Создание безопасной обучающей среды
- Меньше говорите сами, чтобы у ваших подопечных было время размышлять.
- Чаще повторяйте, что на большинство вопросов не существует одного правильного ответа. Не забывайте об этом и сами.
- Не балуйте детей готовой информацией. Вместо этого, научите, как ее искать, как активно работать с текстом, как анализировать информацию.
- Планируя занятия, выделяйте время на обучение и тренировку навыков критического мышления при чтении, письме, говорении и слушании. Знания и умения детей в этой важнейшей области очень ограничены.
- Думайте вслух на занятии. Дети должны иметь возможность наблюдать за ходом ваших мыслей, за тем, как вы рассуждаете, решая задачу или проблему. Постарайтесь делать это так, как делал бы ребенок, а не многоопытный инструктор. Если вы мыслите слишком быстро или слишком сложно, ребята не смогут затем использовать это в качестве образца.
- Систематически задавайте своим подопечным вопросы, «распаковывающие» их мысли, касающиеся таких аспектов, как цели, доказательства, аргументы, причины, суждения, убеждения, интерпретации, выводы, умозаключения, последствия их размышлений и их значение, реакцию на противоположные или другие точки зрения и т.д.
- Чаще спрашивайте ребят, которые редко поднимают руку. После выступления ребенка попросите других детей своими словами обобщить сказанное им, чтобы ребята привыкали слушать друг друга активно. Но делайте это не в качестве наказания не слишком усидчивых и послушных.
- Избегайте немедленного оценивания вопросов или суждений детей. Дайте свободно высказаться как можно большему числу ребят и только потом особо отметьте наиболее интересные, на ваш взгляд, точки зрения. Всегда отделяйте точку зрения ребенка от его личности. Не уставайте повторять, что вы уважаете любую точку зрения, даже если с ней не согласны.
- Всякий раз старайтесь приводить конкретные примеры, иллюстрирующие абстрактные понятия или рассуждения. Используйте в качестве примеров ситуации и темы близкие, понятные и интересные детям. Приближайте абстрактные знания к их повседневной жизни.
- Ясно проговаривайте критерии, на основании которых вы собираетесь оценивать работу ваших подопечных. Объясняйте, почему выбраны именно эти критерии. Покажите ребятам, как они сами, на основании этих критериев могут оценить свою работу. В идеале ваши критерии должны быть настолько понятны детям, чтобы их самооценка почти не расходилась с вашей оценкой. Умение рефлексировать, адекватно оценивать свою работу – одна из важных составляющих критического мышления.
- Важно приучать ваших подопечных к систематической рефлексии. Например, можно в конце каждого занятия давать детям задание на 1 минуту: написать, что было самым важным для них на прошедшем занятии, что осталось непонятным. Каждое новое занятие можно начинать с 1-2 минутного анализа записок.
- Часто делите отряд на малые группы (пары, тройки, четверки и т.д.). Давайте каждой группе определенное задание на время, слушайте всем отрядом отчет каждой группы о проделанной работе, о возникших проблемах, о том, как они были преодолены. Для развития критического мышления не достаточно только лишь базовых знаний, нужна еще совместная деятельность, возможность общения в группе, где тебя услышат, где ты услышишь другие точки зрения и другие аргументы, где ты чувствуешь себя в безопасности.
- Важно всячески поощрять свободные высказывания ваших подопечных, не иронизировать над ними, не исправлять ошибки говорящего (найти для этого другое время и место!), учить слушать друг друга. Прежде всего, инструктору следует научиться слушать самому, демонстрируя искреннюю заинтересованность в рассуждениях ребят. Если инструктор только делает вид, что слушает или ведет себя не конгруэнтно, т.е. на словах высказывает заинтересованность, а своим видом, интонацией, позой показывает, что торопится, не согласен с ребенком, раздражен, дети сразу это почувствуют.
- Планируя лекцию, можно заложить в нее несколько вопросов, таких как «В чем сильные и слабые стороны этих аргументов?», «Как еще могли бы развиваться события?», «Какие выводы можно из этого сделать?».
- Если инструктор и его подопечные находятся в помещении «на равных», могут видеть друга и свободно общаться, это активизирует даже самых застенчивых и пассивных, которые обычно предпочитают молчать, если сидят в затылок друг другу и видят только своего инструктора. В некоторых помещениях столы расставляют по кругу, так чтобы дети могли видеть друг друга. При работе в малых группах дети рассаживаются в кружок вокруг одного или двух столов.
- Очень помогут особенно на первых порах, развешанные на стенах плакаты с вопросами «Почему я так считаю?», «Это факт или интерпретация?», «А что будет, если…?», «С чем это можно сравнить?». Особенно, если на них же будут подсказки, с чего можно начать ответы на эти вопросы
- Никогда не бойтесь признать, что чего-то не знаете. Это нисколько не уронит ваш авторитет, как считают многие взрослые. Наоборот, дети почувствуют вашу уверенность в себе, еще раз убедятся, что вы такой же человек, как они.
- Два вопроса, которые могут очень досаждать вам, но очень помогут вашим подопечным: «А что, если…?» и «И что из этого?..».