Тренинг креативности 1

Y 9c903060m.jpg

Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

Психогимнастические упражнения объединены в четыре большие группы:

1. Упражнения, которые могут быть использованы на этапе знакомства участников группы тренинга креативности.

2. Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы этапы креативного процесса, и какую роль играет в его протекании накопленный субъектом опыт; упражнения, направленные на осознавание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, знание которых позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать креативную среду для себя и других людей).

3. Упражнения, направленные на развитие творческого потенциала участников, апробирование и тренировку навыков управления латентными факторами, оптимизирующими творческий процесс.

4. Упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга.

Некоторые шаги, осуществляемые в ходе тренинга, связаны с использованием ряда специфических техник: медитации, ведомой визуализации, управляемого воображения, свободного рисования, преобразование условие задачи или проблемы из знаковой в образную форму.


Основной целью программы является осознание креативности в себе и ее развитие.

Задачи:

-осознания и преодоления барьеров проявления креативности;

- осознания характеристик креативной среды;

- формирование навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:

1. Проблемность

2. Неопределенность

3. Принятие

4. Безоценочность.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.

В программе тренинга креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт, разработка.


1. Подготовка

Этот этап в первую очередь связан с появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Вектор этого побуждения создает возможность для осознания задачи, цели изменения, что определяет возникновение доминанты, привлекающей к себе необходимый для решения проблемы запас прошлого опыта. По мнению Эмэбайл Т. (1983) принципиальное значение имеет именно внутренний, идущий от субъекта характер побуждения к постановке и разрешению проблемы. Возникновение этого побуждения действительно может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию.

На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения- степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее.

В сущности, в процессе подготовки происходит углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры.

В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.


2. Фрустрация.

Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возникшие варианты решения, индивид все-таки не находит ответ. Иными словами, он оказывается в тупике.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа мы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где ее можно получить и т.д. И в этом случае происходит то, что Sapp D. (1992) называет "новый рост"


3. Инкубация.

Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функцинальной ассимметрии больших полушариев головного мозга.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема "передается" в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа над проблемой на подсознательном уровне начинается, конечно, раньше, по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической.

В случае сохранения мотивации, направленной на решение проблемы, из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые "ключевые" образы, то они в итоге займут свое место в "пустотах" структуры решения. Отметим, что другим принципиальным условием, определяющим успешность этапа инкубации является качество происхождения этапа подготовки. Ошибки и недочеты, совершенные на этом этапе, могут заблокировать появление необходимой идеи даже при условии присутствия "ключевой" информации в правополушарной модели.


4. Инсайт.

Инсайт- это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией.

Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи.

Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятность успешного завершения процесса.


5. Разработка.

Разработка или верификация является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами. Интрига этапа, его парадокс заключается в возможности ошибочной фиксации.

Этап может быть представлен двумя подэтапами:

5.1 Собственно проверка истинности инсайта (верификации).

Субъект креативного процесса ищет ответы на вопросы: "Будет ли это работать?", "Соответствует ли это исходным условиям?", "Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?". Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку.

Это обстоятельство показывает что креативный процесс не является линейной последовательностью событий, а скорее движением по спирали, обратимым процессом с возможными взаимопереходами и взаимной детерминацией этапов.

5.2 Осуществление

Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьирует от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до десятков лет. Последние строки характерны для воплощения идей в больших системах, так как там идея входит в соприкосновение с десятками тысяч переменных. Последствия этих соприкосновений затрагивают привычные установления, коммуникации, отношения людей и пр.

На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

В ходе работы с модулем "Креативный процесс" психолог создает условия, ситуации для осознания участниками его этапов, закономерного характера их последовательности, что дает возможность влиять на протекание творческого процесса, опираясь на полученную информацию и собственный опыт.

Качество прохождения каждого этапа оказывает существенное влияние на конечный продукт. Участники занятий обнаруживают это в ходе работы, и эти открытия закрепляются в их опыте в виде переживаний и навыков создания оптимальных условий для протекания креативного процесса в целом.

При этом психолог ориентируется на следующую последовательность шагов:

- детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта;

- использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом;

- воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

Для оценки находимых решений или вариантов поведения участникам тренинга могут быть предложены критерии оценки продуктов деятельности, предложенные Т. Эмэбайл (1983). По ее мнению продукты некоторой деятельности могут быть оценены как креативные, если они являются одновременно новыми и адекватными по отношению к ситуации, а ситуация или задача не могут быть решены по какому-либо ранее известному алгоритму.




С о д е р ж а н и е з а н я т и й

I этап


Занятие 1

В этом занятии представлены некоторые упражнения знакомства участников с целями и задачами тренинга креативности. Их специфика связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе креативную среду - среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.

После вступительного слова, ведущий кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий0, обсуждает с участниками принципы работы тренинговой группы.


Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.

Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.

В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае тренер может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе.

Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Тренер может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.


Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность".

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.


Упражнение 3

Участники сидят по кругу.

Инструкция: "Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим".

Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основами. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.

После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.


Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали".

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в обратную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарые механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.


Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.

Инструкция: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто умеет водить машину",- и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже."

В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8-12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: "Сейчас у нас будет пять минут, в течении которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас".

Через пять минут тренер предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом тренер проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон. В опыте нашей работы неоднократно встречались случаи, когда рассказ о группе был написан в стихах, в виде репортажа, притчи, сказки и т.д.


Занятие 2-3


Упражнения этого занятия позволяют перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности и ее феноменах в целостные, достаточно детализированные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга.

Упражнения, включенные в данный раздел направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создания условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного процесса, а также основные характеристики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждающих находить креативные решения или способы поведения.




Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все- от ступней ног до макушки головы... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки..., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями...

Порой они бывают молненосными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают?... Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2-3 раза)

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе".

После того как все участники группы открыли глаза, тренер может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, патель и т.д.

Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

После того, как все закончили рисовать, и рисунки прикреплены на натянутую леску или к стене, тренер продолжает инструкцию: "Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4-5 человек в каждой - и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится".

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств тренер побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

Это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность, а также некоторых барьеров, блокирующих ее проявление.

Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешаюших жить в изменчивом мире. Эти качества были предложены в разных группах тренинга креативности, проведенных нами.

1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:

- любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм

- принятие себя и мира во всех проявлениях;

- умение посмотреть на проблему глазами других;

- чувство юмора;

- переживание своей "незаконченности", незавершенности;

- общительность, контактность;

- сензитивность, эмпатия;

- желание помогать людям;

- работоспособность;

- мечтательность, способность фантазировать;

- решительность, настойчивость, целеустремленность и т.д.

2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:

- неуверенность в себе, своих силах;

- предвзятость мнений;

- заниженная самооценка;

- несамостоятельность;

- чрезмерная приверженность принципам;

- формализм, дезорганизованность;

- стереотипность мышления и поведения;

- ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению

других;

- тревожность;

- высокая внушаемость и т.д.


Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.

Инструкция: "Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача- узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, "сообщить Светлане, что написано на карточке".

Те, кто окажется в центре круга и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

Анализ затруднений, источников напряжений, возникающих в процессе выполнения задания, позволяет обнаружить и обозначить некоторые барьеры креативности, в частности, такие как ориентация на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неустойчивая сниженная самооценка, страх не найти ответ.

В то же время в ходе обсуждения появляется возможность поговорить о механизмах возникновения решения.

Дело в том, что для достижения цели отгадывающему необходимо устанавливать связи между получаемой информацией и находить нечто, объединяющее всю информацию (безусловно, в том случае если он ее точно, без искажений воспринял). Например, в одной из тренинговых групп, когда на карточке было написано слово "весна", участники изобразили сев, радость при появлении первых цветов, возможность снять теплые вещи и одеться легче, прыгали через воображаемые лужи, приветствовали прилет птиц и т.д. Показательными были рассуждения вслух того, кто отгадывал слово: "Что же это такое, что объединяет все это: птицы летят, что-то сеют, рвут цветы?"

В ходе обсуждения проделанного во время этого упражнения работы (также как и в упражнении 13) можно начать разговор об этапах креативного процесса. Работа, которую проделывают отгадывающие отчетливо демонстрирует, как важно для успешного разрешения проблемной ситуации тщательно пройти этап подготовки, сбора информации.

Упражнение вовлекает в работу всех участников тренинга. Они ищут более выразительные средства для того, чтобы изобразить отгадываемое слово, развивают свою фантазию, изобретательность и экспрессивность.


Упражнение 3

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого."

Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности.

Для более отчетливого их проявления тренер побуждает участников реагировать быстро, т.е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека.

В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.

В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: "В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?", "Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?", "Что вам помогало справляться с поставленной задачей?"

Когда речь идет о трудностях, с которыми участники столкнулись при выполнении задания, тренер может обратиться прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации. Участник одной из групп тренинга креативности сказал следующее: "Гораздо легче что-то придумать, когда на меня не смотрят. Если мяч у меня, и я должен говорить, и меня все ждут, кажется, что время тянется очень медленно".

Действительно, у многих из нас есть сформированный еще в детстве стереотип "Нельзя заставлять себя ждать". В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа.

Среди состояний, возникающих в ходе выполнения задания, участники называют волнение, тревогу, смущение. Возникает идея оценивания: "...все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше."

Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности как стереотипы, желание во чтобы то ни стало сделать правильно ("я молчала, потому что искала лучший вариант"), ориентация на одобрение, сниженная самооценка.

К внешним барьерам проявления креативности, которые отчетливо обнаруживают свое влияние в ходе выполнения этого упражнения, относятся: временное ограничение (ситуационный стресс -фактор), оценивание (эту реакцию участники сами приписывают окружающим их людям).

Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению креативности.

Кроме того, в ходе обсуждения появляются идеи относительно того, что помогало выполнить задание. Среди них: нестатичность возникшего образа предмета ("я представляла большую люстру, поменьше, из разных материалов, со стеклянными, с плетеными плафонами, и тогда возникали все новые и новые варианты ее использования"); сознательное изменение образа предмета; свободная обстановка в группе.


Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч)- апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".

Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее".

Также тренер обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как "желтый", "оранжевый", а следующий участник говорит: "Кубинский". В этом случае тренер может сказать: "Появилась новая область- страна- производитель".

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.


Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе- на букву Г, третье- на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течении трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: "Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут". (Можно не задавать тематику написания рассказа).

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.


Упражнение 6

Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежат бумага, краски, фломастеры и т.д.- все, что необходимо для рисования.

Инструкция: "Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки".

После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.

Упражнение позволяет сформулировать многие существенные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

Приведем примеры того, что говорили некоторые участники групп тренинга креативности, рассказывая о своих рисунках.

Ольга: "Я хотела на своем рисунке показать роль внешних условий: из ручейка получается океан. Это означает, что креативность развивается в подходящих условиях, и сама потом питает других".

Татьяна (на рисунке- мозаика): "Для меня креативность- это движение от хаоса к гармонии".

Саша (на рисунке разноцветная спираль): "Креативность- это развитие, радость, бесконечность".

По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

Занятие 4-5

Упражнения, включенные в это занятие, посвещены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т.д. Кроме того, сюда вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.


Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем- называем какой-либо цвет, а когда ловим- объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"

Использование в инструкции слова "объект", а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.


Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух"- название птицы, во втором случае ("земля")- животного, и если было сказано "вода"- название рыбы. Реагировать нудно как можно быстрее".

По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления.


Упражнение 3

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

Инструкция: "Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у Вас будет три минуты".

Через три минуты тренер предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и тренером не комментируется. Если в группе все же возникают вопросы, много или мало аргументов написано, высказываются оценки и самооценки ("ой, а меня совсем мало"), тренер не реагирует и не поддерживает обсуждение.

Продолжение инструкции: "Теперь у вас будет некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомните 1-2 аргумента, которые есть у партнера, а у вас их нет, и эти аргументы кажутся вам особенно неожиданными и оригинальными".

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, тренер продолжает инструкцию: "Сейчас у вас будет еще три минуты, в течении которых каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов против курения".

Затем участники обмениваются результатами своей работы также, как они делали это на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем кругу.

Тренер: "Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов "за" и "против" курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными".

В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлений о частной, конкретной проблеме (в данном случае, о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументов партнера, обнаружение нового в аргументов других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.


Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож- прийдет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка . т.д.

Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению прийдет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее".

В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.

В ходе работы группы часто переходит от обычных вариантов (упал цветок- прийдет девушка, потому что она любит цветы; упала люстра- прийдет электрик, потому что ее надо починить) к более оригинальным и неожиданным (упала звезда- прийдет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение- прийдет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля- прийдет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т.д.)

Упражнение направлено на развитие гибкости, оригинальности мышления. Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулировать у участников активность правого полушария, тренер может предлагать им представлять "картинку" падающего предмета и того, кто приходит после этого события.


Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места- в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".

Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

Упражнение 6

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет, находящийся в этой комнате, от имени которого вы готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы произнести , кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога".

Упражнение направлено на развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, "приобретение новых глаз". Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносит монолог от имени дверной ручки, говорит "Мне приятно ощущать тепло человеческих рук" или "Ночью, когда "она" находится без движения, особенно чувствуется холод и скука". Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка "не знает" что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана.

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.


Упражнение 7

Участники группы сидят по кругу, у каждого несколько листов бумаги, карандаши, фломастеры. Тренер в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова.

Упражнение проводится в три этапа.

1 этап. "Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течении трех минут постарайтесь найти слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек".

После того как участники справились с заданием, тренер предлагает рассказать о полученных результатах и о том, как они были получены.

Приведем пример. Одному из участников необходимо было найти слово, объединяющее смыслы и свойства, отражающиеся в словах "кубик", "трость", "река". Было предложено слово "фараон". Выбор был пояснен следующим образом: кубик (элемент пирамиды), трость (символ власти фараона), река (Нил)-фараон.

2 этап. "Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на карточке. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех слов".

Так как на карточках написаны слова, обозначающие чувства, черты характера, абстрактные понятия, а не только материальные объекты, в группе возникают вопросы, как нарисовать, например, "хитрость" или "потерю". В этих случаях тренер воздерживается от пояснений, сообщая только о том, что можно нарисовать любой образ, который возникает в связи с данным словом. Тренер не реагирует на сетования отдельных участников по поводу неумения рисовать, принимая их к сведению.

Когда все участники справятся с заданием, тренер предлагает им поделиться полученными результатами и своими впечатлениями от работы. Приведем пример. Участники группы, на чьей карточке были слова "кубик", "трость", "река", нарисовав образы, возникшие у него в связи с этими словами, в качестве обобщающего предложил слово "мысль": кубик (умозаключение, из которых складывается рассуждение), трость (опора, помощь, поддержка), река (движение)-мысль. 3 этап. На третьем этапе работа продолжается с помощью приемов Э. Де Боно (1967,1973). Рассмотрим вариант такой работы на конкретном примере.

1. Функциональный анализ (ФА).

кубик-игрушка; груз; мера веса, объема; подставка; украшение; упор; сигнал; инструмент для измельчения зерна, соли, орехов.

трость- средство для опоры; дрова; рычаг; спортивный снаряд; измерительный инструмент.

река- экспериментальная площадка для экологических исследований; транспортная артерия; сила, создающая электроэнергию.

2. Структурный анализ (СА).

кубик- грани, плоскости; металл, дерево или пластмасса.

трость- набалдашник, палка, лаковое покрытие, искривленные поверхности, наконечник.

река- берега, дно, вода, химический состав воды (водород, кислород).

3. Оценка всех факторов (ОВФ)

кубик- может быть набалдашником у трости; объем воды в реке может быть измерен в кубических метрах; из кубиков может быть построен мост через реку.

трость- тростью можно играть в новый вид бильярда, где вместо шаров используется кубик, то же самое можно делать в реке; на трости можно укрепить кубические емкости и переносить из них речную воду.

река- на реке можно выращивать тростник для изготовления тростей; кубик можно сделать из замершей речной воды: трость может испортиться в реке.

4. Положительное, отрицательное, интересное (ПОИ).

кубик: П-очень функционален; может быть развивающим средством, строительным материалом; удобный в складировании. О- сделанный из прочного материала может стать причиной ушибов и травм.

трость: П- символ респектабельности; орудие защиты; средство для развития кистей рук; записная книжка с длительным сроком хранения сделанных пометок. О- лишняя тяжесть; ограничивает свободу. И- одновременно может быть тайником, оружием и средством, вызывающим жалость к ее обладателю.

река: П- на реке могут быть организованы праздники с купанием, катанием на лодках, рыбной ловлей; средство орошения. О- на реке тонут люди; по реке приплывают враги; вода- путь передачи инфекции.

На этом конкретном примере затруднено использование некоторых приемов де Боно, таких как:

цели, задачи, намерения (ЦЗН);

точки зрения различных лиц на эту ситуацию (ТЗ);

основное преимущество (ОП);

последствия и результаты (ПР);

альтернативы, возможности, выводы из данного события (АВВ).

В зависимости от используемого материала тренер может определить перечень приемов, с которыми будут работать участники. Полное использование приемов возможно и особенно эффективно при анализе ситуаций взаимодействия людей, конкретных управленческих приемов. Результаты анализа в этих случаях становятся основой для принятия решений и разработки детальных планов их реализации.

Упражнение целесообразно проводить на третий- четвертый день работы, когда группа уже продвинулась на пути осознания целей тренинга.


Результатом проведения упражнений этого раздела является более полное представление участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности, "площадь" ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидания взаимодействия с другими людьми и миром.


Упражнение 8

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".

Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений: "люблю грозу в начале мая", некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.


Упражнение 9

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: "Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано..."Проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого- нет.

Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью".