Тренинг «Педагогические ситуации»

DSC03965m.jpg
IMG 4679m.jpg

Задание № 1. Педагогические ситуации.

Участникам игры предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Выбрав ситуацию, группа обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения. Во время обсуждения корректируется педагогическая позиция, принципы, на которых строится деятельность. При подготовке к данному этапу возможен следующий примерный перечень педагогических ситуаций.


1. Чаще всего дети воспринимают взрослых как учителей, наставников, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга.

Что Вы для этого сделаете?

Варианты ответов:

А. Буду вести себя как старший друг.
В. Педагог не может быть другом для детей.
С. Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.
D. Свой вариант.


2. У Вас старший отряд. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования, но и взамен ничего не предлагают, а впереди целая смена.

Как быть? Ваши действия.

Варианты ответов:

А. Выдвинуть ультиматум: «либо вы делаете то, что я говорю, либо Вас отправляют домой».
В. Создать у детей дефицит проявления активности с целью актуализации внутреннего конфликта, а затем провести групповое обсуждение создавшейся ситуации.
С. Это их дело, я должен (должна) удовлетворить все их потребности.
D. Свой вариант.


3. У Вас в отряде дети из семей с очень хорошим материальным достатком. Они считают, что все вокруг, в том числе и педагог-организатор, им неровня, что им все дозволено, для них должны быть созданы особые условия.

Как быть в этой ситуации? Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Один на один объясню им, кто чего стоит.
В. Отведу к начальнику лагеря, он опытный и во всем разберется.
С. На общем сборе отряда дам им понять, что они здесь в гостях и должны вести себя как гости.
D. Свой вариант.


4. В отряде есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или…

Варианты ответов:

А. Конечно, оставлю его в покое.
В. Переведу его в другой отряд.
С. Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.
D. Свой вариант.


5. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим на соседнем отряде. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас.

Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Нельзя терять свое лицо перед детьми, поэтому необходимо тут же поставить невежду на место.
В. Нужно написать докладную начальнику лагеря, это в его компетенции.
С. Нужно сгладить конфликт, а затем найти с этим педагогом компромиссное решение.


6. У ребенка Вашего отряда неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…».

Ваши действия?

Варианты ответов:

А. На сборе отряда вынести групповое решение о временном переводе этого ребенка в самый старший отряд.
В. Подговорить ребят устроить ему «темную».
С. Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.
D. Свой вариант.


7. Старшие мальчики Вашего отряда курят. Они это делали дома и не собираются оставлять своих привычек в лагере.

Что делать? Разрешить? Запретить? Другие варианты? Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Сделаю обыск и отберу все сигареты.
В. Буду бороться с курением вплоть до отправки их домой.
С. Возьму под контроль процесс курения и буду планомерно агитировать их бросить курить.
D. Свой вариант.


8. В первые дни смены все дети активны, веселы, но две девочки ни в чем не участвуют, ничего не хотят, у них одно желание - «хочу домой».

Как быть? Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Отвлечь их внимание путем включения в выполнение ответственных поручений.
В. Организовать их бойкотирование, выдвинув при этом ультиматум: «пока выплачете, мы молчим».
С. Перевести их в другой отряд.
D. Свой вариант.


9. Ребенок интеллектуально развит настолько, что по объективным причинам не может найти собеседника, друга в отряде. Ребята не принимают его, потому что он«другой»…

Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Необходимо создать ситуацию, при которой интеллектуальные способности этого ребенка стали бы значимыми для всего отряда.
В. Нужно собрать отряд без этого ребенка и попросить их, чтобы они его «приняли».
С. Дети сами должны разбираться в своих отношениях.
D. Свой вариант.


10. Ребенок из Вашего отряда просит перевести его в другой отряд, мотивируя это тем, что его никто не понимает, все обижают и Вы в том числе.

Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Нужно немедленно удовлетворить желание ребенка.
В. Нужно выяснить причину создавшейся ситуации. Отсрочить его перевод и построить программу разрешения возникшей ситуации.
С. Сам виноват, пусть сам и выпутывается.
D. Свой вариант.


11. К концу смены дети Вашего отряда адаптировались к условиям жизни в лагере, стали более уверенными в себе и раскрепощенными, и поэтому меньше прислушиваются к тому, что Вы говорите.

Какие меры могут быть приняты для сохранения порядка и дисциплины в детском коллективе?

Варианты ответов:

А. Необходимо радикальными мерами ужесточить дисциплину.
В. Не нужно зацикливаться на этом, все пройдет само собой (никуда они не денутся).
С. Необходимо создать ситуацию, в которой актуализируется потребность в вожатых, и затем на общем сборе разобраться в сложившейся ситуации.
D. Свой вариант.


12. Часть ребят Вашего отряда не хочет участвовать нив каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали.

Как привлечь к деятельности, Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей, отдыхающих в лагере.
В. На отрядном сборе нужно выработать альтернативную программу деятельности отряда.
С. «Баба с возу, кобыле легче».
D. Свой вариант.


Управленческая компетентность.

Участникам игры объясняется суть управленческой позиции педагога. Педагог по существу своей деятельности находится в позиции управленца.

Он управляет процессом организации деятельности детей (определяет цели, задачи, выбирает средства и способы их достижения, делает анализ и оценивает полученные результаты). Педагог руководит детьми, оказывая влияние на их поведение, поступки, отношения и.д. Управленческая позиция педагога зависит от его собственной жизненной позиции, жизненных принципов и ценностных ориентаций. Управленческая позиция педагога проявляется в стиле руководства и способе принятия решения.


Задание № 1. Все группы получают для проигрывания одну ситуацию: «Отряд опаздывает на общелагерное дело. Задача вожатого собрать отряд».

Каждая группа должна продемонстрировать ситуацию в предложенном ей стиле руководства, не называя его. Остальные участники должны определить, какой стиль демонстрируется.


Группа № 1. Демократический стиль.

Педагога, придерживающегося демократических тенденций в стиле деятельности, отличает склонность к сотрудничеству, кооперации, склонность к компромиссу. При решении проблем и конфликтных ситуаций он всегда учитывает мнение детей и привлекает их к принятию решений, стимулирует развитие их самостоятельности.

Способы взаимодействия:

  • предоставление права на свою точку зрения;
  • стимулирование к деятельности с одобрением, юмором;
  • одобрение и поддержка всякое полезное начинание со стороны детей;
  • эмоциональная отзывчивость.

Способ речевого обращения – доброжелательный совет. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет педагога.


Группа № 2. Демократический стиль.

Педагога, придерживающегося демократических тенденций в стиле деятельности, отличает склонность к сотрудничеству, кооперации, склонность к компромиссу. При решении проблем и конфликтных ситуаций. Он всегда учитывает мнение детей и привлекает их к принятию решений, стимулирует развитие их самостоятельности.

Способы взаимодействия:

  • предоставление права на свою точку зрения;
  • стимулирование к деятельности с одобрением, юмором;
  • одобряет и поддерживает всякое полезное начинание со стороны детей;
  • эмоциональная отзывчивость.

Способ речевого обращения – официальное требование. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет педагога.


Группа № 3. Авторитарный стиль.

Педагога авторитарного стиля отмечает стремление к доминированию, основанное на потребности в уважении и самоуважении. Такой педагог обращается к способам взаимодействия, основанным на подчинении детей. Он стремится к единоличному управлению детской группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований. Решения принимает только он, указания руководства принимает как безусловные. В работе прибегает к прямому требованию, зачастую обладает хорошими организаторскими способностями.

Способы взаимодействия:

  • стремление к единоличному управлению детьми;
  • пресечение инициативы детей, неверие в их способности, отношение к своему мнению как единственно правильному.

Способ речевого обращения – официальный приказ.


Группа № 4. Авторитарный стиль.

Педагога авторитарного стиля отмечает стремление к доминированию, основанное на потребности в уважении и самоуважении. Такой педагог обращается к способам взаимодействия, основанным на подчинении детей. Он стремится к единоличному управлению детской группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований. Решения принимает только он, указания руководства принимает как безусловные. В работе прибегает к прямому требованию, зачастую обладает хорошими организаторскими способностями.

Способы взаимодействия:

  • стремление к единоличному управлению детьми;
  • пресечение инициативы детей, не верит в их способности, свое мнение считает единственно правильным.

Способ речевого обращения – требование-угроза.


Группа № 5. Либеральный стиль.

Такие педагоги очень терпимо относятся к вопросам жизни группы, редко вмешиваются в дела ребят. Им свойственны нерешительность, решение они принимают под давлением: или со стороны администрации или со стороны ребят. Педагог этого стиля никогда не стремится к новшествам, остерегается проявления инициативы ребят. Установка на ребят у него нейтральная, чаще равнодушная.

Способы взаимодействия:

  • принятие решения под давлением;
  • форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;
  • тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный.

Способ речевого обращения – нерешительная, заискивающая просьба.

Участники подводят итоги выступления групп.


Задание № 2. Принятие управленческого решения.

Каждая группа получает ситуацию, в которой необходимо принять целесообразное педагогическое решение. Все группы выполняют задание в следующем алгоритме:

Анализ ситуации - Возможные решения - Принятое решение- Возможные последствия принятого решения.

Ситуации.

  1. Отряд и два вожатых пошли в поход. Ушли далеко. Лес. Речка. Ребенок получил травму. Ваше решение.
  2. На стадионе лагеря идут соревнования по футболу. В самый разгар соревнований, когда решается судьба матча, пошел дождь. Вы ответственный. Ваше решение.
  3. Вашему отряду поручено подготовить важное общелагерное дело, но большая часть отряда не хочет этого делать. Саботаж. Ваше решение.
  4. Ваш отряд отправился на автобусную экскурсию. В пути у ребенка приступ аппендицита. Вы ответственный. Ваше решение?
  5. В лагере работает кружок очень привлекательный для детей, но он может принять только 20 человек, а пришло 30. Ваше решение?

По итогам выступлений групп может быть проведена общая дискуссия.



300.jpg

Дополнительно.

«Проверь себя» перед началом летнего сезона, Самозачет для вожатых.

  1. Как не завалить оргпериод? (3 четких совета)
  2. Как в максимально короткие сроки сплотить отряд (3 конкретных техники)?
  3. Как эффективно решать проблемы с напарниками (3 предложения)?
  4. Что такое моббинг? Позиция вожатого.
  5. Каким должен быть современный отрядный уголок (3 прилагательных)?
  6. Названия для отряда (3 варианта).
  7. Как уложить детей спать? (3 конструктивных варианта)
  8. Табу для вожатого (5 нельзя по отношению к детям).
  9. 10 комплиментов вашим детям!
  10. Что делать с детьми в отряде, которые курят?
  11. Ваши дети матерятся. Ваши действия (2 предложения).
  12. Что дети должны обязательно взять на пляж? (2 вещи)
  13. Как нельзя наказывать детей? (5 вариантов)
  14. Самые опасные продукты во время экскурсий (5 штук).
  15. Назовите 3 самых важных, на Ваш взгляд, элемента имиджа вожатого.