Театрализированый тренинг

105m.jpg

Ни для кого не секрет, что умения импровизировать, выступать перед публикой, красиво говорить полезны детям не только при участии в театрализованных постановках, но и в жизни. Обычно ребенок использует небольшой набор шаблонов поведения — играет роль «ученика», «примерной дочери», «троечника», «недотепы». А театрализованная игра позволяет детям выйти за рамки привычных ролей и проявить себя новым образом. Для этого мы будем играть и примерять новые варианты поведения.


Будьте внимательны — разминка!

Ребятам предлагается рассмотреть какой-либо предмет: картину на стене, часть комнаты, пейзаж за окном... Затем нужно отвернуться и подробно рассказать обо всем замеченном, описать расположение, форму, цвет рассмотренных предметов. Интереснее делать это упражнение с какой-нибудь смешной открыткой или картинкой. Кто-то начинает рассказывать, другой его дополнят, третий подмечает то, что упущено обоими. Можно использовать в качестве объектов людей: внимательно рассмотреть кого-нибудь из группы, а потом, отвернувшись, рассказать, как он одет, причесан, какой у него цвет глаз, какую он принял позу. Кстати, совсем не обязательно ограничиваться рассказами.

Пусть несколько ребят построят сложную «статую», а задачей другой команды будет — посмотрев на нее несколько секунд, повторить с максимальной точностью. Точность воспроизведения можно проверить с помощью цифрового фотоаппарата. Полезно проделать подобные же упражнения и на осязание. С завязанными глазами ребенок ощупывает предмет и определяет его форму, фактуру, по размеру монеты определяет ее достоинство. А еще ребята могут на ощупь узнавать друг друга и т. п.

Развиваем память — нанизывание слов

Это упражнение хорошо тренирует и внимание, и память. Все садятся в круг и по очереди называют различные предметы. Но сперва каждый должен повторить все уже названные предметы, соблюдая последовательность, и лишь в конце добавить свой предмет, как бы нанизывая его на общую ниточку. Например, первый сказал «лампа». Его сосед говорит: «Лампа, чемодан». Следующий повторяет: «Лампа, чемодан, крокодил». «Лампа, чемодан, крокодил, бутерброд» — продолжает следующий. Игра идет по кругу и тот, кто перепутал или забыл какое-то слово, выходит из игры.

После этого упражнения можно познакомить ребят с техниками развития памяти. Например, большое количество слов по порядку можно запоминать, мысленно составляя из них рассказ. Причем, чем смешнее будет рассказ, тем лучше запомнятся слова. Ну как не запомнить, например, такую историю: «Волшебная лампа собрала чемодан, потом поймала крокодила и сделала из него бутерброд...»

Вообще, смешное и необычное запоминается лучше. И даты к контрольной, и новые английские слова можно запомнить, придумав смешные ассоциации. А слова для спектакля можно выучить, представив, как текст рассказывает какой-то персонаж.

Озвучиваем кино

Эта игра прекрасно подходит для конкурса актерского мастерства. Вызовите команду на сцену и предложите им озвучить несложные истории. По ходу рассказа ведущего участники по очереди озвучивают каждый возникающий в истории звук (когда ведущий доходит до последнего участника, то возвращается к первому)… Истории для конкурса можно придумать любые. Главное, чтобы в них было как можно больше разных смешных звуков.

Например, вот история «Поездка в деревню»: «Остановился автобус, визжа тормозами (1). Пассажиру пришлось прыгнуть прямо в середину огромной лужи, брызги полетели во все стороны (2). Отряхнув плащ (3), он пошел по родной деревне. Мимо, визжа и похрюкивая (3) пробежал поросенок. Вдали залаяла собака (4), прошло стадо жалобно мычащих коров с бубенчиками (5). Петух оголтело заорал (6) прямо в левое ухо. Наконец, скрипнула родная калитка (7). И путешественник вошел в свой дом, скрипя половицами (8)...».

При необходимости число «деревенских» звуков можно подстраивать под число участников. Другой команде можно предложить композицию «Раннее утро»: «Требовательно зазвенел будильник (1). Иван Иваныч сладко потянулся и зевнул (2). И пошел на кухню, шаркая тапочками (3). Включил утреннюю программу по радио (4). Песенка ему понравилась, и Иван Иваныч сделал радио погромче (5). Налил воды в чайник, и поставил его на огонь (6). В это время зазвонил телефон (7). Иван Иваныч снял трубку, но услышал одни гудки (8). Со злости бросил трубку на рычаг (8). Тем временем на кухне засвистел чайник (9). Иван Иваныч выключил его (10), налил чай (11), размешал сахар ложечкой (12). Потом сделал радио потише (13)».


Этюды

Для развития воображения можно выполнить упражнения на перемену отношения к различным предметам. Возьмите любую вещь — книгу, шапку, веник — и обращайтесь с ней так, как если бы это было нечто совсем другое. Например, горячая кастрюля, дорогая хрустальная ваза, тяжелый слиток металла, историческая находка или драгоценность, а может, кошка или щенок.

Задания для этюдов могут быть самые разные — можно просто дать ситуацию (желательно необычную или смешную) и предложить разыграть ее так, как ребята ее себе представляют. Может быть, ваша комната — это музей, а все, что в ней находится — редкие экспонаты? Может быть, здесь цветущий сад или снежное поле? Может быть — зоопарк, и вокруг клетки с различными зверями? Предложите группе перевоплотиться в цирк, птичий двор, зверинец. А можно устроить магазин заводных игрушек…

Для разминки ребятам лучше дать изобразить уже описанные ситуации — такие задания будут легче и зрелищнее. Пока ведущий рассказывает, что случилось, артисты стараются как можно точнее продемонстрировать происходящее в истории (можно пантомимой, а можно и со словами — как вам удобнее).

Например, этюд «Крик»: «Представьте себе, что вы нарядились и такие красивые и радостные идете по улице в театр (или на свидание). И вдруг — вас с ног до головы обрызгивает из грязной лужи автобус. Ваша задача как можно точнее криком изобразить эмоцию по этому поводу».

Или этюд «Хот-дог»: «Ты идешь по улице голодный и мечтаешь о сытном обеде. Вдруг видишь палатку с хот-догами, радуешься, покупаешь. Но хот-дог оказывается горячим, ты обжигаешься, перебрасываешь его с руки на руку, кетчуп попадает на костюм, пачкает, пытаешься очистить… А тем временем хот-дог продолжает обжигать тебе руки, и, наконец, разозлившись, ты выбрасываешь вожделенную еду в мусорное ведро».

Вообще, тема еды — отличный источник новых идей для этюдов. Можно одной команде предложить разбить и есть руками несуществующий арбуз, отгоняя налетевших ос. А другая команда будет ходить вокруг воображаемого красивого торта в ожидании ножа, пока кто-то не решится отколупать пальчиком маленький кусочек и не начнется общее пиршество…

Можно перебегать улицу босиком по горячему асфальту, уговаривать контролера не штрафовать вашу группу и многое другое.


Театрализованные игры

Очень интересной подборкой игр, построенных на этюдах, со мной поделились в Центре «Дети Марии». Центр занимается реабилитацией и социальной адаптацией детей-сирот, и здесь считают, что при помощи таких игр очень хорошо раскрывается творческий потенциал детей. Любимое амплуа и сотрудников, и детей Центра — роль клоунов. «Оказалось, чтобы вызвать улыбку у грустного человека, достаточно просто надеть на себя клоунский нос», — отмечает директор Центра Мария Елисеева. Ниже приведена целая подборка «клоунских игр», которые позволяют даже замкнутым детям включить воображение и начать играть. Не надо бояться выглядеть смешным — ведь так гораздо проще радоваться жизни!

Такси

Эта игра помогает научиться безбоязненно выходить на сцену. Даже самые застенчивые зрители через 5–10 минут игры уже встают в очередь на «такси». Итак, на сцену ставят три стула — это «автомобиль». В начале игры в «машину» садятся два человека: «водитель» на левый стул, а «пассажир» — на средний. Они начинают импровизацию, разыгрывая поездку в такси (можно пантомимой, можно используя диалоги). Важно все время помнить, что ты находишься в машине. Нельзя просто вскочить со стула и убежать. Надо обязательно открывать и закрывать двери, пристегиваться ремнем безопасности, а водитель должен не забывать про руль, педали и переключение передач.

Итак, «водитель» трогается с места, «пассажир» сидит с ним рядом, и тут они замечают человека, который голосует на дороге, ловя такси. Водитель тормозит, останавливает машину, а новый пассажир открывает дверь и садится. Его цель — заранее придумать и привнести в машину определенное настроение, эмоцию, состояние (например, сонливость, простуда). При этом нужно «зарядить» этим настроением сначала первого пассажира, а затем водителя. Когда спустя пару минут все трое будут заражены одним и тем же «вирусом», водителю нужно оказаться неспособным вести машину и выйти из нее. Тогда пассажир со среднего сиденья пересаживается на его место, а крайний передвигается в середину, освобождая место у руля следующему пассажиру, стоящему в очереди на «такси».

В Центре «Дети Марии» есть договоренность не изображать пьяных и курильщиков. К сожалению, детям в первую очередь обычно именно это приходит в голову. Примерами могут быть клаустрофобия, чесотка, нервный тик, а также такие образы, как модница, бизнесмен с телефоном, любитель музыки с наушниками и плеером, серьезный студент с книгой и т.д. Выбранный персонаж задает направление, в пределах которого остальные участники стараются импровизировать, совершать движения и поступки. Важно, чтобы стоящие в очереди на «такси» и наблюдающие за происходящим старались заранее придумывать, что они будут показывать.

Волшебный пластилин

Эта игра-импровизация предваряет более сложные игры с использованием пантомимы. Главный принцип всех клоунских игр — не отрицать то, что тебе предлагают, а всячески пытаться поддержать и развить предложенную тему. Эта игра хорошо учит включать воображение и подыгрывать друг другу.

Группа садится в круг. Первый участник держит в руках кусок воображаемого волшебного пластилина размером примерно с футбольный мяч. (При необходимости кусок можно увеличить или уменьшить, «отщипывая» от него).

Вообразив себя скульптором, он прямо в воздухе «лепит» из пластилина любой предмет, стараясь, чтобы всем стало понятно, что же это (это может быть что угодно — букет цветов, компьютер, шляпа с перьями и т. п.). Затем с готовым предметом надо произвести какие-то действия, используя пантомиму (например, один участник слепил целую телефонную будку, открыл ее и позвонил по телефону). После чего предмет торжественно передается по кругу второму игроку. Второй, приняв предмет, должен вначале найти ему новый вариант применения, затем придумать причину, чтобы вернуться к первоначальному состоянию пластилина, и, наконец, вылепить новый предмет, «поиграть» с ним и передать дальше по кругу. Например, первый участник вылепил мяч, несколько раз подбросил его в воздух и, поймав, передал другому. Второй старается не повторять его действия, а придумать что-то новое. К примеру, второй участник может изобразить, что он пытается лопнуть мяч — давит на него ногой, садится на него или старается проколоть его острым предметом. Когда же, наконец, мяч лопнул, второй участник вновь сминает его в руках, превращая в кусок пластилина, и лепит новый предмет.

Может выйти так, что участник, получивший предмет, не понял, что это такое. В этом случае он сам придумывает, что же это такое, и играет с придуманным предметом. Когда круг пройден, участники по очереди рассказывают, что они получали и что передавали другому. Бывает очень весело обнаружить смешные несовпадения! Правила игры очень трудно объяснить словами — лучше просто начать играть, сопровождая свои действия комментариями. И все постепенно включатся в процесс «лепки»…

Замри

На сцену выходят двое. Им задают сюжет первой сцены. Например, «У дантиста». Ребята начинают без слов импровизировать на тему и делают это до тех пор, пока кому-то из зрителей не покажется, что их действия напоминают что-то другое. Когда ему приходит в голову новая тема, подходящая к ситуации, этот зритель кричит «замри».

Группа замирает. Участник, который «заморозил» группу, выходит на сцену и легко дотрагивается рукой до того, кого он хотел бы заменить. Этот человек присоединяется к зрителям. Оказавшись в том же положении, что и удаленный со сцены участник, новый игрок «оживает» и с помощью пантомимы пытается разыграть со вторым участником новый, только что придуманный им сюжет. Играют до тех пор, пока кто-нибудь из зрителей снова не крикнет им «замри». В этой игре очень важны умение поддерживать диалог и желание понять друг друга.