Тренинг сензитивности

9600782fUXm.jpg

Занятие первое

Принятие правил.

«Мы сидим в кругу, который сами создали. В нем нет ничего иного, как нас самих и того, что мы принесли сюда в себе. Мы будем изменять себя, если это при помощи друг друга. Только наше общение должно помогать пониманию себя». Для того, чтобы общение было полезным, необходимо выполнение следующих правил (озвучиваются при всей группе):

1.Важным является то, что происходит сейчас, какие чувства испытывает каждый член группы в данный момент. Можно пользоваться только информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлое общение, которое было за пределами круга, не обсуждается. Выходить из помещения во время занятий нельзя (только во время перерыва, в котором нельзя обсуждать то, что происходит в кругу).

2. Надо открыто выражать свои чувства по поводу всего, что происходит в кругу.

3. Правило «Стоп». Каждый может отказаться от выражения чувств: «Я чувствую, что не хочу говорить о совеем чувстве»

4. Говорить необходимо только о тех чувствах, которые действительно чувствуете, а не о тех, которые возвышают вас в глазах других, удобны вам, представляют вас в лучшем свете.

5.Никому ничего не советовать.

6. Говорить только от своего имени.

7. Не давать оценок.

8.Отвечать за свои слова.

9. Не выносить за пределы круга все то, что происходит в нем.

10.Обсуждается любая тема, исходящая из желаний членов группы

11. Занятия пропускать нельзя.

12.Не отвлекаться на общие темы.

На таких занятиях не должно быть оценок происходящего


Упражнение 1.«Упражнение в парах».

Цель: развитие наблюдательной сензитивности

Инструкция: Сделаем так: стоящий в центре круга (для начала я буду им) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком: «пересядьте те, у кого есть дочери»- и все, кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга старается занять место, а тот, кто останется без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, когда все поменяются местами перечислит всех , у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения.

Упражнение 2. «Упражнение в парах»-2

Цель: развитие наблюдательной сензитивности

Инструкция: в течение некоторого времени смотрим друг на друга Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо давать письменные ответы. Какого цвета глаза вашего партнера? Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. Сейчас мы сменим пары, один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча посмотрите друг на друга. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки. Напишите, какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него украшения на руках, на шее, одежде? На какой руке у него часы?


Упражнение 3.«По кругу»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

Инструкция: Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом. У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга. Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, например: «Саша! Я иду по кругу влево и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?»

Далее тренер дает аналогичное задание еще 4-5 участникам. В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.


Упражнение 4.«Слепец и поводырь»

Участники делятся по парам. Один закрывает глаза. (слепец), другой становится поводырем. Затем- меняются местами.


Занятие 2

Упражнение 1. «Чувство времени»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

Инструкция: Давайте проверим, насколько у вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.

В ходе упражнения тренер фиксирует тех участников, которые:

  • поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет;
  • своевременно поднимают руку;
  • поднимают руку позже.

После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и прелагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть людей говорят о сложности такого знания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Участники могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности событий приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.


Упражнение 2. «Салочки »

Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

Инструкция: Участники группы стоят по кругу. Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки – шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь не задеть никого. Делать мы это будем примерно три минуты. Я скажу, когда они закончатся.

Это упражнение стоит выполнять в комнате, где частники могут чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер не может не принимать участия в упражнении.

Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время выполнения передвижения по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»


Упражнение 3. «Я вижу…..»

Цель: осознание различия между тем, что люди «видят», «представляют, интерпретируют», « и им кажется».

Инструкция: Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать» Тренер и участница группы садятся друг напротив друга. Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях» Таня: «Я вижу , что ты посмотрела вправо» Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» итд. «Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий»


Упражнение 4. «Знакомство руками».

Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу.


Занятие 3

Упражнение 1. «Я тебя помню…..»

Цель: развитие взаимодействия сенсорных каналов, побуждение участников к большей включенности в групповой процесс.

Инструкция: Упражнения проводится на 3-4-й день работы группы. Ведущий делит группу на 2-3 подгруппы.

Каждый из участников по очереди выходит перед своей группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы. Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он часто ошибается, то надо сказать ему об этом. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто задает их и сколько их , решает группа. После того, как будет задано 5-6 вопросов, происходит смена отвечающих.

Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно требует значительных усилий по правильному восприятию партнеров. Нередко допускаются ошибки.

При обсуждении высказываются идеи о том, что еще недостаточно хорошо удалось узнать друг друга, непривычно слышать голос, не видя перед собой человека.


Упражнение 2. «Перемещения»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности, развитие взаимодействия сенсорных каналов, дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

Инструкция: Участники сидят по кругу. Сейчас я скажу «раз», и мы все закроем глаза, а на счет «два» встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева справа от вас. Во время выполнения упражнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, «раз» (пауза), «два».

Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку. Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы.


Упражнение 3.«Тактильные ощущения»

Цель: развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получения информации из окружающего мира.

Инструкция: Участники садятся в круг. В центре круга стоит пустой стул. Один из участников выходит в центр круга и садится на стул , кладет руки на колени ладонями вверх и закрывает глаза. Остальные по очереди в произвольном порядке подходят к нему и кладут свои руки на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз тренер говорит «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Подходят в произвольно порядке и кто-то может подойти несколько раз.

Во время выполнения упражнения в центре могут побывать 3-4 человека

При обсуждении данного упражнения можно задать вопрос «как вы решали поставленную задачу?»


Упражнение 4. «Состояния и ситуации »

Цель: развитие наблюдательской сензитивности.

Инструкция: Участники группы становятся в круг. По команде тренера начинают ходить по комнате и того, кого я назову, попробует себя представить постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак: мы идем по густой чаще леса…. Далее каждые 20-30 секунд тренер называет имя следующее члена группы. После завершения упражнения можно задавать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях? », «В какой из предложенных ситуаций вам легче всего себя представить, в какой- сложнее?»

В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующий моменты:

  • одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные состояния;
  • люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность модно развивать ;
  • легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;
  • воспроизведение характерных той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Приведем примеры ситуаций, предложенных участниками в разных тренинговых группах:

Спешим в театр Оказались на приеме у английской королевы Идем по лесу, где очень много комаров, в магазине пробираемся в толпе к прилавку; Идем по узкой тропике в горах По болоту По берегу моря По битому стеклу босиком


Занятие 4

Упражнение 1. « Угадайка»

Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность.

Инструкция: Все участники садятся по кругу. Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду одновременно выбрасывать пальцы. Какое-то время , достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с этой задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы сделаем очередную попытку.

Упражнение может проходить по-разному, Иногда группе требуется до 30 попыток. Обнаруживается , что в процессе выполнения упражнения необходимо ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, где стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество.


Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний

Инструкция: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе выполнения упражнения тренер дает возможность высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз после того, как состояние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние.


Упражнение 3. «Угадай эмоцию 2»

Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний,

Инструкция: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Делать это надо будет по очереди, выйдя в центр полукруга, стоя к группе спиной. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено, не видя лица человека.

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство итд.


Упражнение 4 .«Мои движения»

Цель: развитие распознавание двигательной эмпатии и ПФД

Инструкция: Каждый по очереди делает движение, отражающее его внутреннее состояние, а остальные повторяют это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние.

После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по-вашему мнению, состояние каждого из вас?».


Занятие 5

Упражнение 1. «Числа»

Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность

Инструкция: Все участники садятся по кругу. Тренер называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

Лучше всего называть вначале 5-7, в середине 1-2. При обсуждении упражнения можно задать следующие вопросы: Что помогало справиться? Что затрудняло ее выполнение? На что ориентируетесь, принимая решение? Какая у вас была тактика? В ходе обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.


Упражнение 2. «Грустный - веселый»

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, назы¬вая при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть ан¬тоним - противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: "Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним "веселый" и, сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бро¬сать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех ». Это упражнение позволяет развивать возмож¬ности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.


Упражнение 3. «Мяч по кругу»

Цель: тренировка наблюдательской сензитивности

Инструкция: Участники группы сидят по кругу. «Бросая друг другу, мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: «Безза¬ботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников». Для усложнения этого (и подобных ему) упраж¬нения можно включить в него задание, направлен¬ное на тренировку наблюдательской сензитивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе « раскрутить» це¬почку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч нахо¬дится, бросит его тому, от кого он был получен итд. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам пом¬нить всю последовательность перемещений мяча, чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.


Упражнение 4. «Броуновское движение»

Беспорядочное движение участников по комнате (с максимальной осторожностью Ведущий называет букву, участники должны выстроиться в форме буквы, и так несколько раз. Таким образом можно строить слова и даже целые фразы.


Занятие 6

Упражнение 1. «Никто не знает…..»

Цель: Улучшение групповой атмосферы, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.

Инструкция: Участники группы сидят о кругу. У тренера в руках мяч. Участники должны бросать мяч друг другу этот мяч. Тот, у кого окажется этот мяч завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или- у меня)….» Нужно быть внимательными и мяч должен побывать у каждого участника.


Упражнение 1. «Прогноз »

Цель: Осознание и развитие прогностических способностей, упражнение также направлено на развитие наблюдательности, поскольку адекватность прогноза опирается на совокупность сигналов, которые могут быть зафиксированы при наблюдении за партнером от момента принятиями решения до его воплощения.

Инструкция: Участники группы разделяются на пары. «Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу "начали", сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно¬временно посмотреть друг на друга».


Упражнение 2. «Зеркало»

Цель: Упражнение направлено на развитие способ¬ности вчувствоваться в другого человека, предви¬деть его действия.

Инструкция: Участники группы разбиваются на пары. «Один из участников пары будет "зеркалом", а второй - "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свобод¬но: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало" повторяет, как можно точнее все движения "обезьяны" ».

Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать, группе такие вопрос «Какие трудности у нас возникали в процессе выполнения упражнения? », «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?».


Упражнение 3. «Описание »

Цель: Это упражнение направлено на развитие спо¬собности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Наличие у человека адекватных Я-образов - важ¬ное условие кооперативного взаимодействия. Они обеспечивают гибкость поведения.

Инструкция: Участники группы разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. «Для выполнения этого упражнения нам понадобятся добровольцы. Кто готов начать и оказаться в центре нашею внимания? (Тренер убеждается в готовности вызвавшегося участника приступить к работе. Допустим, его зовут Андрей.) Сейчас все мы сосредоточимся на Андрее. Вспомни¬те все, что вы уже знаете о нем, ситуации, в которых он участвовал, eгo высказывания, мне¬ния (тренер делает паузу, давая возможность всем подумать). А теперь каждый скажет об одном его качеств, которое, по его мнению, бесспорно, есть у Андрея, и пояснит, на основании чего он делает такое заключение. Андрей, ты, пожалуйста, внимательно слушай и, когда все выскажутся, скажешь нам о чувствах, которые у тебя возникали, когда ты слушал всех, и о том, насколько то, что ты услышал, соответствует твоим пред¬ставлениям о себе».

После того как работа с Андреем будет завер¬шена, тренер предлагает еще кому-нибудь, кто захочет, побывать в его роли.


Упражнение 4. «Групповая скульптура»

Композиция, выполняемая либо в парах, либо всей группой, которая может выражать символы, образы и явления. Настроение группы.


Занятие 7

Упражнение 1. «Пожелание»

Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность

Инструкция: Все участники садятся в круг. Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день сделаем это так. Первый участник встанет и подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот у к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

Если во время выполнения этого упражнения некоторые из участников испытывали затруднение, то после завершение можно спросить группу именно о них. «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания? » Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе выполнения упражнения, с другой стороны, ответ на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае - это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.


Упражнение 2. «Я тебя помню » -2

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать состояние другого человека, фиксировать его отличия.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу, у каждого ¬чистый лист бумаги. «Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будет е отвечать, каждый самостоятельно отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают дрyгиe участники нашей группы. Итак: 1. Кто ваш любимый поэт? 2. Какой ваш любимый цвет? 3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 4. Какое время года вы любите больше? 5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?»

После каждого вопроса тренер дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы. «Сейчас я по очереди зачитаю ответы каж¬дого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он рас¬крывает свое инкогнито, если нет – остается анонимным»


Упражнение 3 . «Какого я цвета?»

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения. Расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности этих состояний. Расширение сезитивных возможностей за счет включения разных сенсорных систем.

Инструкция: Сегодняшнее занятие начинается с того, что каждый участник, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она ) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета).

Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда,- и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.


Упражнение 4. « Восковая палочка ».

Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия – недоверия.

Задачи:

  • осознание собственной телесности;
  • осознание телесных переживаний среди других людей;
  • переживание поддержки других участников группы;
  • переживание доверия- недоверия в отношениях;
  • сплочение группы.

Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. тот, кто стоит в центре, - «восковая свеча», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль. Затем на месте «восковой свечи» оказываются остальные участники группы. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.


Занятие 8

Упражнение 1.«Доверяющее падение»

Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации, работа с защитными механизмами.

Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Один из участников встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит от него на небольшое расстояние. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.


Упражнение 2. «Впечатление»

Цель: Выполнение этого задания, кроме тренировки сензитивности, дает возможность рефлексии содержания работы за день, помогает, структурировать полученный опыт.

Инструкция: Все участники сидят по кругу. «В течении пяти минут вы должны нарисовать, свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы (Характер задания может модифицироваться. Данное задание предлагается в конце второго дня работы, на третий день возможно задание изо6разить «Мое жизненное кредо», на четвертый или пятый - «Пейзаж».). Постарайтесь риcoвать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. 3аверните рисунки и отдайте мне. (Когда все рисунки будут тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы.

Работая с рисунками « Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участникам с вопросом: « Какие пейзажи, скорее всего, стал бы рисовать Игорь? », «Что не стал бы рисовать Андрей, изображая свое жизненное кредо?» В обсуждении этих вопросов принимают участие авторы рисунков, что дает обширный содержательный материал.


Упражнение 3 .«Марионетки» (30 мин.)

Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет и он не свободен. Участники должны разбиться на группы по 3-4 человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода- полностью управлять всеми движениями куклы- марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 м.

Цель кукловодов: перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
  • Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  • Хотелось ли что-нибудь сделать самому?


Упражнение 4. «Пары»

Цель: Повышение настроения, понижается усталость. Оно содействует раскрепощению участников. В то же самое время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны быть внимательными к действиям других, а с другой стороны искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Инструкция: Участники садятся в круг. Тренер раздает карточки, которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если кому-то достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитать свою карточку нужно так, чтобы никто не увидел, что на ней. Теперь карточку нужно убрать. Задача каждого- найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки " вашего животного» Другими словами, все делать молча. Когда находят свою пару, нужно молча остаться рядом, и не переговариваться. Только после того, как будут образованы все пары, можно проверить, что получилось.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.