Стратегия выживания в лесу

Firem.jpg

Большинство людей, оказавшись в экстремальной ситуации, как оказавшись одни в лесу, на природе, думают как выжить в лесу, впадают в то состояние, при котором тело не хочет подчиняться разуму, а живет только страхом, некоторые устраивают истерику и лишь небольшое количество сохраняют самообладание и способны решительно, быстро, а главное, эффективно реагировать на происходящее, то есть способны одекватно оценить шансы, как выжить в лесу.

Все советы профессионалов сводятся к сохранению спокойствия, выдержки и самообладания человеком, попавшего в экстремальную ситуацию. Именно эти люди способны выжить, оказавшись даже в самом безвыходном положении, и, разумеется, любой хотел бы оказаться в их числе. И именно эти люди помогут Вам стать человеком, который победит страх, приобретет уверенность, сможет контролировать ситуацию.

Ни один человек не застрахован от шанса остаться один на один с природой, так как в природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни, угроза здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине. В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования в природе. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза, остаться один на один с природой. Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах - решающая. Зная, что надо делать, и чего не делать ни под каким видом, не позволить застать случаю себя врасплох, тогда за эти минуты, ситуацию можно разрешить в свою пользу. Такое умение выживать, можно назвать "личным иммунитетом безопасности", в природе, все животные наделены таким иммунитетом.

Экстремальные ситуации слишком разнообразны, и, несмотря на все сведения и рекомендации, решения всякий раз приходится принимать самостоятельно.

Человек, прошедший курс выживания, человек тренированный, испытывающий лишения, которые притупляют волю и делают уступчивым к собственным слабостям, может справиться со страданием, болью, и даже способен на некоторое на время забыть о них, сосредоточившись на выживания в данную минуту.

Главное - это воля и стремление к жизни. Главное победить главного врага – самого себя. Знайте, необходимо делать разницу между подлинной отвагой и бездумной готовностью встретиться с опасностью лицом к лицу. Древние называли чувство меры сутью всех чувств; личное искусство выживания тоже держится на чувстве меры, на понимании общей методики безопасности.


Возможные темы обучения

Тема 1 «МОРЕ»

Правила поведения на воде. Плавание. Способы выживания в прибрежной полосе. Возможные опасности и способы решения сложных ситуаций. Добыча морепродуктов подручными средствами.

Тема 2 «ЛЕС»

Правила поведения в лесу. Приемы ориентирования. Способы выживания в лесу. Организация ночлега. Способы разведения огня и пожарная безопасность. Добыча еды и способы ее приготовления.

Тема 3 «Отдых на природе»

Правила организации палаточного лагеря на природе. Способы добычи пресной воды и ее обеззараживание. Навыки по разведению костра и правила пожарной безопасности. Правила сохранения экологии. Умение правильно использовать природный ландшафт при организации отдыха на природе. Приготовление еды в походных условиях.

Тема 4 «Выживание»

Правила поведения и ориентирования. Знание морских узлов и навыки по их применению. Меры безопасности и способы выживания.

В заключении курса для закрепления навыков необходим 2 - 3 дневный туристический поход. Минимальный перечень необходимого имущества на одного воспитанника: Легкая спортивная обувь, туристический коврик (пенка), спальник или одеяло, рюкзак, индивидуальная посуда (кружка, ложка, миска).


Идеология курса «Экологическое выживание»

Проводится беседа о психологии формирования малой социальной группы. Поход проходит с участием инструктора-наблюдателя. Предварительный инструктаж по вопросам снаряжения, поведения, предстоящих особенностей конкретных маршрутов не проводится. Распределение обязанностей, выбор лидеров, принятие решений являются прерогативой членов группы. Получение консультаций на маршруте по вопросам типа: «Что делать?» от инструктора-наблюдателя не рекомендуется. Поощряются вопросы типа: «Помогите выбрать из этих вариантов». Инструктор-наблюдатель исполняет обязанности рядового члена группы; присутствие его при обсуждении и принятии решений не обязательно (достаточно знать об окончательном решении); вмешательство в действия группы (вплоть до единоначалия) происходит только в случае реальной угрозы жизни участников.

По возвращении следует проведение разбора похода, определение «слабых мест» и распределение функциональных обязанностей на дальнейшие походы. Присутствие на разборе для всех участников обязательно. Уклонение рассматривается как отказ от дальнейшего обучения. Решение о продолжении обучения может быть принято только при единогласном положительном решении группы. Присутствие при разборе лица, не участвовавшего в походе, допускается при единогласном одобрении всех участников (включая инструктора-наблюдателя).

Разбор начинают с младшего (по должности, по возрасту) участника. Участник оценивает свои действия, определяет свои явные ошибки и ошибки группы в целом. Инструктор-наблюдатель предлагает группе найти варианты выхода из ситуации и выдает свой вариант только после исчерпания группой всех попыток найти правильное решение. Публичное указание на ошибку непосредственно на маршруте, равно как и после проведения разбора, является грубейшим нарушением этических норм. Группа вправе вносить изменения в порядок разбора, а также большинством голосов отстранить участника от прохождения дальнейшего обучения. Инструктор-наблюдатель при обсуждении всех вопросов имеет право совещательного голоса. Разглашение элементов обсуждения за пределами коллектива группы классифицируется как нарушение тайны личности и влечет за собой отстранение от обучения.

По окончании похода и разбора инструктор-наблюдатель заполняет зачетные книжки и выдает главному инструктору-наблюдателю краткую характеристику на каждого участника. Основная задача на данном этапе — определение уровня незнания каждого участника и снижение до минимума вероятности получения готовой информации (без этапа обдумывания и поиска своего решения). При успешном прохождении группой первого этапа советом инструкторов, участвовавших в его проведении, принимается решение о переходе участников и группы в целом к следующему этапу, время проведения которого согласовывается с членами группы.

Второй этап. Проведение похода большей категории сложности (с проведением исследовательских работ). Формирование количественного и поименного состава — исключительное право группы (рекомендуется только численный состав не более 7-8 человек). Группа вправе высказать недоверие назначенному инструктору и предложить свою кандидатуру из состава инструкторов. Главный инструктор назначает инструкторов на маршруты и с этого момента не несет персональной ответственности за происшествия на маршрутах. Тренировки по ликвидации выявленных недостатков проводятся топью в индивидуальном порядке и только по личной просьбе участников.

Задача этапа — развитие самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях, как природных, так и социальных, а также способности определять, что каждый из участников не может делать, чтобы в реальной ситуации по возможности исключить его личное участие в этом (определение уровня неумения). При подготовке детей по желанию родителей может быть созвано родительское собрание для оценки степени готовности группы и принятия окончательного решения о проведении похода. По окончании похода инструктор-наблюдатель может быть заслушан на родительском собрании. Переход группы к третьему этапу обучения происходит после успешного прохождения второго этапа и при положительном решении совета инструкторов.

Примечание: предполагаемый метод экологического выживания имеет существенный недостаток — методика срабатывает наиболее успешно в случае, если вам удается сформировать однородный (но возрасту либо по степени подготовки) коллектив, а самим сыграть роль инструктора-наблюдателя, вмешивающегося лишь в случае реальной угрозы жизни участников. Тогда уже на старте на самом элементарном уровне будут возникать «экстремальные» ситуации, где будет работать как индивидуальное, так и коллективное мышление. В разновозрастном же коллективе, где лидер определен однозначно, оптимальнее использование информационного, «капсулированного» варианта. Но он в свою очередь снижает до минимума возможность воспитания экологического мышления.

Примеры вводных задач в экстремальных природных ситуациях В одновозрастной группе инструктор-наблюдагель предлагает:

«Вы оказались в зимнем лесу в компании с пострадавшим товарищем. Температура минус 30°С, впереди ночь, до утра помощь не придет. Ваше снаряжение — повседневная (по сезону) одежда и коробок обычных, бытовых спичек. И если вы еще можете до утра «проплясать под елкой», то ваш пострадавший товарищ практически обречен! Вам необходимо: обеспечить обогрев и элементарный отдых как пострадавшему, так и самому себе в преддверии завтрашней ответственной работы».

Каждый из обучающихся начинает разводить индивидуальный костер. Можно заметить (а при коллективном анализе особо отметить), что действующий наиболее «экологично» выполняет задание неспешно, использует тонкие сухие («мертвые» (!) ветки и первым справляется с заданием. И напротив, пытающийся, несмотря на прошлые многократные «лекции», ломать ближайшие зеленые ветки оказывается в аутсайдерах. (Лес «наказывает» того, кто творит ему зло, и «помогает» тому, кто не жалеет своего времени и обходится причинением минимального ущерба природе.)

Пример «максимальной готовности снаряжения»: группа, имеющая в зимнем походе топор в качестве основного инструмента, нередко в сильный мороз, даже понимая «неэкологичность» своих действий, рубит зеленое дерево, оправдываясь необходимостью быстрейшего согревания. Примечание: инструктор, «спрятавший» топор в «учебных» целях, получает, как правило, разрушающий конфликт в группе, не более того! Включения мышления не происходит.


Кроме того, следует акцентировать внимание обучающихся:

  • первая помощь при замерзании, а также при тяжелых травмах может явиться результатом естественного желания «отдать всего себя» погибающему товарищу;
  • при исчерпании собственных сил и средств можно практически все необходимое найти в окружающей природе;
  • если группа под угрозой гибели вынуждена максимально использовать ресурсы живой природы (рубить зеленые деревья, охотиться на животных, ловить рыбу и т.п.), то следует каждому фиксировать свой «личный долг« перед природой. И оказавшись затем дома, будучи спасенным, не забыть мысленно «попросить прощения» за причиненное зло. А еще лучше — отплатить природе добром! Как и каким образом — вопрос исключительно личной этики и культуры!


Если вы попали в чрезвычайную ситуацию и вам придётся выживать один на один с дикой природой, то что же нужно делать в первую очередь?

Вот следующий список:

  • преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды (низких или высоких температур, прямой солнечной радиации, ветра и т. д.);
  • обеспечение водой и пищей;
  • определение своего местонахождения;
  • установление связи и подготовка средств сигнализации.



Смотреть также

Tumblr l8d8vf5JID1qdrz4mo1 400m.jpg


Ссылки