Тренинг «Педагогические ситуации»
Задание № 1. Педагогические ситуации.
Участникам игры предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Выбрав ситуацию, группа обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения. Во время обсуждения корректируется педагогическая позиция, принципы, на которых строится деятельность. При подготовке к данному этапу возможен следующий примерный перечень педагогических ситуаций.
1. Чаще всего дети воспринимают взрослых как учителей, наставников, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга.
Что Вы для этого сделаете?
Варианты ответов:
- А. Буду вести себя как старший друг.
- В. Педагог не может быть другом для детей.
- С. Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.
- D. Свой вариант.
2. У Вас старший отряд. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования, но и взамен ничего не предлагают, а впереди целая смена.
Как быть? Ваши действия.
Варианты ответов:
- А. Выдвинуть ультиматум: «либо вы делаете то, что я говорю, либо Вас отправляют домой».
- В. Создать у детей дефицит проявления активности с целью актуализации внутреннего конфликта, а затем провести групповое обсуждение создавшейся ситуации.
- С. Это их дело, я должен (должна) удовлетворить все их потребности.
- D. Свой вариант.
3. У Вас в отряде дети из семей с очень хорошим материальным достатком. Они считают, что все вокруг, в том числе и педагог-организатор, им неровня, что им все дозволено, для них должны быть созданы особые условия.
Как быть в этой ситуации? Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Один на один объясню им, кто чего стоит.
- В. Отведу к начальнику лагеря, он опытный и во всем разберется.
- С. На общем сборе отряда дам им понять, что они здесь в гостях и должны вести себя как гости.
- D. Свой вариант.
4. В отряде есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или…
Варианты ответов:
- А. Конечно, оставлю его в покое.
- В. Переведу его в другой отряд.
- С. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.
- D. Свой вариант.
5. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим на соседнем отряде. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас.
Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Нельзя терять свое лицо перед детьми, поэтому необходимо тут же поставить невежду на место.
- В. Нужно написать докладную начальнику лагеря, это в его компетенции.
- С. Нужно сгладить конфликт, а затем найти с этим педагогом компромиссное решение.
6. У ребенка Вашего отряда неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…».
Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. На сборе отряда вынести групповое решение о временном переводе этого ребенка в самый старший отряд.
- В. Подговорить ребят устроить ему «темную».
- С. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.
- D. Свой вариант.
7. Старшие мальчики Вашего отряда курят. Они это делали дома и не собираются оставлять своих привычек в лагере.
Что делать? Разрешить? Запретить? Другие варианты? Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Сделаю обыск и отберу все сигареты.
- В. Буду бороться с курением вплоть до отправки их домой.
- С. Возьму под контроль процесс курения и буду планомерно агитировать их бросить курить.
- D. Свой вариант.
8. В первые дни смены все дети активны, веселы, но две девочки ни в чем не участвуют, ничего не хотят, у них одно желание - «хочу домой».
Как быть? Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Отвлечь их внимание путем включения в выполнение ответственных поручений.
- В. Организовать их бойкотирование, выдвинув при этом ультиматум: «пока выплачете, мы молчим».
- С. Перевести их в другой отряд.
- D. Свой вариант.
9. Ребенок интеллектуально развит настолько, что по объективным причинам не может найти собеседника, друга в отряде. Ребята не принимают его, потому что он«другой»…
Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Необходимо создать ситуацию, при которой интеллектуальные способности этого ребенка стали бы значимыми для всего отряда.
- В. Нужно собрать отряд без этого ребенка и попросить их, чтобы они его «приняли».
- С. Дети сами должны разбираться в своих отношениях.
- D. Свой вариант.
10. Ребенок из Вашего отряда просит перевести его в другой отряд, мотивируя это тем, что его никто не понимает, все обижают и Вы в том числе.
Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Нужно немедленно удовлетворить желание ребенка.
- В. Нужно выяснить причину создавшейся ситуации. Отсрочить его перевод и построить программу разрешения возникшей ситуации.
- С. Сам виноват, пусть сам и выпутывается.
- D. Свой вариант.
11. К концу смены дети Вашего отряда адаптировались к условиям жизни в лагере, стали более уверенными в себе и раскрепощенными, и поэтому меньше прислушиваются к тому, что Вы говорите.
Какие меры могут быть приняты для сохранения порядка и дисциплины в детском коллективе?
Варианты ответов:
- А. Необходимо радикальными мерами ужесточить дисциплину.
- В. Не нужно зацикливаться на этом, все пройдет само собой (никуда они не денутся).
- С. Необходимо создать ситуацию, в которой актуализируется потребность в вожатых, и затем на общем сборе разобраться в сложившейся ситуации.
- D. Свой вариант.
12. Часть ребят Вашего отряда не хочет участвовать нив каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали.
Как привлечь к деятельности, Ваши действия?
Варианты ответов:
- А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей, отдыхающих в лагере.
- В. На отрядном сборе нужно выработать альтернативную программу деятельности отряда.
- С. «Баба с возу, кобыле легче».
- D. Свой вариант.
Управленческая компетентность.
Участникам игры объясняется суть управленческой позиции педагога. Педагог по существу своей деятельности находится в позиции управленца.
Он управляет процессом организации деятельности детей (определяет цели, задачи, выбирает средства и способы их достижения, делает анализ и оценивает полученные результаты). Педагог руководит детьми, оказывая влияние на их поведение, поступки, отношения и.д. Управленческая позиция педагога зависит от его собственной жизненной позиции, жизненных принципов и ценностных ориентаций. Управленческая позиция педагога проявляется в стиле руководства и способе принятия решения.
Задание № 1. Все группы получают для проигрывания одну ситуацию: «Отряд опаздывает на общелагерное дело. Задача вожатого собрать отряд».
Каждая группа должна продемонстрировать ситуацию в предложенном ей стиле руководства, не называя его. Остальные участники должны определить, какой стиль демонстрируется.
Группа № 1. Демократический стиль.
Педагога, придерживающегося демократических тенденций в стиле деятельности, отличает склонность к сотрудничеству, кооперации, склонность к компромиссу. При решении проблем и конфликтных ситуаций он всегда учитывает мнение детей и привлекает их к принятию решений, стимулирует развитие их самостоятельности.
Способы взаимодействия:
- предоставление права на свою точку зрения;
- стимулирование к деятельности с одобрением, юмором;
- одобрение и поддержка всякое полезное начинание со стороны детей;
- эмоциональная отзывчивость.
Способ речевого обращения – доброжелательный совет. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет педагога.
Группа № 2. Демократический стиль.
Педагога, придерживающегося демократических тенденций в стиле деятельности, отличает склонность к сотрудничеству, кооперации, склонность к компромиссу. При решении проблем и конфликтных ситуаций. Он всегда учитывает мнение детей и привлекает их к принятию решений, стимулирует развитие их самостоятельности.
Способы взаимодействия:
- предоставление права на свою точку зрения;
- стимулирование к деятельности с одобрением, юмором;
- одобряет и поддерживает всякое полезное начинание со стороны детей;
- эмоциональная отзывчивость.
Способ речевого обращения – официальное требование. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет педагога.
Группа № 3. Авторитарный стиль.
Педагога авторитарного стиля отмечает стремление к доминированию, основанное на потребности в уважении и самоуважении. Такой педагог обращается к способам взаимодействия, основанным на подчинении детей. Он стремится к единоличному управлению детской группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований. Решения принимает только он, указания руководства принимает как безусловные. В работе прибегает к прямому требованию, зачастую обладает хорошими организаторскими способностями.
Способы взаимодействия:
- стремление к единоличному управлению детьми;
- пресечение инициативы детей, неверие в их способности, отношение к своему мнению как единственно правильному.
Способ речевого обращения – официальный приказ.
Группа № 4. Авторитарный стиль.
Педагога авторитарного стиля отмечает стремление к доминированию, основанное на потребности в уважении и самоуважении. Такой педагог обращается к способам взаимодействия, основанным на подчинении детей. Он стремится к единоличному управлению детской группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований. Решения принимает только он, указания руководства принимает как безусловные. В работе прибегает к прямому требованию, зачастую обладает хорошими организаторскими способностями.
Способы взаимодействия:
- стремление к единоличному управлению детьми;
- пресечение инициативы детей, не верит в их способности, свое мнение считает единственно правильным.
Способ речевого обращения – требование-угроза.
Группа № 5. Либеральный стиль.
Такие педагоги очень терпимо относятся к вопросам жизни группы, редко вмешиваются в дела ребят. Им свойственны нерешительность, решение они принимают под давлением: или со стороны администрации или со стороны ребят. Педагог этого стиля никогда не стремится к новшествам, остерегается проявления инициативы ребят. Установка на ребят у него нейтральная, чаще равнодушная.
Способы взаимодействия:
- принятие решения под давлением;
- форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;
- тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный.
Способ речевого обращения – нерешительная, заискивающая просьба.
Участники подводят итоги выступления групп.
Задание № 2. Принятие управленческого решения.
Каждая группа получает ситуацию, в которой необходимо принять целесообразное педагогическое решение. Все группы выполняют задание в следующем алгоритме:
Анализ ситуации - Возможные решения - Принятое решение- Возможные последствия принятого решения.
Ситуации.
- Отряд и два вожатых пошли в поход. Ушли далеко. Лес. Речка. Ребенок получил травму. Ваше решение.
- На стадионе лагеря идут соревнования по футболу. В самый разгар соревнований, когда решается судьба матча, пошел дождь. Вы ответственный. Ваше решение.
- Вашему отряду поручено подготовить важное общелагерное дело, но большая часть отряда не хочет этого делать. Саботаж. Ваше решение.
- Ваш отряд отправился на автобусную экскурсию. В пути у ребенка приступ аппендицита. Вы ответственный. Ваше решение?
- В лагере работает кружок очень привлекательный для детей, но он может принять только 20 человек, а пришло 30. Ваше решение?
По итогам выступлений групп может быть проведена общая дискуссия.
Дополнительно.
«Проверь себя» перед началом летнего сезона, Самозачет для вожатых.
- Как не завалить оргпериод? (3 четких совета)
- Как в максимально короткие сроки сплотить отряд (3 конкретных техники)?
- Как эффективно решать проблемы с напарниками (3 предложения)?
- Что такое моббинг? Позиция вожатого.
- Каким должен быть современный отрядный уголок (3 прилагательных)?
- Названия для отряда (3 варианта).
- Как уложить детей спать? (3 конструктивных варианта)
- Табу для вожатого (5 нельзя по отношению к детям).
- 10 комплиментов вашим детям!
- Что делать с детьми в отряде, которые курят?
- Ваши дети матерятся. Ваши действия (2 предложения).
- Что дети должны обязательно взять на пляж? (2 вещи)
- Как нельзя наказывать детей? (5 вариантов)
- Самые опасные продукты во время экскурсий (5 штук).
- Назовите 3 самых важных, на Ваш взгляд, элемента имиджа вожатого.