Тренинг на сплочение 3

161726374 cde44b4c07m.jpg

Сплоченность складывается из многих компонентов, важнейшие из которых перечислены ниже:

1. Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и которая, с очевидностью, не может быть достигнута кем—то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу “или мы все вместе выиграем, или все вместе проиграем”.

2. Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.

3. Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска.

4. Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт.

5. Соревновательность, но направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента — например, на другую команду. Наиболее результативный путь формирования качеств, необходимых для продуктивной командной работы — это игровое моделирование ситуаций совместной деятельности, где проявятся такие качества. На это и направлены приведенные в этой части книги игровые упражнения.

Слушаем голоса Подготовка Заранее готовятся карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.), — по 2—3 карточки на группу с названием каждого животного. Для усложнения игры можно также добавить несколько карточек, на которых изображены животные, не издающие характерных звуков (например, рыбы). Описание Ведущий раздает группе карточки с названиями животных. Участники, никому их не показывая, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: “Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных”. Например: те, у кого изображена кошка, мяукают и собираются вместе. Смысл упражнения Разминка, демонстрация избирательности восприятия информации, имеющей место в любом общении: во всем потоке звуков удается выделить именно нужные, остальные как будто отходят на второй план. Обсуждение Что помогло собрать всю “семью”, не растеряв по ходу участников? Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?

Повернуться в одну сторону Описание Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70—80 см, и встают лицом в одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно). Игра может использоваться как экспресс—тест на групповую сплоченность (фиксируется количество прыжков, потребовавшихся для достижения результата). При выборе места и времени проведения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже. Можно выполнить упражнение иначе, менее шумным способом: участники стоят в кругу, лицом к центру, и по команде ведущего поворачиваются на 90 градусов вправо или влево, предварительно закрыв глаза. Задача та же самая: после очередной попытки всем оказаться лицом в одном направлении (внутрь круга, наружу либо в затылок друг другу). Смысл упражнения Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся к этому индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность. Обсуждение Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу “каждый за себя”? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?

Круг с карандашами Подготовка Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника. Описание Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки (см. рисунок). Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать. В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Включить медленную музыку и устроить коллективный “танец”.

Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70—90 см и держат два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх—вниз, поворачиваться вправо—влево, приседать. Смысл упражнения При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каж—дый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других. Обсуждение Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?

Дракон Описание Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это “голова”, а конец — “хвост” дракона. “Голова” пытается ухватить “хвост”, а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек — не менее 5 ? 5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму. Игра повторяется 3—4 раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте. Если участников много, можно сделать две колонны. Как вариант, “голова” охотится на свой “хвост” либо на “хвост” другого дракона. Смысл упражнения Физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие координации совместных действий, сплочение группы, снятие психологической напряженности, неловкости в межличностных отношениях. Обсуждение Участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны.

Циферблат Описание Участники, сидящие в кругу, образуют “циферблат часов” — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому—то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие—либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто—нибудь заказывает время, а “циферблат” его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1—2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу. Смысл упражнения Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие. Обсуждение Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Пишущая машинка Описание Участники изображают клавиатуру “пишущей машинки”. Так как количество участников обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании и кто—то из участников) диктует фразы, остальные участники “печатают” их — когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши. “Печать” может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если сначала фраза произносится быстро, а потом участники “печатают” ее по памяти. Ведущий может записывать получившиеся “напечатанные” фразы по “буквам” во избежание путаницы. Смысл упражнения Повышение направленности внимания участников друг на друга, концентрации внимания, разминка. Обсуждение Достаточно краткого обмена впечатлениями.

Живой шрифт Описание Участникам, объединенным в команды по 5—6 человек, предлагается коллективно придумать, как можно создать и продемонстрировать “живой шрифт”, в котором участники изображали бы собою каждую из букв алфавита (время на подготовку 15— 20 минут). Потом каждой из подгрупп предлагается продемонстрировать получившийся у нее “шрифт” (лучше всего, если будет возможность заснять каждую “букву” на цифровую камеру, а потом, на стадии оценки, повторно продемонстрировать). Команда, у которой “шрифт” получился наиболее четким или был изображен наиболее оригинальным способом, объявляется победительницей. Смысл упражнения Развитие навыков генерации и воплощения идей в условиях командной работы. Обсуждение Сначала участники обмениваются своими эмоциями и чувствами, возникшими по ходу выполнения упражнения, потом — соображениями по поводу того, что способствовало его успешному выполнению, а что препятствовало, и каким жизненным ситуациям можно уподобить такое задание.

Хлопки по коленям Описание Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит “один”, сосед справа произносит “два” (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева — “три”, а “четыре” — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа. Смысл упражнения Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению. Обсуждение Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Путаница Описание Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой — за правую руку человека, стоящего напротив (см. рисунок на с. 14). После этого им нужно распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти одну относительно другой. Можно перешагивать через руки друг друга и т. д. Оптимальное число участников в круге от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно создать несколько кругов, организовав между ними соревнование на скорость. Смысл упражнения Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, “ломая” пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто устранился от работы). Обсуждение Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда казалось, что распутаться невозможно, когда способ решения стал понятен и осталось его воплотить; завершение упражнения)? Кому было во время игры комфортно, а кому нет, с чем это связано? Кто руководил процессом? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким действиям это в конце концов удалось?

Узелок Подготовка Для игры понадобится канат или прочная веревка длиной 6—7 м (для группы из 12 человек; при большем количестве игроков нужен более длинный канат, примерно 40 см дополнительно на каждого участника). Описание Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каж—дая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, “капитанов” команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных участников. Каждый держится за канат, протянутый вдоль обеих колонн (см. рисунок). Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел в промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5—7 минут. Смысл упражнения Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения не оговаривается, участники должны найти его самостоятельно. Обсуждение Следует обратить внимание участников на то, что при выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: “Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?”

Рулет Подготовка Для игры нужен канат или прочная веревка длиной 6—7 м, если в группе более 14 человек — 2 каната. Описание Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения — 2—3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два “рулета” и устроить между ними соревнование на скорость. Смысл упражнения Развитие умения координировать совместные действия, сплочение группы, снятие психологической напряженности, развитие внимательности. Обсуждение Краткий обмен впечатлениями: кто испытывал дискомфорт и почему, кто был лидером и руководил передвижением.