Тренинг «Портреты»

La04m.jpg

Все мы равны, но одни более равны, чем другие. Мы все отличаемся друг от друга, но одни отличаются больше, чем другие, почему?

Изучаемые темы

  • Отождествление успеха в обществе с экономическим успехом.
  • Как социально-экономические факторы уменьшают или увеличивают шансы на успех в обществе?

Цели занятия Определить и проанализировать основы дискриминации. Продолжительность Приблизительно 2 часа Размер группы Минимум 10 человек, максимум 24 человека.


Подготовка

  • большие листы бумаги и маркеры
  • карандаш и листы бумаги (формата А-4) для заметок.
  • Скотч для вывешивания фотографий на стенах.


Инструкции

  1. Разделите всех участников на рабочие группы по 6 человек максимум. Число групп должно быть, по возможности, четным, самое большее – 4.
  2. Скажите половине групп, что им надо создать фоторобот «удачливого человека в обществе».
  3. Сначала все участники должны составить список отличительных черт их модели; например: социально-экономическое положение, образование, профессия или род занятий, пол, принадлежность к этнической группе, привычки, занятия в часы досуга и хобби, выбор одежды, взгляды, идеи и ценности, семейные склонности, образ жизни, тип жилища, потребительские привычки, интересы и т.д.
  4. Затем попросите группы нарисовать фоторобот на большом листе бумаги; на этом рисунке на-до отразить все отмеченные черты. Важно, чтобы на них были только изображения и никаких слов. На эту работу дайте им 40 минут.
  5. Затем попросите группы обменяться рисунками: группы , рисовавшие «неудачников», должны отдать свои фотороботы тем, кто рисовал «удачников», и прокомментировать полученные портреты. На это дайте им 15 минут.
  6. Теперь повесьте рисунки на стене так, чтобы все их могли видеть.
  7. На общем занятии попросите каждую группу прокомментировать полученные фотороботы, при этом группа, создавшая фоторобот, должна воздержаться от каких бы то ни было замеча-ний на этом этапе.
  8. После того как все группы представят свое толкование, попросите рисовавших высказаться, если они хотят. Дайте им 30 минут.


Анализ и оценка

Предусмотрите приблизительно 30 минут на обсуждение. Попросите группы определить, по каким критериям общество решает, является ли человек удачливым или неудачником в обществе. Следующие вопросы могут облегчить размышления над вопросом и его обсуждение:

  • Каковы основные черты успеха в обществе?
  • Каковы причины, «корни» успеха и неуспеха? Какие факторы определяют различия?
  • Принадлежат ли изображенные на фотороботах лица к определенным группам, слоям населения или социальным классам?
  • Одинаковы ли шансы на успех у всех лиц из социальных групп и слоев общества. Кто из них находится в более привилегированном положении?


Советы для ведущего занятие

Некоторым участникам, может быть, будет трудно нарисовать фоторобот, так как они считают, что «они плохо рисуют». Объясните им, что вы не ждете от них шедевров и, что целью это-го является всего лишь осуществить общение, не прибегая к словам. Вы должны быть готовы к тому, чтобы помогать участникам графически или художественно изобразить отмеченные черты.

Во время обсуждения данной темы следует отметить, что если мы отождествим успех в обществе с успехом экономическим, мы при этом должны осознавать, что удачливым не обяза-тельно является тот, кто достигнет высшей стадии личного развития и опыта, а лишь тот, кто сможет больше всего заработать и накопить богатств. Французская пословица гласит: «Не в деньгах счастье».

Мы можем также посмотреть, как общество может повлиять на социально-экономические факторы, уменьшающие возможности достижения «успеха в обществе», подобно пробелам в образовании или маргинализации, которые зависят от таких факторов, как цвет кожи или принадлежность определенному меньшинству. Эту тему можно продолжить, проведя анализ основ дискриминации и исключения разных групп людей в связи с особенностями их культуры, происхождения, пола, языка, и т.д., что озна-чает, что с самого начала некоторые категории находятся в менее выгодном положении.


Предложения по дальнейшей работе

В некотором отношении «удачливым» жизнь удалась, но считаем ли мы их героями, являются ли они теми, кого мы уважаем и кем мы восхищаемся? Кто ваши герои и какие черты вас в них восхищают? Если вас интересует эта тема, поработайте над занятием «Наши любимые герои». Или если вам понравилось работать с фотороботами, вы можете позаниматься с другими фотографиями на занятии «Что вы видите?».