато, если они ссорятся, и вы с ними вынуждены ссориться, - тут же ломайте все планы, придумывайте, что делать. Скука в отряде - это ЧП.

У опытного вожатого ребята уже на третий день чувствуют себя так, словно они всю жизнь вместе. Но если такое чувство возникает у детей хоть в последний день смены - не унывайте: для начала это хорошо.

Чтобы у детей было хорошее настроение, нужно, чтобы у них были захватывающие их дела, и чтобы детей никто не обижал - ни взрослые, ни сверстники, ни старшие ребята.

Не стоит обижаться на детей. Ни при каких обстоятельствах не обижаться.

В лагере есть режим, но это не режимное учреждение. Старайтесь, чтобы дети хорошо ели и больше двигались.

Где больше детского творчества - там и дисциплина лучше, а если дисциплина падает, значит, детям не хватает возможностей проявить свои творческие способности. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Надо организовать жизнь в отряде так, чтобы детям все время приходилось что-то придумывать.

Вечером первого же дня устройте маленький костер на оборудованном месте несколько сухих сучьев, больше не надо. Каждый вечер перед отбоем отряд собирается на огонек вокруг небольшого костра. С этого начинается все. Без ежедневного сбора - огонька контакт с ребятами установить трудно. На первом огоньке обсудите, как будет называться ваш отряд, как будут называться звенья, и сразу можно устроить соревнования между звеньями. Защита девиза: приготовьтесь, и через три минуты сумейте объяснить, почему выбран такой девиз, а не другой. Защита имени: почему такое имя выбрали?

Очень интересно проходят всевозможные защиты: защита времени года - какое лучше? Защита песни, защита профессии, защита одной из наук, защита спортивной команды. Принцип: вся подготовка - от силы десять минут; нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все: все приходится тут же, на ходу, придумывать. Дети очень любят импровизировать.

Огонек - самый эффективный способ объединения ребят и поддержания порядка. Вечером, когда все соберутся вместе, сядут поплотнее, споют две или три тихие песни, словом, когда они будут настроены слушать вас, начните обсуждать день: что сегодня понравилось? Что не понравилось? Пусть ребята говорят по очереди. Если им трудно - дайте три минуты «на шум»: каждое звено собирается отдельно и обсуждает, что было хорошо и что плохо, предлагает отметку за день. Никогда не выступайте последним, не подводите итогов, чтобы у ребят была возможность поспорить с вами или возразить. Общее правило такое: поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту.

На огоньке же без особых церемоний выбирают дежурного командира назавтра. Тут же обсуждают план на завтра. После огонька, за несколько минут договариваются с командирами, кто за что отвечает. На каждом огоньке обсуждают, как работал дежурный командир, и выбирают нового. На огоньке же разбирают все неприятности, случившиеся за день, но следите, чтобы обсуждался поступок, а не личность ребенка. Огонек не должен превращаться в разнос, в ссору, хорошее настроение должно преобладать.

Помните, какой бы ни был день, даже самый «мрачный» и кризисный – он все равно прошел хорошо (просто мы получили какой-то новый урок). Задача огонька - подумать, что можно улучшить и как.

Самый простой и точный критерий работы отряда - охотно ли дети идут на огонек? Побольше пойте на огоньке, соотношение должно быть примерно таким: 60-70% времени на песни и игры, 20-30% времени - на деловые разговоры детей и лишь 5-10% времени можно говорить взрослым. С детьми надо больше разговаривать - меньше придется кричать на них. Здесь так подробно говорится о сборах - огоньках, потому что в них сердцевина творческой жизни отряда. Комиссар работает со всем отрядом, хозяин в отряде - отряд. Огонек планирует работу, организует ее и оценивает - все коллективно. Даже самые неактивные ребята все-таки втягиваются в общее дело, чувствуют себя хозяевами общей жизни. И никакого недовольства «за кулисами», все можно сказать вслух, все обсудить, обо всем поспорить.

Главное во всякой работе - чувство усталости, чувство пользы, чувство улучшения окружающей жизни. Когда на вечернем огоньке кто-нибудь из детей скажет, что отряд провел день плохо, потому что никому не было ни радости, ни пользы, жили только для себя, - знайте, что вы чего-то достигли.

Когда отряд дежурит по лагерю, можно придумать сюрприз для всех – цветы на столах, или концерт для малышей, или веселая раздача почты во время обеда (причем шутливые письма можно написать самим). Приучайте детей думать, напрягаться в поисках радости, но не себе, а другим. И вскоре вы увидите, что ребята получают удовольствие от дела «на пользу и радость другим людям».

Вместо обычных политинформаций можно устроить «пресс-конференции послов» или экспертов: несколько ребят в роли зарубежных послов, остальные - корреспонденты. Обсуждение дня на огоньке всегда дает повод для серьезного разговора на политические и нравственные темы.

Кроме ежедневной работы и ежедневного огонька, в отряде почти каждый день должно проходить какое-то большое коллективное творческое дело - трудовое, познавательное, спортивное, развлекательное. Именно коллективные творческие дела держат ребят в творческом напряжении, делают жизнь несколько необычной. В творческих делах ребята проявляют свои способности, и всем начинает казаться, будто они попали в отряд с особо хорошими людьми.

Но как бы мы ни старались, почти всегда будут в отряде ребята, которым в лагере плохо. Им хочется домой. Они больше любят одиночество. Не трогайте таких детей, не корите их, не ставьте себе целью втянуть их в работу, во что бы то ни стало. Достаточно того, что они увидят интересную жизнь рядом с собой. Опыт показывает, что некоторые дети втягиваются в творческую работу лишь на третий-четвертый год, но зато они становятся самыми деятельными людьми. Однако следите, чтобы таких детей не обижали.

Лагерная смена делится на несколько периодов (3-4). Каждый завершается общелагерным днем - праздником. Такие дни создают систему радостных перспектив, объединяют разнообразную деятельность отрядов, сплачивают их в коллектив единый, общелагерный.

Вожатый, воспитатель просто обязан удивлять людей. Я за отчаянный энтузиазм в нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошелся на детях, иначе счастливым не будешь. Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее защемит в груди - это была не твоя работа.

У детей 10-16 лет тяготение к организации генетическое. Дети этой возрастной группы стремятся к объединению. Если для них не создавать социально значимые, духовно высокие организации, они уйдут в другие. Или сами их породят. Мы уже имеем негативный опыт деятельности антисоциальных объединений подростков и знаем, к чему это приводит.

Детям нужна своя детская, значительная, романтизированная организация, точнее - разные организации. Или разнообразные объединения в одной организации.

Остров Детства - край, где ничему не верят за глаза, где все предметы и явления пробуют на вкус, на цвет, на запах, ощупывают кончиками пальцев.

Воспитание детей идет в каждом квадратном метре их жизнедеятельности.

Лагерь должен стать местом непуганых ребят. Пусть чаще звучит слово «можно».

Вожатый призван выпрямлять детские души. Осенью мы сажаем молодые деревья и подставляем им в качестве опоры крепкий стержень. Для ребенка таким стержнем является вожатый.

Чтобы искать согласие, надо уважать разногласие.

Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

Ребятам необходима личность вожатого, личность волевая и значительная, личность уважающая себя и других. Важнейшая черта вожатого - отзывчивость на многообразные зовы ребячьей жизни, будь то первое чувство девочки или беда мальчишки.

Анализ работы вожатых в лагерях свидетельствует о встречающемся часто чувстве неполноценности, повышенной впечатлительности, боязни открытых контактов с детьми, что мешает общению с ребятами. Есть и другая постоянная черта - демонстративность, «игра на публику», неосознанное стремление быть в центре внимания. У таких дети отходят на задний план. На первом - жажда признания.

Несчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей.

Если диагноз неправильно поставит врач, ребенок умрет. А если вожатый, воспитатель, учитель поставит неправильный диагноз - в ребенке умрет личность.

Существуют разные вожатые: один на себя ничего не берет, никакую детскую беду. Другой столько, сколько может. Третий берет все: все беды и горести детства с неимоверной нагрузкой.

Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь - это значения не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Как актер на сцене влияет на зрителя напрямую не только своей игрой, но и внешним видом, так и вожатый воздействует на своих воспитанников, прежде всего своим внешним видом. Это самый короткий канал влияния на ребят. Дети любят красивых вожатых. Обаяние – это, прежде всего внутренняя красота человека. Работа с детьми обязательно предполагает гармонию внутреннего и внешнего обаяния. Здесь все важно. И сочетание цвета в костюме, и характер эмблемы, и знаки отличия. Вожатый как личность воспринимается ребятами в целом. Здесь нет мелочей. Вожатый в плавках на пляже - явление закономерное, на территории лагеря - явление вульгарное.

Не гонись за любовью ребят. Погоня за любовью детей противопоставляет тебя коллективу товарищей, толкает на путь педагогических ошибок.

Ребенок, кажется еще красивей и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением.

Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с детьми слова «спасибо», «пожалуйста», «будь добр». Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты - победитель.

Ребенок должен иметь возможность одиночества. Не всегда его нужно «охватывать», «загонять» на мероприятия. Но если только одиночество - то это трагедия!

Непедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства.

Скрытая положительная энергия в ребенке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют!

Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

У тебя в активе отряда должны быть все дети. А не только с симпатичными мордашками и замечательной дикцией.

Творящие дети дурного не натворят.

Детей можно лечить ото всех пороков эрудицией.

Докопаться до глубины того, что мучает ребенка, иногда бесполезно. Он и сам не знает. Это - сфера бессознательного.

Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

Не будь суетливым в жестах и болтливым в разговоре. Это признак неуверенности и растерянности.

Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.

Научись все видеть и кое-что не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виновного.

Знай: скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.

Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги. Если допустил промах, ошибку, признай их. Истинное воспитание - воспитание правдой.

Работа с детьми - процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. И, наверное, без учета расхода.

Фанатическое следование режиму и рождает заорганизованность, когда жизнь ребят расписана по минутам и даже секундам. Режим - штука гибкая. Где, как не в лагере, можно позволить ребятам встретить солнце ранним утром, провести ночь у реки, в походе.

Нельзя любить только тишину, надо любить ребят. Молча ведут себя только больные дети, а здоровые должны уметь орать во всю силу легких. Это, кстати, полезно и для легких.

Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

Нервы у ребят портятся не от шума и музыки, а от нервотрепки, бестолковщины и наших глупостей.

Иногда надо помолчать при ребятах, в конце концов, молчание не менее многозначительно.

Нельзя доверять детей вожакам, которые не умеют улыбаться. Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе, оптимизм. Жалок вожатый, лишенный чувства юмора. Юмор - посланник правды.

Борьба с ребенком - это борьба сильного со слабым. Чем слабее воспитатель, тем более жесткие меры он применяет к детям, тем чаще он злоупотребляет требованиями.

Не ругай ребят утром - солнце покажется им серым. Не ругай днем – небо покажется хмурым, не ругай на ночь - луна покажется черной. Вообще – не ругай!

Вожатый, запрет - чаще признак твоей слабости, а не силы.

Критикуй ребят не с удовольствием, а с болью.

Страдания калечат психику ребенка. Особое внимание – страданиям ребенка. Здесь мы не имеем права быть низкими.

Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги» остаются иногда на всю жизнь.

Ставь себя на место счастливых и особенно - несчастных ребят. Люби всех детей, а больше всех самых для тебя неприятных.

Добрый вожатый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.

Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

Вожатому надо иметь нервы не крепкие, а обнаженные.

А на прощание достать из костра еще горячие угольки, вложить их в сувенирные коробочки и подарить всем.

Важный момент - забота о том, чтобы дела в течение смены усложнялись, были разнообразными, более полно удовлетворяли интересы детей.

Если отряд по-настоящему дружный, сплоченный, если в нем сложились добрые, сердечные отношения и между детьми, и у детей и взрослых, то можно не сомневаться - такие дни подросток сохранит в памяти как самое яркое и чистое впечатление детства.

В лагере дети узнают друг о друге столько же, сколько и за долгое время совместного пребывания в стенах школьного класса.

Нужны символы, предметы, знаки, материализирующие цели и идеалы: знамена, флаги, вымпелы, галстуки, эмблемы, девизы, значки, ритуалы, традиции, обычаи, особая форма одежды, нашивки, шевроны, атрибуты, подчеркивающие нашу принадлежность к организации, а также именно к нашему конкретному коллективу. Все это - «центры объединения», как говорят социологи, то есть те ценности, предметы и символы, которые составляют материальную и идейную основу существования и развития группы. На основе этих центров объединения и вокруг них и рождается сознание общности, эмоционально переживаемое чувство «мы».

Дружелюбная, непринужденная атмосфера первого дня становилась благоприятным фоном для адаптации ребят в новых условиях, делала привлекательным образ нового коллектива.

Если ребенку понравился какой-то человек - многое в нем симпатично: и лицо, и улыбка, и манера держаться, и сноровка в работе – хочется познакомиться и узнать этого человека поближе. Хочется бывать чаще в его обществе, хочется быть таким, чтобы он не отверг тебя, не отказался от дружбы.

Выступая, помни о важном моменте - вызывай мысли и чувства, а не аплодисменты.

Как ребята представляют себе идеальный отряд в лагере? Пусть пофантазируют.

Всякую уборку провести оперативно и дружно. А затем, переодевшись в парадную форму, собраться в прощальный отрядный круг. Здесь стоит вспомнить самые интересные дни и часы, найти доброе слово о каждом, обменяться адресами, оставить свои автографы на фотографиях, спеть любимые песни. Актив отряда вместе с вожатым заранее подготовит всем ребятам какие-то особые сувениры. Вожатый проведет итоговую анкету, ребята напишут друг другу в блокнотах слова прощания и пожелания, пройдут по территории лагеря и попрощаются со всеми его памятными уголками.

Постарайтесь с первого дня смены узнать особенности черт характера каждого ребёнка. А самое главное – узнайте, чем они любят заниматься. Постарайтесь каждый день уделять как минимум десять минут каждому ребенку. Если они будут чувствовать себя в центре внимания, то полюбят вас больше, а значит, они будут вас уважать и слушать .

Нужно всегда зажигать детей. Они смотрят на тебя в первую очередь и перенимают все твои привычки. И когда ты находишься в очень крутом позитивном состоянии, когда ты зажигаешь всех и вся, когда ты находишься в центре внимания всего лагеря и излучаешь эту позитивную энергию, дети перенимают это и хотят быть такими же крутыми, как и ты. В любой непонятной ситуации или когда возник затуп, нужно просто импровизировать и кайфовать. Если ты видишь, что твое мероприятие идет по плохой стороне, нужно просто получать удовольствие и детей нужно тоже этому научить. Косяки всегда есть и будут, без них не бывает. Поэтому всегда будь способным получать удовольствие независимо от ситуации. Настоящий вожатый - это чувак, который делится невероятной энергией с детьми, и он может передать ее в отряд, будучи самим полностью ею наполненным.

Не ложитесь спать после отбоя! Потому что как только вы засыпаете, просыпается желание пошкодить, попить всем отрядом водички, сходить всей комнатой в уборную-ведь ночью страшно, нужно обмазать девчонку с отряда зубной пастой-ведь она не пожелала доброй ночи, срочно нужно сказать что-то другу из другого отряда, позвонить маме, брату или СПАСТИ ПЛАНЕТУ ОТ ИНОПЛАНЕТНОГО ВТОРЖЕНИЯ... А это вы только могнули... Мораль: засыпай, убедившись, что все ваши крошки уже сладко спят.