Сплочение отряда

Dfgt10m.jpg
Dfgt11m.jpg

«Хотя мы все разные в отряде,

но мы чувствуем, что мы одна

команда, а с вожатым мы одна семья».

Дословное высказывание ребёнка


Хорошая, душевная атмосфера на отряде — основная часть вашего успеха. Более того, это именно то, к чему мы в итоге стремимся, следя за дисциплиной, проводя мероприятия. Основная задача вожатого: из сборища детей сделать Отряд (с большой буквы «О»). Отряд — дружная работоспособная команда, группа единомышленников, в которой царит дух взаимопомощи и поддержки. Атмосфера на отряде иногда важнее дисциплины. А точнее, можно даже сказать так: дисциплина — одно из средств достижения цели, атмосфера — это и есть самоцель. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут на 100% показать свои творческие способности, и вообще, прожить смену, которая запомнится им на всю жизнь.

Без дружбы между собой, без общения в отряде и совместного времяпровождения, кто-то из детей будет скучать в лагере и копить недовольство. Когда вожатый всех сплотил, тогда все в любой момент найдут себе занятие. Вожатый, как бы не старался, как бы не проявлял внимание к каждому, не сдружив детей между собой, не сможет добиться чувства удовлетворения от лагеря у детей. Сплочённый отряд стирает чувство беззащитности и одиночества. Сплочение в отряде не появляется само, т. к. все разные, разные вкусы, предпочтения, жизненная позиция, интересы. Нельзя подавлять их разницу интересов, но можно организовать их общение. Обмениваясь сведениями, сверстники могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса в той сфере, которая раньше не привлекала его внимания.


Как помочь отряду стать одним целым, одной командой, одной семьёй???

  • поставить такую цель перед всеми (сказать o пользе, зачем это?)
  • говорить об этом часто и утвердительно (мы одно целое, одна команда)
  • давать каждому проявить себя, включать всех в деятельность. Ошибка — участие в мероприятиях одного и того же лица, только потому, что у него легко получается.
  • нужно общение между всеми … много
  • у всех должно быть право высказаться, любое мнение принимается
  • вместе украсить помещение отряда по вкусам каждого, вокруг своей кровати, на стенах
  • планировать деятельность вместе
  • использовать индивидуальный подход к каждому
  • оказывать индивидуальную помощь
  • каждому контролировать своё поведение, убрать агрессию, стеснение, научиться доверию
  • работать совместно. Вместе обсуждать мероприятия, участие отряда.
  • проводить «Вечернюю свечу»
  • внутриотрядная жизнь. Игры на сплочение, правила и законы отряда, составленные общими усилиями.
  • вместе радоваться. Общие и индивидуальные победы.

Отряд сплачивается в деятельности. Когда вместе придумали и участвовали в сценке — сдружаются, когда организованы походы — сближаются.

В одном лагере зарядку решили проводить не всем лагерем, а по отрядам. Утром вожатый будил детей, они всем отрядом делали зарядку, кричали речёвки, и чувствовали себя чем-то единым. Даже такая мелочь, как зарядка, даёт чувство единения. Необходимо всегда искать возможность общей деятельности отряда, совместного отдыха, который всех сплотит, несмотря на внутренние условия лагеря и несмотря на все различия и индивидуальности детей.


Как создать в отряде нужную атмосферу?


Строить команду с первых же дней.

114959767382140.jpg
  • Собирать детей вместе в работе, даже в мелочах мелочей (сходить куда-то, что-нибудь принести, переставить кровати…)
  • Обращать внимание детей друг на друга, подталкивать к завязыванию контактов. Следить, чтоб никто не изолировался.
  • Препятствовать образованию «кланов» — небольших замкнутых группок. Бывает, что несколько человек, давно знакомых, приезжают в лагерь вместе, селятся в одну палату, и больше ни с кем не общаются. Такие группки надо ненавязчиво разделять и разбавлять. Но дети не должны подумать, что вы имеете что-то против их дружбы.
  • В первые дни постоянно собирать отряд вместе, стараться не делить его. Если мальчики играют в футбол, то пусть девочки за них болеют: с плакатами, с кричалками, с такими специальными штучками, похожими на мочалки J
  • Проводить командные игры, где нужна взаимовыручка. Очень хорошая игра проводилась на одном из вожатских слётов: «Экстрим». Это по сути игра по станциям, но задания там специфические: нужно всей командой, куда-то пройти, где-то пролезть, при этом без дружной работы в тесном контакте просто не справиться. Некоторые вожатые называют это «верёвочный курс». Это так же используется во многих взрослых коллективах для сплочения команды (так называемый Team building)
  • Продумать процесс разделения на команды. Если просто сказать «делимся на 2 команды», то вы получите, скорее всего, вариант «мальчики против девочек» (вы ведь помните, что они боятся друг друга). Если команд больше, чем две, то обособятся «кланы», причём кого-то наверняка не возьмут ни в одну команду. Поэтому делить на команды, особенно в первые дни, надо хитро. Чтоб дети, сами того не замечая, Оп! — и оказались поделены на команды. Хорошо, если это происходит уже в процессе выполнения первого задания — тогда у них не будет времени, чтоб покапризничать, что им не нравится, как их поделили. В очень любимой мною «первой игре» команды вообще перемешиваются после каждого конкурса.


Общее дело.

Ничто так не сближает, как общее дело, совместное преодоление трудностей. Надо стараться создавать ситуации, где дети могут проявить заботу друг о друге.

Общее дело — это не обязательно мероприятие, которое вы проводите. Это что-то необычное, интересное, захватывающее. Фантазия вожатого всегда должна работать в этом направлении. Это должно быть как приключение, например встреча рассвета.


Вселять командный дух.

«Один за всех, все за одного!» Этот мушкетёрский девиз — как раз то, что нужно. Постоянно напоминайте детям, про то как классно, что вы все вместе, вы команда.

«Мы самый лучший отряд!» — постоянно повторяйте. Но не голословно. Находите объективные подтверждения этому. Найдите, в чём ваш отряд лучше других и постоянно акцентируйте на этом внимание, выделяйте то, чем дети могут гордиться. Очень хорошо ссылаться не мнение других вожатых. К тому, что вы их хвалите, они уже привыкли, а вот если вы скажете: «Мне тут вожатые 4-го отряда сказали, что такого классного выступления они ещё не видели!» — это уже совсем другое дело.

На дискотеке надо зажигать с детьми. Плохо когда ваши дети расползаются по углам или тусуются небольшими кучками. Сделайте большой отрядный круг, отрывайтесь в нём, и пусть другие завидуют. Мальчики обычно неохотно танцуют в кругу. Втягивайте их, подбадривайте.

Некоторые дети думают, что не умеют танцевать, и, поэтому, комплексуют. Научите их. Покажите им несколько простых движений. Мы-то с вами знаем, что уметь там нечего. Это касается и медляков. Чтоб решиться пригласить девочку, мальчик должен как минимум быть уверен, что танцевать-то он умеет.

Желательно чтобы напарник и напарница танцевали медляки вместе. Пусть не все, но большую часть. Это очень важная часть имиджа: если дети видят хорошие отношения вожатых, это очень сближает. И к тому же вы показываете пример детям, как надо делать.


Отрядные фишки.

Всем нравится выделять из толпы. Очень сближает отрядная фишка — то, что будет вас отличать от других, что будет только ваше. Тут нет предела фантазии. Можно придумать свою кричалку, и кричать её по пути в столовую, свой элемент одежды и т.д. Впрочем, не перестарайтесь: например ходить всё смену задом на перёд дети не смогут, да и не захотят. Ведь если кто-то слишком оригинальничает, он рискует показаться смешным, а этого дети боятся, как огня.

Придумайте необычное оформление отрядного уголка, а то и всего корпуса. Выберите своё отрядное место, где вы будете собираться каждый день. А можно выбраться за территорию, и там построить шалаш. Конечно, ходить туда каждый день не получится, но иногда можно. Например, можно там проводить отрядный костер. К сожалению, правила в лагере могут быть весьма строги: например, в одном лагере выводить детей за территорию вообще запрещалось, типа там клещи. Правда, там лес был прямо на территории.

Хорошо, если у вашего отряда будет какой-то свой стиль, пронизывающий всё: от названия и представления отряда, до стиля проведения зарядки. Можно создавать соответствующий антураж для всех мероприятий.

Фишки отряда нужно делать так чтобы было интересно и "кайфово" детям. Вот примеры "кайфовых" фишек:

  • Различные кричалки:
    1. Пока идем в столовую.
    2. В столовой можно кричать это : 'Мммм гречка' , ' Ооооо супец!' , 'Какие вкусные печеньки!' , ' Спасибо поварам' или банальное ' Всем-всем приятного аппетита '.
    3. На дискотеках когда проблемы и музыка отключается можно кричать: ' Ооп ! Давай - давай , ООП! Давай музыку врубай!'

Ну и все в этом духе.

  • Рисовать и развешивать мотивационные плакаты с подписью отряда по лагерю . В месте где моют руки перед столовой можно повесить плакат о том как важно мыть руки.
  • На лагерных перекличках кричать что-то интересное :
    - 7 отряд ?
    - Бум! Бум! Бум ! Мы в здании!!!
  • По территории лагеря не банально ходить под ручку в парах а с музыкой весело , задорно , танцуя под музыку . Сейчас портативная колонка для вожатого это не редкость .
  • Так же с музыкой , дурачясь с напарниками можно будить детей . Они просыпаются с позитивом и готовы быстро встать . Но бывают и такие дети к которым нужно заваливаться в комнату и ОРАТЬ над его кроватью .
  • Но главное не переборщить с фишками . Передозировка фишек грозит усталостью детей , и так же дети на 7 день активных фишек могут просто на них забить .


Фишка – особенность, характерная черта.

Цели фишек:

  1. сплочение отряда (как объединение в одно целое, так и отличительная черта от других отрядов) – именно сплочение вашего отряда, сплочение через отличие от других, а не выпендрежничество перед отрядами. Не разжигаем войну между отрядами. Фишка не делает ваш отряд лучше других, она делает его особенным (хвалим себя, не ругая других).
  2. поддержание тематики сезона
  3. поддержание атмосферы
  4. мотивация

Для вожатых: идентификация из какого отряда ребенок.

Виды:

  1. Материальны
  2. Нематериальные

Фишки могут отталкиваться от названия, девиза, уголка вашего отряда, так и от выступлений, особенно запоминающихся образов, тематики сезона (тематика космос – все и всегда космическое, уголок с часами и название: у отряда все связано с временем)

Фишки также могут быть ежедневными (элементы одежды), а могут быть периодичными (на концертах).

Правила использования:

  • разумные фишки, которые не составит труда повторить (ходить вечно спиной – неудобно, чтобы все садились на шпагат тоже, кричать постоянно что-то тоже не всегда разумно). Если ваша фишка будет вечным опозданием на мероприятия – вы не обрадуетесь реакции ств.
  • не переусердствуйте – если на каждое действие будет фишка – они перестанут быть фишками
  • не забывайте про фишку – придумали, делайте, даже если вы уже не успеваете что-то делать – делегируйте детям, детям нравится – значит делаем.
  • фишки рождаются сами (конечно, вы можете этому помочь)


Материальные: элементы одежды: банданы, кепки, носки, бабочки, одежда одинакового цвета, носить разную обувь на концерт (одинаковой высоты подошвы)

  • аксессуары: часы, очки, кольца в носу из бумаги
  • эмблема отряда: значки, шевроны, символы (захотели веник символом отряда – и носите его на все мероприятия), галстуки, ленты атласные, игрушка талисман (хранитель есть в отряде),
  • рисовать на лице символы на каждое мероприятие, сделать помимо флага штандарт, носить флаг всегда и везде.


Встреча ребят и вожатых, которые уезжали домой, с хлебом и солью. Бейджи у всех с какими-то описаниями (Оксана Огненная лава)

Пример:тематическая смена про джунгли, у каждого к своему имени есть имя индейца (Лапа питона, быстрый гепард и т.д.) и на концерт всегда есть элементы связанные с их именем на одежде.

Нематериальные: кричалка определенная для отряда, песня отряда (под которую отряд появляется на мероприятиях, или выступает с ней, например, на открытии спели оркестр и эта песня для отряда уже важна), определенный способ хождения по территории (например, под музыку или слова из песен популярных, но переделанных под лагерь, зачитывая свой рэп, зачитывая любые песни под рэп), каждое утро смешная побудка или тематическая, можно у старших детей кого-то ответственного назначать.

Секундомер – рекорды, вожатый и дети ставят рекорды, за сколько они смогут где-то собраться.

Песня/слово бзик- когда играет определенная песня (например, фараденза – дети должны вне зависимости, чем заняты сделать определенные движения, также со словом, например, курара чибана – и все приседают как страусы)

Комбинированная фишка: квест для отряда. Каждый день дети получают на уголке записку во сколько и где на следующий день им искать загадку, находят загадку, та отправляет их в другое место, там они находят часть стихотворения. Стихотворение, переделанное под отряд и лагерь. Можно каждый день добавлять строчку с событиями, произошедшими на сезоне. В конце сезона они склеивают его вместе и находят сокровище с памятными штучками, а на прощание вожатый отдает им каждому красиво написанное это стихотворение.

Линейка вечерняя.

Свой знак на фото.

Хлопать по-особенному.

Объятия с утра.

Каждый раз идти по-разному в столовую. Игра в лаву. И многое-многое другое.


Ритуал – установленный порядок совершения чего-либо. Какой-то процесс.

Цели:

  1. Сплочение отряда (общие моменты, сокровенные)
  2. Создание необходимой обстановки в отряде (трогательная, разрешение конфликтов с помощью ритуала или наоборот его отмены)
  3. Обозначение определенных ценностей (ритуал прощания: только вперед и только все вместе)
  4. Поощрение/награда для детей (посвящение в кого-то, ритуал присуждения звания)
  5. Поддержание тематики сезона (ритуалы поддержания хорошей погоды – танец на зарядке, поклонение духам леса или воды и т.д.)
  6. Разрядка обставновки (для атмосферы) веселые ритуалы, для поддержания морального духа.
  7. Привитие норм поведения (особенно для маленьких детей): пожелания приятного аппетита, пожелания спокойной ночи и т.д. Можно сделать даже ритуал мытья рук.

Ритуалы: повторяющиеся (ежедневные, раз в 3 дня и т.д.), единоразовые (посвящение)


Примеры ритуалов:

  • прощания (различные речевки, объятия, массовый массаж, какое-то действие, которое вы повторяете перед сном всем отрядом, например, ваша песня)
  • приятного аппетита (пример, отрядные речевки или необычное пожелание приятного аппетита)
  • даже мытье рук можно сделать ритуалом.
  • посвящение в кого-то ( в котиков)

Надо помнить о подготовке: помощи других вожатых, инвентаре и т.д. Ритуал имеет значимость для детей. Пример Светы Баркаловой вожатого СПО «ФениксЪ» : большое посвящение на сезоне, дети ходили с завязанными глазами по территории, в определенных местах им с диктофона включались записи (можно людей использовать) о гордости, совести, отваге и т.д. далее шел сам обряд и давались символы посвященным. На сезоне действовала система мотивации, благодаря которой в конце каждый ребенок получал подарок в зависимости от его активности. Подарки получали все, но кто был в самом топе на этом посвящении получал топовый подарок.

- ритуал поддержка (по типу ессочки, на одном из сезонов была нефть-нефть-нефть)

Принципы использования ритуалов:

  1. Ритуал должен проводиться с какой-то целью и иметь смысл
  2. Если вы ввели ритуал на каждый день - поддерживайте его
  3. Ваш ритуал не должен ущемлять другой отряд.


РИТУАЛЫ И ФИШКИ в основном рождаются на сезоне, но могут рождаться и с вашей помощью, вы можете привезти им волшебную пыль и мазать им щеки. Все что вы привезете – пригодиться. Или 20 пар очков у вас найдется случайно.

Ритуал как мера наказания, если у вас ритуал связан со сплоченностью отряда, или с какими-то его сокровенными тайнами и т.д. и дети очень плохо поступили – вы можете на этот день его отменить. Потому что нарушать ритуал нельзя.

Система мотивации – фишка вожатого, у каждого она своя. Желательно ее использовать, чтобы мотивировать детей (другая ЛЕКЦИЯ, у меня просто примеры).

Старший возраст – передающийся символ героя дня, у кого больше побывал – тот выигрывает приз. Система с блокнотом и значками, за 3 хороших дела и активности получают по наклейке, кто за день набрал больше всех получает значок. По результату у кого больше значков получает приз.

Ленты - обозначающие разные ранги (цвета) на огоньке дети сами решали, достойны ли перейти на следующий ранг или нет.

  • Средний возраст – стикеры, ленты, значки.
  • Младший возраст – оформленный лист или табличка, куда клеятся наклейки, ленточка или веревочка на руку, каждый день по бусинке.
  • Система мотивации продумывается заранее, ее также можно и нужно подводить под тематику сезона.


Завершение дня.

Вечерний круг, свечка, вечерний огонек, отрядный костер или любое другое тихое вечернее мероприятие. Со свечкой, с гитарой, с легендами и тихими разговорами. Это момент искренности, а это большая ценность, это то, чего всегда не хватает.

Желательно проводить каждодневный анализ дня — хотя бы просто обсудить прошедший день. В атмосфере вечернего мероприятия можно переосмыслить прошедшие событие в нужном свете, чтоб они так и запомнились.





Herbm.jpg

Смотреть также

  1. Психология сплоченности
  2. Психология отряда