Технология активного творчества
Элементы технологии личностно-ориентированного развития
Технология развивающего самообучения применяется в так называемой "зоне ближайшего развития" ребенка, иными словами, за той гранью, где он не в силах освоить нечто новое самостоятельно и нуждается в помощи наставника. В отличие от традиционного обучения, ребенку не навязывается комплекс шаблонных действий, а лишь объясняется принцип и основные приемы создания чего-либо. Ребенок волен сам ставить себе конкретные цели, реализовывать и оценивать их выполнение. Таким образом, активно стимулируется проявление детского творческого потенциала. Эта форма развития чаще всего применяется в группах младшего школьного возраста
Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология дифференцированного обучения способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора. Эта форма обучения приемлема для всех возрастных групп.
возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
- комплектование учебных групп однородного состава;
- внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
Интерактивное обучение
Еще одним видом активных методов обучения, используемых в моей педагогической практике, является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии. Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и взаимодействия всех участников процесса творчества для создания оптимальных условий развития.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
- Многоголосье Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
- Диалог Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
- Мыследеятельность Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и подопечного. Не трансляция педагогом в сознание подопечного готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
- Свобода выбора Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание обучающихся.
- Смыслотворчество Это процесс осознанного создания обучаемыми и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
- Рефлексия Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Интерактивные: От англ. (inter - "между”; act – "действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы участников.
Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использование его отдельных элементов (этапов).
В образовательной кружковой деятельности используются следующие интерактивные методы:
- Творческие задания
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Конкурсы.
- Выставки.
- Изучение и закрепление нового информационного материала
- Интерактивная лекция.
- Обучаемый в роли наставника.
- Работа с наглядным пособием.
- Каждый учит каждого.
- Метод проектов
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Выше предложено очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
Мастер-класс-что это такое?
Мастер-класс в нашем понимании -это совместное творчество, рукоделие взрослого и группы детей 4-6 человек, в котором дети чему-то учатся, развиваются, знакомятся.. И сам факт, что мы сидим рядом, болтаем о чем-то, вырезаем, склеиваем, нанизываем готовые бусины на нитку, а потом радуемся -какая красота получилась -все эти простые действия!
Мастерская - это иная форма организации учебного процесса.
Привлекательность мастерской заключается в том, что деятельность участников направлена на познание, поиск ответов на интересующие вопросы. Мы понимаем мастерскую как форму обучения учителей и учащихся, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Обобщим:
- Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
- В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
- Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
- Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
- Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.
- Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.
Таким образом, педагогическая мастерская - форма сотрудничества, которая объединяет все направления педагогической деятельности: от ученичества до мастерства.
Тьютор (англ. tutor — наставник) — это тот, кто сопровождает процесс индивидуализации. Именно такой деятельностью мы и занимаемся играя с детьми.
Метод проектов
Подготовительный этап:
- выбор участниками темы проекта;
- определение совместно с наставником необходимого объема ЗУН для осуществления проектов;
- составление участниками с помощью наставника плана работы по реализации проекта;
- определение затрат.
Конструкторский этап:
- рассмотрение вариантов выполнения проекта;
- сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
- разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;
- подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;
- распределение обязанностей.
Технологический этап:
- выполнение участниками проекта с учетом требований технологии и дизайна;
- текущий контроль и корректировка его деятельности наставником;
- соблюдение правил техники безопасности.
- Заключительный этап: самооценка качества выполненной работы;
- расчет экономических затрат на выполнение проекта;
- предварительная защита проекта в коллективе;
- защита проекта перед комиссией.
Классификация проектов:
Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного усвоения новых способов человеческой деятельности. Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует познавательную деятельность детей, позволяет добиваться более высоких результатов.
По продолжительности выполнения:
- краткосрочные (несколько занятий) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По количеству участников проекта:
- индивидуальные (личностные);
- парные;
- групповые;
- коллективные;