Театрализированый тренинг 2

2844419367 843ee7c654m.jpg

Предлагаемые упражнения разделены на 8 блоков:

I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»)
II блок: «Основы культуры речи»
III блок: «Основы актерского мастерства»
IV блок: «Коммуникативный»
V блок: «Сценическое движение»
VI блок: «Техника работы с микрофоном»
VII блок: «Создание сценического образа»

Занятия можно выстроить в той последовательности, которая будет наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя блоки или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.


I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь») Цели: развитие навыков правильного фонационного дыхания; работа над звуками, силой и диапазоном голоса; работа над дикцией и чистотой произношения.

Упражнение №1: «Поклонение солнцу» Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:

Вдох – руки и голову поднять вверх; Выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол; Вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх; Выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз; Вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги; Вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо; Выдох – ладони сложить домиком на уровне груди. Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

Упражнение№2: «Арлекин» Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

Упражнение №3: «Тряпичная кукла – 1» Из положения «сидим на мяче» перекатываемся с пятки на носок – выдох. С носка на пятку вдох. Затем, наоборот: с пятки на носок – вдох. Сноска на пятку – выдох.

Упражнение№4: «Цветочный магазин» Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если ученик точно выполняет задание, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы беззвучно произнося «ха» (теплый воздух).

Упражнение №5: «Выращивание цветка» Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

II блок: «Основы культуры речи» Цели: овладение нормами и правилами литературного произношения; определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо-ритм.

Упражнение №1: «Нахал» Цель игры, наряду с креативностью, совершенствовать умение выстраивать свое речевое поведение в экстремальной ситуации. Ход игры: Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вокруг пред вами кто-то «влезает». Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится. Чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким, словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А, тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре, сидящий справа – добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом на его появление, да так, чтобы было неповадно. Затем каждая пара меняется ролями. И игра продолжатся. В конце игры группа обсуждает, какой ответ был самым удачным.

Упражнение №2: «Нам поможет мнемоника» Необходимое условие: Запомнить как можно больше фактов культуры речи. Ход игры: Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки: В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок, без сапог, без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, Яблок, груш и мандаринов, баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.

III блок: «Актерское мастерство» Цели: развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии; действия с реальными предметами в условиях вымысла; развитие импровизационных способностей.

Упражнение №1: «Взрыв» Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.

Упражнение№2: «Переход» Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу». Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

Упражнение №3: «Мимикрия» Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой. Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры. Как можно «смимикрировать»? Например: на стуле ведущего висит черная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.

IV блок: «Коммуникативный» Цели: развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом; определение «Я» в коммуникативном пространстве («предлагаемые обстоятельства»); взаимодействие со зрительской аудиторией.

Упражнение №1: «Заполни середину» Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения: 1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша коша осталась голодной». 2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». 3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи». Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение№2: «Апельсин» Участники группы сидят по кругу. У педагога в руках мяч. Инструкция: «Давайте вообразим, что это (показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе». Педагог начинает работу, называя любую характеристику апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждант участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте работать быстрее». Также педагог обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна – производитель». Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Упражнение№3: «Белый кубик» Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать вам описания предметов и ситуаций. После того как вы выслушаете описание, надо будет закрыть глаза и представить себе предмет или ситуацию в виде картинки или изменяющегося образа. Если образ не появится сразу, подождите. Постарайтесь добиться отчетливого представления предложенного предмета или ситуации. На работу с каждым образом мы будем затрачивать примерно 2 минуты». Затем педагог предлагает описание предметов и ситуаций: «Белый кубик», «Белый кубик лежит на красном ковре», «Дети играют в мяч на берегу реки», «Другие дети играют на берегу другой реки», «Дети начали громко смеяться», «Дети остановились как вкопанные» и т.д. Упражнение направлено на развитие воображения и навыков управления им.

Упражнение№4: «Хиппи» Участники группы сидят по кругу. Инструкция: Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано…» проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч. Должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого – нет. Результат: необходимо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью.

Упражнение №4: «Знакомство» Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре. Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из свободных мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже». В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные. После того как названо примерно 8 – 12 умений, педагог останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас». Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

Упражнение №5: «Знакомство по имени» Это упражнение проводиться в начале учебного года. Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Сейчас мы будем знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя». Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности, влияния маловероятных фактов на взаимодействие людей и т.д. выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в сознании каждого участника, опирающееся на субъективные критерии стандартности – нестандартности, адекватности – неадекватности.

V блок: «Сценическое движение» Цели: определение темпо-ритма сценического действия; координация и согласование действий с партнером и без него; мизансцена тела.

Упражнение №1: «Быстрее молнии» Все игроки встают в центре площадки в шахматном порядке, сбившись в достаточно тесную «стайку». Если ведущий дал команду : «Дверь», все тут же бегут к двери. Опоздавших, замешкавшихся быть не должно. Необходима мгновенная реакция на команду. Затем ведущий дает команду: «Окно». Все бегут к окну. Ведущий говорит: «Ко мне». Все бросаются к нему. Эти команды следует повторять в быстром темпе, чередуя друг с другом, добиваясь молниеносного, реактивного совместного действия. Команды следует выполнять бесшумно, ощущая пространство и партнеров вокруг себя. Игроки с замедленной реакцией выбывают из игры.

Упражнение №2: «Звезда» Из положения «в точке» постепенно раскрыться «в звезду»: максимально «натянуть» ноги, руки, спины, как можно шире раскрыть глаза и рты. Внимание переключается на все, что вокруг, захватывает как можно больше звуков и предметов. Педагог может помочь ребятам, считая вслух сначала до 16, потом до 8, 4, 2-х, т.е. время превращения постепенно сокращается. Ребята должны точно уложиться в предложенный счет. Упражнение может выполняться по хлопку: из точки – мгновенный взрыв. Следующий этап – обратное превращение из звезды в точку (под счет, затем по хлопку).

Упражнение №3: «Заполнение пространства» Группа распределяется по залу так, чтобы между всеми участниками было одинаковое расстояние. По хлопку одновременно начинают движение. Можно менять скорость движения, свойства пространства (вода, глина, сгущенное молоко и т.д.), материал, из которого сделано тело (проволока, пластилин, дерево, камень и т.д.). Главное: двигаться всем одновременно, не сталкиваться, внимательно наблюдая за тем, чтобы между участниками сохранялись установленные равные промежутки и не было пустот в углах помещения. Равномерно заполняемым должно быть все пространство зала.

VI блок: «Техника работы с микрофоном»: Цели: практическая работа с техническими средствами (микрофоны); чтение текстов различных типов.


VII блок: «Создание сценического образа». Цели: определение образа, стиля, характера ведущего в условиях предполагаемого мероприятия.

Задание: вниманию воспитанников предлагаются фрагменты сценариев мероприятий, представляющих следующие виды театрализованного представления:

конкурсно-игровая программа «Забавы Горохового королевства»; театрализованное представление – спектакль «Лесная сказка»; концерт танцевального объединения «Крещендо»: «Кабы не было зимы…»; конкурс театральных миниатюр «Мы сохраним этот хрупкий мир». Задача воспитанников:

определить образ и характер героя; выбрать приспособления для передачи особенностей своего поведения в роли; воплотить предлагаемый образ на сценической площадке в процессе занятия. VIII блок: «Проведение мероприятий разных форм». Цели: знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.

Упражнение №1: «Необыкновенный концерт» Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать название концертного номера (любого жанра искусства), который хотел бы увидеть если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга. Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3 – 5 минут. Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта. Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например, «Выступление Краснознаменного армейского хора «Пуля – дура, штык – молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с дрессированными крокодилами» и т.д.

Упражнение №2: «Абсурдные диалоги» Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями. Например, он может с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Ну, как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Почему у вас чертик на плече? Разве можно приносить чертиков на занятие?», или «Я слышал, вас вчера забрали в милицию. Почему так быстро отпустили?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось. Другой вариант выполнения этого упражнения6 ведущий предлагает всем в течение занятия стать «подхалимами», и во всем ему «поддакивать». На любое предложение, даже самое фантастическое, какое бы он ни сделал, каждый участник должен ответить согласием, вслух мотивируя свою готовность следовать призыву ведущего. Желательно, чтобы мотивировки игроков не повторялись, были у каждого свои, органичные для той или иной личности. Например, ведущий: «А давайте, ребята, пойдем и спрыгнем с моста!» Ребята: «Конечно, очень хочется купаться». «Давайте спрыгнем, заодно и силу воли потренируем», «Спрыгнем! Попадем в больницу, и на занятия ходить не надо будет. Вот здорово!» и т.д. На следующем занятии ведущий предлагает всем стать «негативистами» и на любое его предложение, также индивидуально, объясняя причину, отвечать отказом или сомнением, то есть принимать «в штыки».