Социальное проектирование
Личностная позиция – понимание человеком некоторой не идеальности, не завершенности, недоделанности чего-либо в своем мире, самостоятельное доделывание, завершение, творение того, что без него не состоялось бы, занятие места, фиксирующего отклонение от общепринятой нормы в проблемной ситуации с предъявлением нового смысла.
Только имея личностную позицию, вожатый и подопечный становятся способными войти в процесс реальной проектной деятельности.
Структуру и этапы проектирования можно представить как набор функциональных мест или функциональных позиций:
- критика существующей нормы,
- автора новой идеи,
- организатора команды,
- реализатора идеи,
- оформителя.
Проектную деятельность можно представить как структуру, которая включает в себя 5 этапов:
- 1 этап. Критика или проблематизация;
- 2 этап. Промысливание и порождение новой идеи;
- 3 этап. Организация системы деятельности;
- 4 этап. Реализация;
- 5 этап. Оформление полученных результатов.
1 этап. Критика или проблематизация.
На этом этапе фиксируется отклонение от культурной традиции: «Что-то не так!», ощущается разрыв нормы с действительностью. Организуется рефлексия личной ситуации, проводится критический анализ проблемы в двух контекстах: культурном, социальной ситуации.
Другими словами, на этом этапе строится структурированное видение проблемы и собственного места в ней. Начинает формироваться личностный потенциал для строящейся проектной деятельности.
Смысл данного этапа заключается в появлении личностного отношения (позиции) к обсуждаемой проблеме. Оно может быть феноменально наблюдаемо как, переживание, волнение, заинтересованность в обсуждаемой проблеме.
Результатом, фиксирующим окончание этого этапа, будет являться сформулированная сообществом людей или отдельным человеком проблема.
2 этап. Промысливание и порождение новой идеи.
Этап связан с разработкой идеи, каким-либо образом предлагающей решение поставленной проблемы. На этом этапе активно используются методы и технологии развития проектного мышления.
В частности они включают в себя:
- техники развития представлений о желаемом будущем или должном,
- представления о реальных наличных ресурсах, включая анализ собственных возможностей в связи со сформулированной проблемой,
- соотнесения 1 и 2 и
- поиск и нахождение неочевидных ресурсов – формулирование ключевой идеи проекта.
Результатом второго этапа является появление новой идеи возможно решающей поставленную на первом этапе проблему.
3 этап. Организация системы деятельности.
Хорошим вариантом организации системы деятельности является одновременное коллективное промысливание проектной идеи и складывание реализационной команды.
Смысл данного этапа: адаптировать, трансформировать идеальный замысел к реальным возможностям включающихся в его реализацию людей, а также объективным условиям и обстоятельствам, в которых они находятся. Здесь идет поиск деятельностных позиций, которые тем или иным образом имеют отношение к поставленной проблеме и формируются деятельностные кооперации. Таким образом, происходит процесс интенсивного самоопределения и строительства полифункциональной команды, способной реализовать разработанный проект.
То есть, необходима организационная деятельность менеджерского типа, требующая коммуникативных и рефлексивных способностей.
Результатом этапа будет являться разработка модели организации деятельности, включающую в себя проект и программу, план работ, а также появление реализационной команды.
4 этап. Реализация.
На четвертом этапе происходит запуск инновационной деятельности, осуществляется коррекция замысла в связи с реальными выявленными позициями участников проекта, появлением неожиданных помех и эффектов, неочевидных и непрогнозируемых заранее.
5 этап. Оформление полученных результатов.
На этом этапе проводится содержательная рефлексия с фиксацией обнаруженных новых проблемных областей и перспективных направлений дальнейшего продвижения, происходит анализ и интерпретация неожиданных, неочевидных и непрогнозируемых заранее эффектов, а также завершаются все виды работ, связанных с документированием результатов.