Сюжетная игра «Садко»

RN1G-BmuJhIm.jpg

Сюжет лагеря — это и связующий материал и двигатель нашего лагеря. Добрая половина успеха — в сюжете. Как это выглядит, что предполагает — попробуем рассказать ниже.

Важно, чтобы тема нашей игры давала широкую возможность для игр, соревнований, прикладного труда и любой формы деятельности. В игре «Садко» можно рисовать, шить, лепить, сколачивать, вырезать и являть как творческие, так и спортивные достижения. Дети любят строить всякие «домики» и «шалаши», так что увлечь их постройкой корабля будет не сложно. Помимо этого можно делать и разные элементы морской формы, например ленточки моряка, вещевой мешок моряка, паруса из плотной ткани.

Лейтмотивом игры станет помощь купцу Садко. Но, для того чтобы помочь Садко, потребуются некоторые знания и умения, настойчивость, характер. Необходимо, больше узнать о мореходах и мореходстве. О русских купцах и ремесленниках. О русском фольклоре. Научиться завязывать простейшие узлы, узнать, как наши предки ориентировались по солнцу и звездам, что такое «зюйд» и что такое «вест» и даже под зорким руководством руководителей приготовить макароны «по-флотски».


Игровой сюжет.

Эпизод 1.

Послание Садко. Настасьюшка. К нашим ребятам приходит весть о том, что пропал купец Садко. Ребята берутся помочь в его розысках.

События: Весть может прийти самым разным способом: гонец принес, родители Садко, невеста Настасьюшка и т.п. Допустим, в нашем случае игра начинается так: дети в сопровождении своих кураторов идут на речку (озеро) и встречают там печальную девушку Настасью, которая повествует им о Садко. Тут же они находят в воде запечатанную бутылку. В бутылке письмо Садко о том, что он попал в плен к царю морскому. Садко просит помощи и сообщает где можно найти старого корабельного мастера. К письму приложена карта.

Письмо, карта, запечатанная бутылка – все готовится заранее. Так же как и костюм для Настасьюшки. Вернувшись, первым делом мы ставим мачту нашего будущего корабля. Это ровный столб высотой 3-3,5 метра, который хорошо вкапываем в землю на 0,8-1 метр. Сбоку у верхнего конца столба не забываем вбить хороший гвоздь, согнув его под углом 45 градусов вверх, и пропустить по нему веревку. После того, как мы вкопали столб, на высоте 50-60 см. от земли вбиваем второй гвоздь, загибаем его теперь уже к низу, пропускаем под ним нашу веревку и связываем ее в кольцо. На ней мы будем поднимать наш флаг. Флаг делаем так же с детьми. Придумываем знак (дети рисуют морские флаги и просто рисунки с морской тематикой), расцветку. Вырезаем флаг из ткани, раскрашиваем, подшиваем. Во время всего этого (а можно и отдельно) разучиваем морские песни. После того, как флаг готов — будем каждое утро поднимать его на нашем «корабле»!

Еще на корабельную мачту можно прикрепить колокольчик. Или простой кусок металла — рынду. Расскажем детям о давней традиции корабельных сигналов. Замечательно, если они будут собираться не на отчаянные крики взрослых, а на сигналы нашего колокола. Придумаем с детьми пару сигналов, больше они все равно не запомнят.


Эпизод 2.

В поисках старого корабельного мастера. Идем искать старого корабельного мастера. Находим мастера. Он не очень-то желает с нами разговаривать и подозревает что мы пираты. Ребята должны убедить его, что они не мошенники. Предложить помощь. Получаем инструкции к действию.

События: Мастер – персонаж, живущий уединенно. Наша прогулка к нему продлится минут сорок. Хорошо, если на примете есть удаленный домик, хутор. В любом случае можно поместить мастера в шалаше. Необходимо продумать антураж: предметы, связанные с морем и кораблями.

После того как ребята убедят мастера, что они собираются в спасательную экспедицию, тот задает им загадки. Три загадки – за каждую отгаданную он дает часть знаний – как спасти Садко. Загадки располагаются в классическом драматургическом порядке: простая, средняя и сложная. На сложную загадку можно дать три варианта ответа и много времени для обдумывания.

Знания, которые сообщает мастер, лучше облечь в литературно-сказочную форму. Мастер говорит, для спасения Садко: а) нужен корабль, б) капитан и команда, в) выкуп. В литературной форме это может выглядеть как три свитка с текстами, нечто вроде такого: «к царю морскому хочешь ты попасть – корабль строй, и не забудь оснасть». С обратной стороны свитка сделаем рисунок — детям будет проще иметь опорные знаки.


Эпизод 3

Письмо Капитану. Постройка корабля.

События: Утром «случайно», обнаруживаем газету с рассказом о неком Капитане дальних и ближних морей. Там же читаем адрес (капитана или редакции газеты). Пишем письмо. Отправляем письмо. Газету нужно сделать заранее – распечатать в городе. Почтовый ящик тоже можно сделать специально к лагерю. В письмо можно вложить рисунки детей о море и кораблях.

Сам корабль можно построить разными способами. Используя тонкую, трехслойную фанеру или, более дешевый вариант – ДВП. Можно обойтись и подручными материалами. Например – старыми газетами. Берем 5-7 газет, разворачиваем, складываем друг на друга, промазывая слои клеем ПВА. Если оставить листы в хорошо проветриваемом и притенённом месте, то клей быстро высохнет, и не покоробятся листы. Однако на это потребуется время (полдня), можно подготовить такие листы заранее.

Разметим «корпус корабля» вокруг нашей мачты. По периметру вобьем колышки. Периметр корабля надо делать из расчета – чтобы все наши дети могли в нем поместиться. Высота и частота колышек зависят от размеров материала, каким мы будем «обшивать» наш корабль. Обшивку нашего корабля крепим к колышкам саморезами.


Эпизод 4

Встреча с Капитаном. Рассказ о плаваньях, о морях и моряках. Оснастка корабля.

События: Утром в нашем лагере появляется Капитан с письмом ребят. Они знакомятся. Он рассказывает им про моря и океаны, какие бывают корабли. Осматривает корабль, который мы строим. Говорит что еще нужно. Потом рассказывает про матросов, какие они должны быть и что должны уметь делать. Потом он говорит, что у него дела, и он должен уйти, но обещает прийти завтра, чтобы помочь в экспедиции.

После его ухода — следующий этап – название корабля и его раскраска. Здесь уместным будет конкурс рисунков с названиями. Раскрашивать корабль тоже поручаем детям по очереди. Не стоит использовать краски на растворителях – они весьма токсичны. Будем использовать водо-дисперсную краску, — ведерко белой краски и к нему набор колеров, разнообразие которых впечатляет.

Можно сделать парус. С ребятами делаем тельняшки из светлых футболок. Ленточки для шапок-бескозырок. Все это можно совмещать с морскими песнями.


Эпизод 5.

Письмо от Капитана. Выборы капитанов. Подготовка к путешествию.

События: Утром приходит письмо от Капитана. Суть письма в том, что он заболел и никак не сможет принять участие в плавании. Письмо можно сделать и звуковым и даже видео. Капитан предлагает выбрать ребятам самим себе капитанов. Каждая группа – выбирает своего капитана. Потом можно устроить соревнование между этими капитанами — кто выиграет – тот станет Главным Капитаном.

Учимся быть «настоящими моряками». Это знание и умение определять стороны света. Расскажем о компасе и покажем, как он работает. Если есть барометр – расскажем и покажем, как им пользоваться.

Мальчики делают деревянные луки, стрелы, мечи. Можно устроить турнир или соревнования. Намечаем на следующий день первое путешествие. Рассчитываем продовольствие. Кто что несет и кто за что отвечает.


Эпизод 6.

Путешествие. Встреча с пиратами освобождение Настасьюшки.

События: В это день нам предстоит большой поход. Нам нужно проверить свои знания и умения. Выходим после завтрака, с расчетом вернуться к ужину. Во время нашего небольшого похода проверяем умение ориентироваться, выполнять правила движения по лесной местности, можно «потерять» одного-двух взрослых при движении, найти их и на этом примере наглядно показать – если ты отстал – стой на месте, где последний раз был вместе со всеми и тогда тебя быстро найдут.

Маршрут похода конечно, должен быть продуман и известен руководителям. В середине дня делаем остановку на обед, к приготовлению которого хорошо подключить и детей: хворост, вода, открывание банок, и пр.

После обеда сбираемся обратно, тут происходит важное событие – ребята сталкиваются с пиратами. Пираты держат в плену Настасью. Пиратов и Настасью организуют руководители пока дети заняты обедом.

Дети прогоняют пиратов и освобождают Настасью. Количество пиратов и характер стычки – на усмотрение и по обстоятельствам. Настасья благодарит ребят и говорит, что она успела украсть у пиратов план-карту. На карте отмечено, где пираты прячут сокровища. Если найти эти сокровища – то на них у морского царя можно выкупить Садко.

Таким образом, обратная часть пути занята поиском пиратского клада.

Клад, карту – все необходимо иметь на начало игры. Содержимое клада – вопрос фантазии и возможностей. Можно диковинные монеты, камешки, бусины, красивые изделия ручного труда.


Эпизод 7.

Путешествие к речному царю. Освобождение Садко. Пир на весь мир.

События: Первую половину дня проведем в последней репетиции. Можно провести еще соревнования. Повторить песни. Хорошо, если ребята так же сделают какие-либо украшения и поделки и добавят к найденному кладу, чтобы «царю морскому хватило».

Ближе к вечеру выходим в путь. К этому времени должна быть полностью готова «пещера морского царя». Это укромное место, удаленное так, чтобы дети в течение лагеря там не были. Сделаем все сказочно и без агрессии. Украшенные зеленью столы, свечи, фонарики, все — что создаст атмосферу таинственности. В его «пещеру» ребята проходят с завязанными глазами. Морской царь – персонаж не кровожадный – просто очень любит богатства и боится за них. В то же время он щедро кормит и поит ребят и отдает Садко за выкуп. В конце концов, он растроган настолько, что дарит детям подарки – шапки-бескозырки (к которым мы с ними предусмотрительно сделали ленточки).