Стучи, поезд, стучи

2270850179 5f236236a9m.jpg

Мы будем играть в поезд, и это будет игра «Путешествие по разным станциям».

ВОКЗАЛЬНЫЙ ХАОС

В актовом зале, преобразованном на время игры в вокзал, звучит песенка «Голубой вагон». В зал входят дети — малыши или младшие подростки. Им еще ничего не известно о том, как будет протекать игра. Детки чинно рассаживаются на стульчики напротив друг друга. Стенка на стенку, отряд на отряд. И смирно сидят, ожидая продолжения. Да, на вокзал пока не похоже. Это тот редкий случай, когда необходимо создать невероятный вокзальный хаос, из которого потом будет выстраиваться игра. Ну что же, начнем! Глубокий вдох — и вы выходите к детям устраивать хаос.

Но для начала необходимо ввести детей в ситуацию.

Вожатый. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Мы поедем на поезде, будем останавливаться на разных станциях, встречаться с разными людьми. Нас ждут старые друзья, и может так случиться, что мы приобретем новых. Все зависит от нас. Любое путешествие начинается с вокзала. Представьте себе, что мы на вокзале.

Для того чтобы дети в полной мере почувствовали вокзальную атмосферу, им была предложена известная игра «Молекулы и атомы». Всех попросили закрыть глаза и свободно перемещаться по залу, стараясь ни с кем не столкнуться. При этом необходимо слушать ведущего. Как только прозвучит его команда, нужно быстро объединиться в группу, состоящую из стольких человек, сколько назвал ведущий.


ЗАВЕТНЫЙ БИЛЕТИК

Разминка продолжалась минут десять, после чего раздался голос из репродуктора, то есть из микрофона: «Вниманию пассажиров! Желающие приобрести билеты могут подойти к кассам».

У нас работали две кассы — одна для одного отряда, вторая — для другого. Для того чтобы получить билет, детям необходимо было на отдельном листочке написать какое-то важное качество характера каждого члена коллектива, способное помочь преодолеть дорожные тяготы. Только после этого учащийся получал заветный билетик, который мы просили сохранить до конца поездки. На первый путь «встал» поезд одного отряда, на второй — другого. Каждый отправился в путешествие по своему маршруту.

Этот этап потребовал четкой организации деятельности «диспетчеров» этого путешествия, то есть вожатых или старших детей, принявших участие в игре. Нас было трое. Нам помогали два вожатых. Необходимо было скоординировать прохождение детьми отдельных этапов, так чтобы не было накладок и никому не надо было бы дожидаться, пока освободится пространство. Поэтому пока один «поезд» держал свой путь на станцию «Вспоминаем прошлое», второй отправился на станцию «Таланты среди нас». Встретились наши герои лишь на последнем этапе — уже на вокзале.


ТВОРЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Отправимся и мы на станцию «Таланты среди нас». Здесь ребятам пригодились такие качества, как ум, юмор, дружба, находчивость. Учащимся предстояло самостоятельно разбиться на отдельные группы для выполнения различных заданий. Содержание деятельности было неизвестно. Вожатый объяснил детям, что для выполнения первого задания нужны те, кто хорошо соображает, для второго — знатоки русского фольклора, для третьего — умеющие коллективно решать творческие задания, для четвертого — изобретатели. После того как все дети разбились на микрогруппы, им были вручены запечатанные конверты с заданиями.


Задание для юных изобретателей

Вам необходимо придумать несуществующий прибор для домашнего хозяйства, написать к нему инструкцию, нарисовать этот прибор.

Задание фольклористам

Вам необходимо продолжить частушки:

1. Катилось яблочко мимо сада, Мимо сада, мимо...

2. У медведя во бору Много сору...

3. Я на улицу пойду, Я себе найду...

Творческие коллективные задания

Придумайте и покажите сказку, в которой принимают участие следующие герои: Красная Шапочка, Буратино, Бэтмен, Золушка, Карлсон.

Задания для юных интеллектуалов

Эти задания были составлены на основе теста Айзенка. Участники выполняли задания одновременно и затем по очереди представляли творческий отчет. Ребята справились со всеми заданиями; были интересные и оригинальные находки.


ВМЕСТЕ — НЕ СТРАШНО

Вдруг путь преградил семафор (мы как раз двигались по узкому коридору). Дальнейшее движение было возможно только в том случае, если дети скажут друг другу приятные слова, комплименты. Это препятствие было быстро преодолено.

Поезд вновь взял разбег. Но за поворотом, возле лестницы, поджидало новое испытание. Туннель. А это значит, что продолжить путь предстояло в полной темноте. Мы всем завязали глаза. Дети взялись за руки и медленно-медленно, помогая друг другу, продолжили путь. Взрослые, конечно, страховали. Это был самый драматичный и запоминающийся этап нашего путешествия.

Выбравшись на свободное пространство, мы устроили обсуждение. Ребята говорили о том, что иногда было страшно, неуютно. Для кого-то это было забавно. Но все подчеркнули, что чувство ответственности за другого было очень велико. Справиться со страхами помогла поддержка товарищей. Это был самый важный итог прохождения через «Туннель».


ЧТОБЫ НЕ СКУЧАТЬ В ПУТИ

Мы вновь в пути: держим направление на последнюю станцию нашего путешествия. Мы возвращаемся в зал, туда же пребывает и второй поезд.

В зале нас уже ждали отдельные «купе» — стулья были расставлены соответствующим образом (по четыре в каждом купе). Мы попросили всех занять свои места согласно купленным билетам (помните, мы просили участников сохранить их до конца поездки?).

Мы назвали этот этап «Попутчики». Вы можете представить себе путешествие на поезде без долгих задушевных бесед? Вот и нашим путешественникам предстояло поговорить друг с другом, обсудить темы, которые были бы интересны всем, сидящим в одном купе.

После этого составлялся общий список тем, важных для детей. Что только не интересует наших детей! Им интересно порассуждать о моде и приключениях, обсудить вожатых и друг друга, затронуть важные вопросы мироздания. Весь этот список мы передали вожатым в надежде, что часть этих вопросов найдет свое отражение в разработке и планировании мероприятий.

Путешествие окончено. Мы прибыли домой. И уже здесь проводилось обсуждение. Ребята остались довольны, да и мы тоже. Подводя итог, ученики отмечали, что лучше узнали друг друга, поняли, что могут доверять товарищам. Часто звучало сожаление, что отряды путешествовали отдельно и не было возможности для совместной деятельности. Ну что же, это значит, что нас ждут и новые, уже совместные путешествия!