Тренинг «Лидер и его команда»

S640x480llllm.jpg

I Вводная часть.

10.15 – 10.40 Знакомство. Целеполагание.


1. Знакомство через метафору.

Участникам предлагают ответить на вопросы:

  • Если бы я был напитком, то каким? Почему?
  • Если бы я был запахом, то каким? Почему?
  • Если бы я был цветком, то каким? Почему?
  • Если бы я был животным, то каким? Почему?


2. Энерджайзер.


3. Целеполпгание.

Группе раздаются листы в количестве 3-5 листов на человека. Каждому участнику предлагают написать свои цели на сегодняшний день. На стене ведущий размещает таблички (Я, тренер, группа) и просит участников распределить свои цели по данным группам. Когда процесс размещения завершен, группа делится на 3 подгруппы чтобы проанализировать и сообщить какие цели поставлены перед группой, тренером и самим собой.


II ОСН.ВНАЯ ЧАСТЬ.

БЛОК «ЛИДЕРСТВО»

10.40- 11.50. Представление о лидерстве


1. «Галерея портретов лидера» - 5 мин.

Материал: бумага формата А4, карандаши.

Каждому участнику предлагается нарисовать протрет лидера и написать 3 качества, характеризующие лидера. Затем участники вывешивают свои портреты на стену, им предлагается посмотреть результат.


2 «Мозговой штурм» - 20 мин.

Группа делится на подгруппы по 7-8 человек. Каждой подгруппе предлагается в течение 15 мин. написать качества присущие лидеру. Затем группы презентуют результаты (5 мин.) в режиме обсуждения.


3 Дискуссия «Джефа» – 35 мин.

Каждому участнику предлагаются выразить свое отношение к следующим высказываниям:

  • Лидерами не рождаются, лидерами становятся;
  • Став лидером, остаешься им навсегда;
  • У лидеров нет часов работы;
  • Современный мир технологий не нуждается в лидерах, он нуждается в грамотных управленцах.

Если они согласны они занимают позицию «Да», если не согласны уходят в сторону «Нет». В процессе дискуссии каждый из участников высказывает свою точку зрения. У участников в процессе обсуждения есть возможность поменять свою точку зрения и прейти на противоположную сторону.


12.10 – 13.30 Анализ понятий Лидер-Менеджер. Стили лидерства.

1. Содержательный анализ понятий «Лидер - менеджер» - 20 мин.

Подача теоретического материала, через обсуждение.

Лидерство – система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет ответственность на себя за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

Лидер Менеджер
Признание Должность
Инициатор Исполнитель
Ориентирован на будущее Ориентирован на настоящее
Преобразование Стабильность
Долгосрочные планы Краткосрочные планы
Делегирует власть Контролирует власть
Вопрос: Зачем? Вопрос: Почему?
Дает импульс движению Поддерживает движение
Делает правильное дело Делает дело правильно


2. Упражнение на позицию лидера - 10 мин.


3. Стили лидерства – 20 мин.

Успешные лидеры владеют несколькими стилями и обладают гибкостью.

Стили:

  1. принуждающий – «»Делай, что я говорю». Эффективен в ситуации выхода из кризиса.
  2. авторитетный – «Идемте за мной». Задает общую цель, но дает людям свободу выбирать собственные средства ее достижения.
  3. заботливый – «Главное-люди». Время формирования команды, улучшение взаимоотношений в организации.
  4. демократический – «Что вы думаете?». Дает сотрудникам голос в принятии решений, помогает генерировать свежие идеи. Сотрудничество и вовлечение всех.
  5. экспертный – «Ну, делай так же как и я». Знает высокие стандарты производительности и сам показывает их, обладает высокой компетентностью.
  6. коучинг – «Попробуй это». Развивает людей на будущее, эмпатия, концентрация на личном развитии, чем на рабочих задачах.


4. Упражнение «Паровозик» - 10 мин.

Участники группы делятся по тройкам и становятся друг за другом. Позади стоящий является машинистом, посередине паровоз и впереди стоящий вагон. Первые два участника закрывают глаза, третий остается с открытыми глазами и водит всех остальных в течение 1 минуты по комнате. Затем по сигналу ведущего участники меняются местами. Таким образом каждый должен побыть в роли машиниста.

По окончании упражнения ведущий выводит группу на обсуждение: какой стиль они использовали при управлении составом.


5. «Паутинка компетентности лидера» - 30 мин.


БЛОК «КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ»

15.00-15.05 энерджайзер

15.05 – 15.25 – Представление о понятии «Команда»

1. Мозговой штурм – 5 мин

Группа делится на подгруппы, обсуждает и высказывает свое предположение «Команда – это…»


2. Формула «Команды» - 20 мин.

К – коммуникации и взаимоотношения (эффективные)
О –общие цели и ценности
М - моральный настрой
А – атмосфера признания или уважения
Н – наличие внутренней энергии
Д – достижения результаты при оптимальном производительности
А- абсолютная гибкость


3.Упражнение «Пирамида» - 15 мин.

Материал: бумага формат А4 – 80 листов

Группе дается задание сделать из предложенного количества листов бумаги башню высотой 2 метра за 10 минут. Если работает 2 групы, то необходимо включить соревновательный момент, кто выше за10 мин. построит башню.


4. «Кельтское колесо бытия» - 20 мин

материалы: лист раздатки с характеристикой групповой деятельности, ручка (карандаш).

Условия проведения: Древние кельты создали богатейшую культуру, которая существует и поныне. Культура народа, населявшего когда-то большую часть Европы, и сегодня играет огромную роль в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. Духовное начало кельтов коренится в единстве с землей и природой, уважительном отношении к жизни. Понимание кельтами энергетических потоков и моделей отразилось в описанном ими колесе жизни, которое объединяет в себе четыре стороны света, соответствующих четырем временам года: восток- весна, юг – лето, запад – осень, север – зима.

Восток – горн, где создает свои творения кузнец, где рождается новое. Юг – посох, которыми направляются и собираются вместе отары. Запад – чаша, где вещества хранятся, варятся и смешиваются. Север – камень, служащий символом власти или ответственности.

С точки зрения кельтов все шло хорошо, когда основные потоки энергии находились в гармонии. Без гармонии приходили беды. Кельты признавали и учитывали существование отличий: холодная зима (север) сильно отличается от жаркого лета (юга). Замысел колеса жизни состоит в том, чтобы понять и принять существующие различия и через это понимание и принятие познать единство.

Прослушав легенду участникам предлагается определить себя к одной из сторон света. Затем объединившись в подгруппы они накидывают качества каждой из сторон света. И те качества которые каждая из сторон света хотела бы воспитать в себе.

Расшифровка:

ВОСТОК – творческий, изобретательный, наполненный огнем одухотворенности. Человек с богатым воображением, склонный видеть всю картину целиком. Фокусирование на идее, направленность в будущее. Четкое осознание своего предназначения и целей. Склонность к познанию, экспериментам. Есть опасность потери концентрации над задачей и ее выполнением. Часто может не справиться с объемом работы, потерять чувство времени. Склонность к энтузиазму в начале и последующему скорому разочарованию.

ЮГ – поддерживающий, чувствительный. Невинность и доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности. Позволяет другим почувствовать свою важность и определении направления происходящего. Упор на морально – этические ценности во всех вопросах личной и профессиональной жизни. Использует личные отношения, для связи выполнения задач. С трудом отказывает в просьбах, не умеет сказать нет. Прячет проблемы в себе и берет вину на себя. Склонность к разочарованию, когда человеческие отношения становятся на второе место после деловых. Частое раздражение при необходимости открытого выяснения отношений.

ЗАПАД – познание, оценка, информация. Взвешивает все за и против. Прибегает к анализу данных и к логике. Воспринимается как скурпулезный практик при выполнении работы. Может быть упрямым и стоять на своем. Может быть нерешительным, заниматься сбором ненужных сведений, зацикленным на деталях. Может выглядеть отрешенным и холодным.

СЕВЕР – воин, открытость к борьбе, решительность. Уверенный, активный, любит управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий. Быстро реагирует, подталкивает других к решительным действиям. Обожает сталкиваться с трудностями и трудными людьми. Может быстро занимать оборону, спорить, доказывать свое превосходство. Может терять терпение, требовать принятие скорпалительных решений. Может быть автократичным. Требовать чтобы было все в соответствии с его желаниями, перешагивать через людей.


5. «Летающие яйца» - 40 мин. Роли в команде – 30 мин.

Материал: (для 1 группы) 1 яйцо, 5 листов бумаги формат А4, ножницы, 50 см. скотча, 6 трубочек для коктейля, одноразовый стаканчик.

Ход: группе дается задание, необходимо соорудить конструкцию из имеющихся материалов для яйца, чтобы оно при спуске с высоты 2 метра не разбилось. Сначала группе дается время 15 мин. для обсуждения, материалы руками трогать нельзя. Затем 20 минут группа сооружает конструкцию; правило – необходимо молча осуществлять деятельность, не произнося ни слова. Если ведущий, заметил произношение фразы, слова группе дается штрафное очко и с нее снимается минута и так за каждое нарушение правил. По окончании времени работа прекращается и группа проводит испытание конструкции. Затем все возвращаются в аудиторию для обсуждения.


6. Упражнение «Плот», на командное взаимодействие

Материал: пенка (каримат), банданы

Участники встают все на пенку, одному завязывают глаза. Ведущий сообщает группе, что им необходимо перевернуть плот на оборотную сторону, таким образом, чтобы ни один из участников не заступил за границы плота. Время выполнения 30 минут. Если группа не справляется, то ей дается дополнительное время. Если один из участников заступает за границы плота, все начинается заново.


7. Упражнение «9.1.1.» на командное взаимодействие.

Материалы: веревка (канат) - 2 штуки: 60 метров. Предмет- игрушка.

Основное требование задание проводится на свежем воздухе, обязательное наличие 1 дерева в месте проведения игры. Ведущий заранее готовит территорию: площадка расстояние до дерева 15-20 метров. Квадрат вокруг дерева 70 см.

Задание: команде необходимо спасти человека, который находится в тяжелом состоянии. Основное условие - за квадрат заступать нельзя.


Обсуждение работы группы. Итоговая обратная связь.