Технология педагогической поддержки

6jklm.jpg
Camping-kids2m.jpg
364aab09f93bm.jpg

Если попробовать вычленить главный вопрос сосуществования в детском лагере – то это наверно каким образом за короткое время сложить детско-взрослое сообщество, в котором интересы каждого будут учтены и максимально реализованы в этом общем пространстве. Сложность в том, что мы работаем с временным коллективом, который существует в таком виде всего несколько недель. Ребята приезжают в детский лагерь очень разные.

Принципиально важно чтобы каждый участник программы смог каждый день прожить максимально так, как бы ему хотелось и, при этом реализуя свое «хочу», он как минимум не нарушал права и свободы другого, а как максимум, чтобы в этом пространстве, которое мы учимся с ребятами складывать, шло взаимообогащение и взаимоподдержка.

Какими же средствами можно этого добиваться?

Прежде всего, для нас важно, чтобы ребёнок понимал – чего же он хочет. Причём это «хочу» начинается с малости – Чем ты хочешь сейчас заняться? Что ты будешь кушать? - и продолжается в каких-то смыслополагающих вопросах – Что ты хочешь от программы? Что ты хочешь от жизни? Конечно, глубина зависит и от способности ребёнка осознавать себя и от готовности вожатых понять ребёнка и помочь ему сформулировать это. Такая работа по прояснению желаний требует времени и умелости взрослых поддерживать этот диалог. Именно поэтому при работе вожатого на отряде довольно много времени необходимо уделять индивидуальным разговорам с участниками и прояснению их интересов.

После того, как эти «хочу» прояснены – задача взрослых поддержать ребенка в их реализации. В принципе на программе разрешено все, что вписывается в обычные правила проживания и в правила техники безопасности, а возможно многое казалось бы даже невозможное в походно-полевых условиях.

То же касается и программы занятий на день. Ее ребята и взрослые придумывают каждый день утром, состыковывая свои желания, а вечером подводят итог – насколько удались планы. И как только ребята начинают чувствовать вкус такой жизни – заявлять о том, чего тебе на самом деле хочется, и воплощать свои желания, состыковывая свои интересы с интересами других, как только они видят, что это на самом деле возможно, у них пробуждается огромный интерес к жизни, доверие и уважение к взрослым и одновременно с этим – чувство собственного достоинства. Именно на этой почве удивительно быстро взрастает в ребятах та самая ответственность и самостоятельность.

Бывает, что ребята едут, точно зная, что они будут делать на программе, особенно если они не новички.. А бывает так, что понимание того, что ему хочется приходит к ребёнку на самой программе и для этого нужен понимающий взрослый и пространство уважительного отношения к каждому участнику. Причём ситуация когда все можно и нужно самоопределиться в этом пространстве возможностей для части ребят очень неуютна и они требуют от взрослых определить их: «Скажите, что мне делать? Что сегодня будет?», возвращая ребятам ответственность за то, какими событиями будет наполнен его час или день на программе в детском лагере, «Давай подумаем, что бы тебе хотелось? А чего точно не должно быть? Какие из предложений других тебе наиболее интересны?» давая ему возможность понять, что у него есть право жить так, как ему нравится и делать то, что хочется (одновременно с этим правом – он реально чувствует ответственность за свой выбор).

Чтобы все ребячьи «хочу» не стали лишь несбыточной мечтой или беспочвенной декларацией, а действительно были реализованы, причём реализованы самими ребятами – важен следующий шаг. Это помощь ребятам в осознании того, какие условия и ресурсы им необходимы для воплощения своих желаний. Ведь зачастую бывает, что столкнувшись с первыми трудностями на пути воплощения своих желаний, ребёнок теряет энтузиазм и забрасывает начатое, каким бы привлекательным ни казался ему результат. Поэтому вторая линия, которую важно выдерживать в работе с ребятами – это работа с «личным вызовом».

Каждая ситуация затруднения – это вызов. Вопросы, которые мы обсуждаются с ребятами: принять или не принять этот вызов? Если принять, то во имя чего и откуда брать силы, когда трудность запредельна? Если отказаться то, что теряешь, каковы последствия для тебя лично и насколько ты готов принять их? Будешь ли ты учиться их преодолению и как? Из этих разговоров вырастает линия «индивидуальных испытаний», когда ребята пробуют себя в сложных ситуациях режиме сопровождения взрослым.

Наша задача – помочь подобрать ребёнку именно такое испытание, которое точно сработает на его задачу, помочь ему пережить этот опыт и извлечь уроки. Личные испытания могут появиться из обычных жизненных трудностей: не смог договориться с ребятами и поссорился, не хватило внимательности и еда подгорела. Тогда они могут быть предложены взрослым: «Смотри, у тебя это не получается, давай попробуем прорваться?». Либо же сам участник обращается за помощью и учится выходить победителем из тех сложностей, которые ему подбросила лагерная жизнь. А бывает, что те испытания, которые выбирают для себя ребята, не вписываются в прагматическую логику: испытание молчанием, испытание заботой о другом, испытание одиночеством, неподвижностью и т. д. Какие уроки извлекают ребята, проходя этот опыт? Возможно, что в такого рода пробах через опыт поражений и побед у ребят нарабатывается своеобразный «душевный мускул», необходимый для того, чтобы сподвигать себя на самые смелые и трудные мечты.

И третья линия, которую необходимо удерживать вожатому на программе – это совместное планирование событий на программе. Да, в детском лагере есть определённая канва – ключевые дела, которые происходят на любой детской программе. Все остальное – это творчество участников программы. С кем поселиться в палатке, каким будет меню, как готовить еду – только на себя или объединиться в группу, какие приключения будут на программе, пойдём ли за черникой, будет ли байдарочный поход и когда, сколько человек встанет на ночную рыбалку, как будем праздновать день рождения? Все это – предмет обсуждения и принятия решения на самой программе. Какие-то решения ребенок принимает сам, а какие-то нужно принять группой. Опыт постоянного совместного гибкого планирования, которое откликается на любые изменения – будь то погода или настроение или внезапно пришедшие гости – это хорошая практика, дающая всем ощущение свободы, лёгкости и радости от совместного проживания. Важно, что для состыковки планов есть определённое время и место – это вечерний и утренний общий сбор обязательный для всех. Тут можно сделать предложение в план на завтра или скорректировать сегодняшний, заявить своё несогласие с чем-то, увидеть с кем на сегодня твои планы совпали и договориться о времени. Вечером подводятся итоги прошедшего дня, обсуждается все ли мы сделали как хотели, а если не все – то что нам помешало и что нужно учесть назавтра.

Да, конечно, тупиковые ситуации случаются. Ребята на программу приезжают неотобранные и все подводные камни в поведении ребёнка могут обнаружиться на самой программе. В этом случае спасает договор, который вожатые подписывают явно или неявно с участниками детской программы и взаимодействуют друг с другом в рамках, которые описываются правилами проживания и правилами техники безопасности. Если поведение ребёнка представляет угрозу для других участников или для него самого, если он в этом неуправляем и вожатым не удаётся донести до него - в чем может быть его выгода соблюдать общие правила, то наступает прямое следствие – сначала постоянный контроль со стороны взрослого и ограничение свободы, далее изоляция от участников, вплоть до отправления с программы. Выход в такое «особое положение» бывает урезонивает драчунов и тогда контроль за ними снижается.

В принципе - в палаточном лагере возможно все, кроме нарушения "Правил проживания". Их всего шесть и они соблюдаются и участниками, и инструкторами, поскольку они вполне обоснованы и являются условием безопасности жизни, достаточно однозначны, легко поддерживаются и усваиваются.

Из "Правил...": "Если не уверен в правильности своего поступка - посоветуйся со своим вожатым, особенно, если есть угроза безопасности, твоей и твоих товарищей. Лагерь - территория, свободная от вредных привычек! О плохом самочувствии немедленно сообщи своему вожатому или ближайшему инструктору. Покидай территорию лагеря только по договоренности со своим вожатым, строго соблюдай контрольные сроки возвращения". Еще два правила - о сохранении экологической чистоты и правила купания.

Вот и все! Дальше - полная свобода! Нет заранее утвержденных мероприятий, однозначного плана работы, жесткого режима дня. Но не стоит думать, что в лагере царит полная анархия и хаос. Как раз наоборот - ощущение легкости и порядка. Это пространство свободы выбора, полной ответственности за него и соблюдения договоренностей. Все решения относительно себя ребенок принимает сам, и ответственность за последствия своих решений - тоже.

Выгода соблюдения правил – а их на самом деле не много и они довольно разумно аргументированы для ребят – в том, что они гарантируют безопасность и своеобразный комфорт. Если правила соблюдаются всеми без каких-то поблажек и привилегий (а именно на этом стоит акцентировать внимание) – то это справедливо и удобно. При соблюдении правил доверие друг к другу растёт и соответственно зона свободы для всех расширяется, а это в подростковом возрасте довольно серьёзный мотив. Подростки могут устраивать самостоятельное без взрослых времяпровождение. А взрослые, не обременённые тотальной функцией контроля, имеют больше времени на придумывание и проведение всяких игр и приключений и жизнь на программе реально становится интереснее и насыщеннее.

Ребята, как правило, предпочитают дружеско-партнёрские отношения с вожатыми нежели отношения контролёр – нарушитель, если мы предлагаем им более достойные и интересные способы проверить свою силу характера и сообразительность.

Наверное, стоит поподробнее коснуться темы «договор с ребёнком». Ведь, по сути, вся программа в детском лагере – это ещё и обучение договорным отношениям. В этом случае вожатые все взаимодействие с ребятами строят в жанре договора как равноправные партнёры. Манипуляция, то есть управление ребёнком при помощи скрытого шантажа, угроз или эмоционального подкупа, в таком случае недопустима. Прямые указания и требования со стороны взрослых возможны, но только в ЧП ситуации или когда идёт режим обучения, тогда взрослый может занять позицию руководителя и эксперта. Правда, по жизни, этот договор на принятие такой формы взаимоотношений прежде должен состояться между ребёнком и взрослым.

У каждого договора есть и прямое следствие: что будет, когда договор нарушается какой-либо из сторон. Вожатым практически всегда важно проговаривать эти следствия и всегда действовать так, как обещали при нарушении договоров. Все это позволяет создавать действительно работающие договора.

Конечно, навык этот не у всех новичков-вожатых поставлен достаточным образом, и поэтому важно довольно много внимания уделять этой теме на подготовительных занятиях при подготовке вожатых и инструкторов по видам деятельности непосредственно перед началом программы лагеря. Учить договариваться самим и учиться соблюдать свои договора, что оказывается тоже не всегда просто, особенно в отношении детей или тех, кто заведомо от тебя зависим.

Выяснение чего ребёнок хочет стоит начинать с первого же знакомства с ребёнком, когда он вместе с родителями приходит на собрание перед программой. Вы спрашиваете его об его ожиданиях на эти недели. Иногда участники описывают свои ожидания в переписке на форуме. Особенно это касается тех ребят, кто едет на программу не в первый раз. Стоит поощрять такие темы и стараться как можно раньше узнать, что за состав ребят попадёт на программу.

Прямые вопросы ребёнку, проясняющие его интересы, – это уже практикуется непосредственно на программе постоянно и в форме индивидуальных разговоров и во время разговоров в мини-группах и на общем кругу. Отношения очень быстро складываются довольно открытые и даже замкнутые ребята вполне быстро осваиваются и не стесняются таких вопросов.

Где-то к середине программы предложите ребятам подумать об острове своей мечты (иногда ребята рисуют эти мечты). Ведь бывает такое, что ребенок чего-то хочет, но вы замечаете, что через какое-то время он действует, уже забыв про то, что намеревался сделать, а иногда даже и вопреки своему заявленному желанию. Вы когда такое замечаете то, поступаете: настойчиво напоминаете ему про его намерения и призываете довести начатое или передоговариваетесь.

Прежде всего, вы привлекаете его внимание к этой смене намерений и ваша задача вместе с ним выяснить причину этих перемен. То ли он вначале назвал не то, что хотел, и тогда вопрос «Почему?» То ли не разобрался в себе, то ли просто сказал, чтобы его оставили в покое и не приставали с вопросами, то ли пошёл за компанию с кем-то, а потом ему это не понравилось, то ли трудности, которые встретились, оказались ему не по плечу и, он, поэтому отказался от своих намерений. Это нормальная ситуация в детском лагере, рабочая ситуация. И мы работаем на то, чтобы именно в такие моменты находиться с ребёнком в диалоге, помогать ему и себе восстановить ясность и, либо передоговориться, либо помочь ему преодолеть трудности, либо, если смена его намерений нарушает чьи-то права, то восстановить справедливость, вплоть до того, что привлечь его к оговорённой ответственности за нарушение взятых на себя обязательств.

Не надо пытаться сделать на программе какой-то идеальный мир, где все не так, как в жизни. И это не тренинг. Программа очень жизненная и естественная, а в чем-то даже более суровая, чем привычный мир наших ребят. Здесь, конечно, надо сказать, что в данном случае если вы работаете вы с ребятами из детских домов – то многое из вышесказанного им уже и так знакомо. А вот если ваши участники - это дети достаточно обеспеченных родителей среднего бизнес-уровня и часто это единственный ребёнок в семье, который учится в маленьком классе частной школы и не гуляет во дворе. То как раз эти дети не часто согласовывают с кем-то свои действия, им привычнее, что их желаниям потакают и все приносят в готовом виде, что они не несут никакой ощутимой для них ответственности за свои договора с другими, они, бывает, не любят брать на себя обязательства и знают, что если что-то не могут сделать сами, то им это сделает кто-то за деньги. Такая школа жизни, которую они получают в таком случае на этой детской программе, дает им возможность увидеть то, как устроены реальные договорные отношения среди людей, не связанных родственными узами. И вы учите их строить достойные отношения. Они учатся преодолевать трудности самостоятельно и открывают в себе свою собственную силу, а не силу папиного кошелька.

К вам на программу приводят детей родители, которые вам доверяют и вы должны постараться оправдать это доверие. В вашей этике – не критиковать родителей и окружение ребят какими бы они ни были и не настраивать ребят против семьи. Возможно, вы помогаете родителям в том, что им самим сделать в условиях семьи бывает трудно в силу разных причин, но не более того. У вас нет задачи подменить собой самых близких и значимых для ребёнка людей – его родителей. Вы партнёры в одной игре – счастливое будущее этих детей, и вы сотрудничаете с теми, с кем ваши представления о том, от чего это зависит, совпадают.