Техника рисования для детей
Стремление рисовать присуще большинству детей младшего возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентировки вожатых на более интеллектуальные занятия.
Однако, рисование - это свидетельство о развитии образного мышления, потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, их темперамент, переживания, внутренний мир.
Преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженное настроение. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.
Широкие мазки при рисовании красками, величина рисунка, отсутствие предварительных набросков, дорисовок показывает уверенность и решительность.
Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.
При замороженности, и тем более беспокойстве, дети рисуют мало, предпочитая другие занятия. Изучение спонтанных, то есть сделанных по всему желанию рисунков, показывает обычную возрастную направленность. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, людей и сражения. Девочки - людей, дом, природу, животных.
Для выяснения отклонений в здоровье детей предлагают сделать рисунки на следующие темы: "В детском лагере", "Дом, семья", "Что мне снится", "Чего я боюсь" и т.д. Уроки рисования - техника рисования - рисование для детей В рисунке на тему "В детском лагере" представляет интерес взаимное расположение фигур автора и сверстников. Дети с истерическими чертами характера, вне зависимости от своего реального положения, рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем. Это отражает проблему взаимоотношений с ними.
На рисунке "Дома" изображается какая-то семейная сценка. Например, папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находится в углу, а бабушка стоит. При анализе имеет значение порядок и близость расположения фигур, и особенно, место, где находится сам ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимания размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье, авторитетом для ребенка.
В рисунках "Что мне снится" изображение страха на первом месте: независимо от возраста дети изображают чудовище, особенно выделяют глаза, большой раскрытый рот. На втором месте рисуют землетрясения, пожар, аварии, войну, нападения бандитов и т.д. По рисункам видно - эти страхи символизируют угрозу для жизни.
На рисунках "Чего я боюсь" дети рисуют змей, пауков, собаку, темноту ("от укуса змей наступает смерть, паук выпьет кровь, собака загрызет").
В младшем школьном возрасте воспроизводят инстинктивно опосредованные страхи: страх высоты, глубины, замкнутого пространства. В подростковом возрасте - социально опосредованные страхи: страх плохой отметки, контрольной, не успеть выполнить порученное и т.д. На самом деле это не столько страх, сколько опасения приобретающие навязчивый характер. Наблюдая рисунки своих детей, вожатые могут заметить страхи и отклонения в поведении у детей и при необходимости обратиться на консультацию к специалистам.