Типы мотиваций в лагере
Что такое мотивация? Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Motive – побуждение. Если вспомнить детство, то мотивация к самостоятельному действию проявляется тогда, когда ребенок хочет что-либо сделать и произносит заветную фразу «Я САМ!». Все дети проходят этот этап. Не все взрослые правильно воспринимают эту фразу, и вот тут уже кроются ошибки, которые могут в будущем привести к тому, что у ребенка постепенно отбивается желание действовать самостоятельно. А это часто приводит к тому, что ребенок, взрослея, перестает создавать в себе мотивацию, на уровне подсознания вспоминая негативный прошлый опыт.
Мотивация к деятельности бывает дух видов: внешняя и внутренняя.
К внешнему мотивированию относится материальный стимул, различные методы повышения интереса к деятельности в лагере (здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, новых форм деятельности и т.д.). Кроме того, на некоторых детей хорошо влияет создание ситуации соревнования. В некоторых отрядах разрабатывают рейтинги детей и вывешивают на всеобщее обозрение результаты.
Что касается внутренней мотивации, то тут нужно создавать для ребёнка состояние успеха. Однако не нужно выдумывать самостоятельно успех для ребёнка и хвалить его за это. Отмечайте все те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в деятельности и у него это получается. Когда у него самого, без чьей-либо помощи действительно что-то получилось, не скупитесь на похвалу. Даже если это был не большой успех. Это будет отличным стимулом к деятельности. При этом не забывайте проявлять к его неуспехам и успехам интерес: что способствовало такому хорошему результату или что помешало его достижению.
Кроме того, в обучении деятельности следовало бы использовать метод проблемной деятельности (проблемная деятельность – это деятельность вожатого по постановке создания проблемных ситуаций, управление деятельностью детей в решении этих проблемных ситуаций). Если применять его систематически, у детей будет рождаться внутренний мотив к деятельности.
Мотивация бывает приобретена извне (от окружающих) и изнутри (от самого себя).
Скорее всего, понятно, что извне мотивация может приходить откуда угодно. Из книги, фильма, письма, статьи, от человека и даже от животного.
Пример мотивации извне:
- – один ребенок другому эмоционально рассказывает, как замечательно он провел время занимаясь такой-то деятельностью. Соответственно, другой ребенок получает мотивацию извне, и у него рождается мотивация внутренняя (он уже очень хочет заняться той же деятельностью).
- – необходимость, нужда
Пример мотивации изнутри:
- – ребенку скучно, и вдруг у него возникает желание заняться какой-либо деятельностью. То есть внутри его созрело определенное эмоциональное состояние, которое побуждает его действовать. Более того, он может стать источником той самой внешней мотивации подговорив друзей и мотивировав их на совместную деятельность.
- – собственные желания.
Мотивацию можно разделить на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация достижения.
Чаще всего человеком используется мотивация сохранения. Такое эмоциональное состояние не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано.
А вот мотивация достижений требует гораздо большей силы эмоций. И, соответственно, требует большей активности для достижения желаемого (то, чего хочется на данный момент).
Но и для мотивации сохранения, и для мотивации достижения необходимо уметь использовать самомотивацию.
Потому что этап «мотивации извне или изнутри» проходит очень быстро. То есть, сегодня вы захотели действовать, через два часа нашли десяток отговорок, почему этого делать не нужно. Вот тут-то и приходит на помощь самомотивация.
Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих объединить в одно целое.
- Во-первых, необходимо создать внутреннюю установку на качественную деятельность (я сделаю что-либо наилучшим образом).
- Во-вторых, развить в себе чувство долга, ответственности перед самим собой (в первую очередь). Сказал – сделал. Я сам отвечаю за свои слова.
- В-третьих, и самое важное, это видение конечного результата и ОСОЗНАННОЕ стремление быстрее его достичь. Необходимо уметь видеть то, что хочу получить (или получу в результате определенного действия).
Если эти три пункта работают вместе и в одну сторону, тогда можно говорить о том, что самомотивация есть и она будет способствовать мотивации достижения.
Что работает на поддержание мотивации достижения?
В самую первую очередь это единомышленники. Если таковые есть, именно они позволяют «поднять самомотивацию» в момент ее «падения». То есть, почему в группе легче? Потому что группа – это и есть те самые единомышленники. (референтная группа).
Очень хорошо работают визуализации (представление того, чего хочу).
Также необходимо уметь пропускать «несущественные отговорки», а «существенные» принимать во внимание, и корректировать движение таким образом, чтобы процесс достижения доставлял наибольшее удовольствие.
Практическая деятельность вскрыла интересное правило: любой мотивационный метод от частого применения перестает действовать. Это открытие выдвигает требование чередования различных методов мотивации в лагерной жизни. Вожатый, таким образом, должен владеть даже не одним, а несколькими методами мотивации, как говорится, "играть на всей клавиатуре" методов.
1. Игровой метод мотивации
Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, Игра - дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем возрасте (10-13 лет). Младшие более управляемы, старшие - взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших отрядах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в Игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. В лагере можно использовать настольные, ситуационные игры; игры дискуссии и игры-погружения, павильонные, полигонные и многие другие типы игр.
2. Исследовательский метод мотивации
Исследование само по себе дело очень увлекательное. "Что получится, если…?" - подход этот будоражит умы и зажигает детские глаза. Происходит это уже в старших отрядах и является, кроме всего прочего, хорошим настроем к лагерной жизни. Связаны они, как правило, с анализом своей референтной группы и себя.
3. Конструкторский метод мотивации
Некоторым кажется, что этот метод идентичен предыдущему. Но это не так. В исследованиях ребята не знают, что получат в результате, конструкторский же метод подразумевает, что тот объект, к созданию которого стремиться ребенок, уже известен и понятен. Скажем, вот результат, созданный собственной деятельностью! Какой восторг вызывает это и у самого ребенка и у зрителей! Эти яркие эмоции и являются двигателем для мотивации на новые, более амбициозные планы и решения.
4. Клубный метод мотивации
Известно, что если группа становится значимой для ребенка, он стремится соответствовать ее ценностям, дабы удовлетворять общим значимым для всех критериям и получить признание. Референтность группы, таким образом, может стать очень значимым мотивом для деятельности человека. Скажем, не ценят в группе совсем уж отстающих и серых, и человек начинает больше читать и подтягиваться только лишь для того, чтобы группа приняла его. Уж очень в ней интересно быть: постоянно какие-то дела, игры и т.д., разговоры опять же часто об этом. Хочется быть в курсе всего, в эпицентре событий и наравне с остальными.
5. Административный метод мотивации
Этот метод тоже вполне эффективен, хотя и не столь привлекателен как предыдущие. Но он работает, если им не злоупотреблять и не зацикливаться на нем, как, впрочем, на любом другом методе. Связан он с "вызовом на ковер", угрозой выгона из лагеря, ограничения степени свободы или, наоборот, расширения его, если дела идут удачно. Грубо говоря, надо найти все самое ценное для ребенка и ограничить его доступ к этому, далее нужно просто определить условия обмена успехов в тренировочном процессе на ценное ребенку и все. Не стоит относиться к этому методу плохо. Ребенок должен социализироваться, а на работе он столкнется и с недобрым начальником, и с нахлобучками за халтурно выполненное задание. Если ребенка держать лишь в "аквариуме позитивных эмоций", он не сможет в будущем быть эффективным в нашем далеко не всегда уютном мире. Надо увидеть различные стороны жизни, а не только радужные, и осознать их закономерность и неизбежность. Получить иммунитет к негативным проявлениям, научиться делать из них организационные выводы и корректировать на их основе собственную жизнь. Повторим, метод этот вполне работает, так как жизнь в хорошем лагере интересней и ограничивать ее, а тем более лишаться, совсем не хочется. Но если его часто применять, он, как и остальные, перестает работать. Об этом часто забывают, а надо помнить. Применяя его лишь наряду с другими методами, мы снимаем опасность подобного "пробуксовывания" и создаем не затхлую атмосферу задавленности, а атмосферу творческого созидания, игры, познания, но в то же время и ответственности за собственную деятельность перед, собой, другими детьми, вожатыми и администрацией лагеря.
Не стоит останавливаться на достигнутом. Из описания всего вышеизложенного вовсе не следует, что у вас не будет неудач. Будут. Вы же все-таки не волшебники, и не всегда вам удастся "прошибить" барьеры между ребенком и средой лагеря. Особенно, если ребенок имеет опыт в плохой среде, уже успев впитать негативное отношение к успешной деятельности, и отстать в этом настолько, что сделать что-либо становится действительно сродни какому-то чуду. Но вы не отчаивайтесь и продолжайте искать новые находки, способные пробудить новые мотивы для стремления совершенствоваться, достигая конкретных результатов на благо себе и людям. Точнее: людям и себе.
Пример системы стимулирования на смене, реализуемой на двух уровнях – отрядном и личностном.
Отрядный рост. Задача каждой творческого объединения в ходе слета – заработать наибольшее количество баллов в рейтинговую таблицу. Визуально рейтинг представлен в виде информационного стенда, на котором размещена информация о всех творческих объединениях.
Баллы творческие объединения могут заработать разными способами.
Личностный рост. В первый день смены дети проходят посвящение «Гражданин Ребячьей республики», им вручается «Паспорт», в котором отмечается основная информация о ребенке, звания и награды, полученные в лагере.
Личностный рост ребёнка на смене происходит за счет активного участия в реализации программы смены. На каждые два тематических дня участники будут получать чек-лист - это перечень дел и заданий, напротив которых ставятся галочки — когда тот или иной пункт будет выполнен. Чек-лист содержит определённый перечень заданий. Выполнив все пункты чек - листа, участник смены получает награду в виде звезды определённого цвета.
Примерный перечень заданий:
- - выпить утром стакан воды;
- - сделать зарядку;
- - посетить хобби-студию;
- - посетить творческую мастерскую и так далее.
Задача ребенка – собрать максимальное количество звезд. Ребята, набравшие наибольшее количество звезд, становятся претендентами на получения почетных званий по итогам смены в номинациях наградной системы: «Лидер», «Ведущий за собой», «Помощник вожатого», «Мастер».
Смотреть также
Читать также ссылки