Советы от вожатых

LmH6a3tr7l8.jpg

- я хочу новых вожатых

- у нас еще старые не закончились

Утро начинается не с кофе!

Наши утренние привычки, вредные или полезные, задают нам настрой на целый день. Полезные привычки задают позитивный тон на день, в то время как негативные , наоборот, редко могут послужить началом хорошего дня. Хороший сон хоть и является чрезвычайно важным, все же не гарантирует, что ваш день пройдет удачно. В данной статье будут представлены привычки, которые помогут вам не только настроиться на позитив на целый день, но и также обладают рядом других преимуществ

И первое, это отложить свой телефон в сторону и вместо это взять какой-нибудь блокнотик и записывать туда свои приключения, которые произошли за этот день, что вам запомнилось и также используйте его для заметок-напоминалок! Храните его недалеко от кровати, например, возле тумбочки, на полу или вообще на кровати, иногда читайте прошлые записи, это помогает быстрее уснуть и, конечно же, не думать о плохом (ведь в своего бумажного друга вы писали только хорошее и интересное), так что вам будет гораздо легче работать, тренироваться и начинать свой день с позитивного настроя!

Следующее, что вам может помочь, это «Медитация». Медитация служит как успокоительное, поможет привести в тонус тело, если день был на нехорошем настрое. Вопреки распространенному стереотипу во время медитации вовсе не обязательно сидеть без движения целый час, просто надо научиться специальному дыханию при медитации, так вы можете спокойна заниматься своими делами и не сидеть на одном месте по не одному часу.

Например, можно «Визуализировать», это точно так же, как и «Медитация», но, здесь ты пытаешься обдумывать у себя в голове день, как ты его проведешь, с кем будешь общаться целый день, и так далее. Это поможет вам справиться с давлением общества и оставаться позитивно настроенными и расслабленными.

А теперь перейдем к горячему, выпейте что-нибудь теплое. Перед сном можно выпивать одну кружку чая или стакан теплой воды, вода очищает ротовую полость и горло, а также дарит заряд бодрости.

Бывает, когда неправильно встаешь с кровати, и появляется головная боль, либо плохой настрой на весь день, бывает даже не хочешь просто вставать с кровати и хочешь полежать еще парочку минут, но эти «парочка минут», затягиваются на час – два. Как вы встаете с кровати, может повлиять на весь ваш день.

И конечно же самое любимое, это еда. Завтрак — самый важный прием пищи за день, завтрак — словно топливо, которое наполняет нас энергией и хорошим настроением. И не забывайте, когда едите что-то, сфокусируйтесь только на еду и точка, не думайте ни о чем, думайте только о еде, о её вкусе, аромате.


Немного о педагогических составляющих летней лагерной смены. Их три:

  • опыт
  • информация
  • эмоции

Для ребенка главной составляющей является эмоция. В зависимости от возрастной рациональности, уровня культуры и темперамента, эмоции управляют ребенком. В случае с нашей сменой – это база для получения опыта (умения и навыки) и информации.

Эмоции постепенно «сойдут на нет» и им на смену придут другие. Причем чем счастливее ребенок, тем быстрее на смену одним положительным эмоциям приходят новые. А прежние формируют потребность в их получении и создают «культуру быть счастливым».

Когда исчезает источник эмоций — отряд, вожатые, лагерь – эмоции сходят на нет, так как нет подпитки. За исключением фото-видео-архивов и отзывов в социальных сетях.

Наша задача не сделать нашу смену самым счастливым моментом в жизни ребенка, но сделать этот период жизни не черной полосой минимум – без травм, неразрешенных конфликтов, одиночества в толпе, неуважения к личности, дискомфорта и преобладании комплексов. Задача следующего уровня — сделать смену трамплином для новых ощущений и тут вопрос – трамплином КУДА?

На базе положительных эмоций мы даем возможность ребенку в игровом и досуговом формате расширить свой кругозор, свои знания, открыть новые сферы. Мы открываем океан литературы – бесконечный и манящий своим содержанием как мир капитана Немо.

Посмотрите на сколько быстро развиваются мессенджеры, дивайсы, гаджеты(пожалуй со скоростью романов Донцовой, чьих книг нет в нашем списке). Как быстро что-то становится старомодным и сколько это что-то «живет».

А сколько лет книгам? И даже для освоения новых технологий порой мы обращаемся к инструкциям, в том числе в печатном виде. Чтобы обратиться для освоения к Интернету, нужна сеть и заряд батареи. А к книге – всего лишь глаза и умение читать.

Что касается умений и навыков, главный аспект – умения находить в книгах ответы и навык выбора и чтения книги.

Вне всяких сомнений, за три недели на море в условиях детского лагеря это практические не выполнимая задача. НО, навыки и умения приходят в формате усвоения культурной составляющей, которую сформирует команда. Никто не исключал косвенные моменты: я умею, знаю, захотел и сделал, потому что прочитал.

Информация и опыт останутся после смены с ребенком на долгое время, а может быть станут его Дверью в Лето. И не важно, сколько времени пройдет с момента смены и какие счастливые моменты последуют в будущем.

Таким образом, на основе первого визуального аспекта нашей смены, раскрывающего формат «Интеллектуального продюссирования» мы видим глубину педагогического аспекта. Следует отметить, что последний коснулся и команды смены в формате подхода «философии безвозрастной педагогики» при подготовке к смене.

Спасибо и аплодисменты в миллион шуршащих страниц вожатым, которые уже начали Путь в таинственные библиотеки нашего Детства, где в Лето была дорога ТУДА, но для тех, кто научился читать, не было никогда ОБРАТНО. Поэтому в конце смены мы поставим знак вопроса в конце названия нашей смены. Когда есть книга, ты можешь сам выбирать время года!


Импровизация… такое сладкое и желанное слово. Каждый, кто проводит праздник для детей, мечтает достичь этой высшей степени творческой реализации. А что для вас импровизация? В какие моменты праздника вы бы ее использовали? Или, может быть, у вас уже есть подобный опыт? Если нет, то настал момент попробовать. Вот несколько фишек, которые вам в этом помогут:

  • Заранее определите, к чему именно вы хотите применить импровизацию. Что это будет: креатив развлечений, этюд-миниатюра или речевая импровизация? Все сразу импровизировать сложно. Поэтому начните с одного элемента.
  • Придумайте себе условный сигнал, который поможет вспомнить, о том, вы вы собирались импровизировать. Если работаете с партнером - отлично! Он напомнит. Если работаете в одиночку - добавьте в свой плей-лист специальную мелодию, которая выступит в роли будильника. На крайний случай, напишите себе записку и положите ее в свой реквизит. Иначе мозг, оберегая вас от нового и неизвестного радостно вытеснят ваше намерение.
  • Помните, что у любой импровизации всегда есть точка входа, начинка и точка выхода. Упустите один из элементов - импровизация ускользнет от вас. Тренируйтесь до праздника. На первом этапе можно придумать себе заранее как будет выглядеть начало импровизации и ее финал, а начинка пусть рождается по ходу.

Импровизация - это спонтанность, открытость и осознанность. Это то, из чего, в конечном итоге рождается свобода творчества.


Советы от вожатых по детским возрастам.

И первая часть будет посвящена работе с младшими отрядами (6-9 лет).

  1. У вас очень много свободного времени на улице? Вы уже играли во ВСЕ какие только существуют брейды и подвижные игры? ХОД ШИШКОЙ! Шишки в лесу — не редкость, поэтому это подходящий вариант. Главное — ваша фантазия! Можно создать мини-шишечный городок или собрать пирамиду Хеопса прямо в лагере!
  2. Будь внимателен к ребятам! Из-за того, что они ещё маленькие, некоторые могут промолчать о том, что они плохо себя чувствуют. Если ты видишь малейшие признаки недомогания ребёнка, то сразу веди его к медику, даже если сам малыш утверждает, что у него всё в порядке.
  3. Чтобы на огоньке ребятам было уютнее и интереснее, в качестве символа можно использовать большую мягкую игрушку, (а ещё, обсудив с отрядом, дать ей имя).
  4. С ребятами младшего возраста чаще всего нужно быть супер-веселым и раскрепощенным, проще говоря «беситься» наравне с ним. Не стоит думать, что они увидят в тебе клоуна, если твоё поведение начнет меняться. Когда с ребятами общаешься в такой форме, то их легче вывести на разговор, стать чуть ближе друг к другу.
  5. Не нужно оставлять без внимания ребят-отсекашек, особенно в первые дни. Необходимо поставить себя перед ребенком, завоевать его авторитет. Необходимо работать с ним и когда он поймет, что их вожатый действительно крутой, будет его слушаться.
  6. С самого первого дня советую искать как можно больше способов для того, чтобы раскрыть ребят. Возможно кто-то хорошо рисует, танцует или поет, но просто стесняется сказать об этом всем. Вожатый как раз и может подтолкнуть ребенка на раскрытие своих способностей, создав для малыша ситуацию успеха, ведь сами ребята в этом возрасте зачастую боятся делать что-либо самостоятельно.
  7. Я всегда с собой беру… рюкзак! Рюкзак точно станет частью тебя в течение смены, ведь в нём ты сможешь таскать все нужные вещи, будь то кофточка ребенка, которую он устал носить, или своя записная книжка.
  8. Для малышей на время смены ты становишься не только мамой и папой, но и медсестрой. В моем рюкзаке всегда лежала перекись водорода и пара ватных дисков, чтобы быстро обработать царапинку или ссадинку.
  9. Сказка ложь, да в ней намёк. Ни один отбой на младших отрядах не обходится без прочтения сказки на ночь, поэтому готовь свою мини-библиотеку для малышей заранее!
  10. Гораздо интереснее гулять по территории лагеря, когда каждая важная и заметная его часть имеет какую-то тайну или загадку. До смены у меня были придуманы и заготовлены легенды практически о каждом месте лагеря, так что проводя время на улице, ребята с большим удовольствием и восторгом слушали легенды о месте, где они находятся прямо сейчас. Осторожно, у всех сказок и легенд есть свойство заканчиваться, поэтому продумайте как можно больше, чтобы не попадать в неприятные ситуации!
  11. Не нужно кричать, они все понимают быстрее, если говорить спокойным голосом.
  12. Стоит придумать номера заранее.
  13. Нужно стараться как можно раньше узнать особенности ребят.


Переходим к следующему возрасту, к средним (10-13 лет).

  1. Лучше не говори ребятам, что они слишком маленькие. С 10-11 лет они считают себя взрослыми, поэтому веди себя с ними «по-взрослому», не стоит с ними сюсюкаться.
  2. Придумывай что-то новое для них каждый день. Одни и те же игры, форматы для них не интересны. Поменяй пару слов в игре, поставь ребят играть в квадрат, проведи строем по 4 человека и т.д. Они любят разнообразие.
  3. Проводи как можно больше игр на знакомства, ведь чем чаще ребята будут повторять друг друга, тем быстрее ты их запомнишь, да и общаться с медиком будет проще.
  4. Максимально общайся с каждым ребёнком, узнавай об их интересах и заранее планируй интересные номера от отряда, чтобы во время репетиций ребята просто так не сидели.
  5. Не бойся давать больше инициативы ребятам, ведь только благодаря ей у вас получится настоящий сплочённый отряд и свои Фишечки.
  6. Проработай с напарниками все огоньки и рефлексии заранее, чтобы за 10 минут до начала отрядного времени у вас не было Паники и чтобы вы не думали, как найти ответ на вопрос «что будем проводить?»
  7. Если у вас есть свободная минутка, не старайся всегда занять ее играми. Потусуйтесь с ребятами, включите музыку, повеселитесь, настройте их на позитивную ноту, придумайте свои фишечки и корпоративную культуру.
  8. В заключительный период не стоит перегружать ребят, старайтесь проводить как можно больше времени вместе, делайте фотки на память и снимайте кучу видосов, чтобы у ребят осталось огромное количество воспоминаний.
  9. Советую приобрести небольшую напоясную сумку. Она не такая большая, как рюкзак, но очень удобная в носке. В неё влезут карточки ребят, телефон, любые другие необходимые предметы. Всё нужное всегда с собой и нет необходимости постоянно бегать до корпуса. Только нужно быть готовым к шуткам про кондукторов.
  10. Вопрос вожатому от ребят: «А сколько вам лет?», — наверное, самый частозадаваемый. Чтобы обезопасить себя от лишних расспросов, советую несовершеннолетним помощникам вожатых заранее придумать легенду о своей жизни. Как сдал экзамены, на кого учишься и т.д. Выдать желаемое за действительное с серьёзным лицом.
  11. Записывай на планёрках ВСЁ! Даже если тебе кажется, что информация не так важна, записать её стоит. Предупреждён — значит, вооружён! Да и тебе спокойнее, если передашь напарникам.
  12. Давать им больше свободы в творческом плане. Такие ребята все номера готовы сами сделать.Но не забывайте подкидывать идеи!
  13. Они быстро устают. Старайтесь разнообразить каждый день смены. При этом знайте меру.
  14. Делать упор на ЭМО-игры.То, благодаря чему они запомнят день, вас, смену.
  15. Привлекайте мальчиков в творчество! Именно в этом возрасте они раскрывают свои таланты, стремятся учиться новому, наслаждаются, когда их хвалят.


И последние, самые старшие! (14-17 лет).

  1. Чтобы получить доверие ребят, научись разговаривать с ними. В орг.период — лично с каждым.
  2. В оргпериод — много игр(не сидов!). Но не нужно ребят заставлять постоянно играть в заключительные И основные периоды. Найди приколюхи, которые могут заменить «игры в кругу».
  3. «Психолог»- нужное качество в вожатом, который стоит на старших отрядах. Умей слушать и слышать.
  4. Никогда не ври. • Если пообещал что-то сказать — делай, если знаешь, что не сможешь, то не обещай. Если раз сказал и не сделал, то так и будут считать, не будут твои слова всерьёз воспринимать, авторитет упадёт.
  5. Будь строгим наставником (но в меру) Со старшими не нужно становиться друзьями, ты — вожатый, не делай поблажек, никакого дешевого авторитета, не старайся сделать так, что любили, все любить не будут никогда, делай так, чтоб уважали.
  6. Постоянно разговаривай Старший отряд — переходный возраст. Различные отношения, ПМС, семья и прочее, проблем у них немало, особенно, если в отряде есть проблемы с сигаретами и прочей дрянью, поэтому разговаривай с ребятами. Говори со всеми и, по возможности, с каждым по отдельности, знай кто они, чем живут. Ведь старшие отряды, если их правильно поставить, сдружить и вообще не завалить орг. Период, то ребята смогут и сами тащить, главное дать им возможность.
  7. Не всегда жесткая Диктатура всё решит, но и компромиссы помогут. Но, прежде, чем пойти на компромисс с ребенком в лагере, задумайся о своём авторитете.
  8. Если ты узнал, что у тебя старшие отряды, и ты находишься дома или в лагере, но у тебя есть возможность заехать в магазин (до приезда ребят), покупай или бери дома удлинитель (самый длинный) и пилот. У старших есть вредная привычка носить с собой телефоны, и они разряжаются! Они будут постоянно просить поставить телефон на зарядку в вожатской, так что будь на чеку.
  9. Когда ты едешь в лагерь на старший отряд, то тебе надо будет создать свой музыкальный плейлист. Зайди в какой-нибудь браузер и найди самую популярную музыку и скачай ее либо на флешку, либо на телефон, чтобы ребята слушали именно эту музыку, а не их (с матом).
  10. Если ты вожатый (стартер), но ты почти одного возраста со своим отрядом, то тебе надо следить за модой старших ребят, и еще они немного умнее других отрядов, и если ты начнешь косячить (лажать), они это почуют, и к тебе потеряют авторитет или начнут не слушаться. Чтобы этого не допустить, надо все делать заранее.
  11. Создай с ребятами свою тусу .Придумайте с ребятами старших отрядов определенные фишки и шутки , которые будет понимать только вам отряд . Так ребята начнут доверять тебе и будут более открыты для тебя .
  12. Дай волю фантазии ребят. Про подготовки на какой либо концерт или мероприятия, дай свободу своему отряду . Ребята старших отрядов зачастую придумывают очень оригинальные , интересные и смешные номера . Не бойтесь экспериментировать и пробовать что-нибудь новое.


Подсказки от вожатых

  1. Скажи маленьким ребятам, что видел ежика, и весь твой отряд будет занят его поисками минимум час, главное подзаряжать их словами по типу: «вон он там пробежал в кустах.
  2. Совет точно будет работать везде. Он гласит, что “не стоит ложиться спать, меньше чем на 20 минут”.
  3. Если ты начинающий вожатый и в первый раз гонишь в лагерь, то стоит заранее узнать всю информацию о смене, подготовить часть мероприятий к тематике, потому что на смене времени этого делать не будет, при заезде на территорию тут же узнать, что и где находится, чтобы во время смены не бегать в непонятках и не искать кабинет медика или детскую площадку.


Лайфкахи начинающему вожатому

  • поручай детям маленькие задания — им нужна ответственность, кроме дежурств отрядов ребятам важно чувствовать свою личную значимость и важность.
  • язык жестов. Придумай жесты понятные только ребятам твоего отряда, так ты, во-первых, объединишь их, а во-вторых, на общих мероприятиях твой отряд будет самым прилежным.
  • носи с собой рюкзак. Опытные вожатые знаю, как иногда важно вовремя иметь с собой влажные салфетки, ручку и блокнот, пластырь и носовые платки.
  • какой вожатый — такие и дети! Будь правильным примером для них!
  • чем меньше свободного времени у детей, тем меньше глупостей они успеют сделать. Выучи несколько простых и доступных игр на логику, внимание и мышление.
  • никогда никому не отдавай свою канцелярку, особенно ножницы! Даже друзьям!
  • никогда не выясняй отношения с напарником при детях! Для них вы — единое целое.
  • осторожно шутите с детьми, особенно младшего возраста, они могут быть очень ранимы.
  • доверяйте детям, но… контролируйте!
  • в свой выходной обязательно отдыхайте от детей!


И еще 5 советов вожатому.

- Говорить с родителями языком пользы, а не конспектом правил.

Сравни два сообщения. Выбери то, после которого родители не дадут телефон в лагерь.

«У нас в лагере запрещено использовать телефон. Не кладите его»
«Вот представьте. Ребенок приехал в лагерь. Он общается с детьми, сближается, иногда получает отказы. Это бывает больно, но это необходимо во взрослом мире.

А теперь представьте, у него есть альтернатива под названием «телефон» по которому он может общаться со старыми друзьями. Какой он вариант выберет? Новый круг общения, новые люди, новые переживания или старые и проверенные контакты? Будет ли он стараться налаживать контакт изо всех сил? Вопрос риторический.

Он уедет из лагеря, так ни с кем и не сблизившись.
Он в лагере не сможет натренировать внимание, побороть жажду к телефону и останется зависимым от интернета.
Он будет звонить вам по любому чиху и не научится сам решать проблемы.

Позвольте нам создать условия, которые необходимы для развития ребенка!

Не давайте телефон, если хотите, чтобы ребенок:

1) научился сам конструктивно решать проблемы, не используя «сейчас я маме нажалуюсь!»
2) нашел десяток новых друзей
3) прошел профилактику зависимости от интернета

Не волнуйтесь. Наши педагоги справятся» Запреты родители могут прочитать сами. Но они не понимают их пользы. Для этого есть ты.


- Не старайся излишне нравиться детям

Если боишься, что о тебе плохо скажут, то не накажешь. Если не накажешь, то человек вырастет не дисциплинированным. Если он вырастет не дисциплинированным, то не достигнет сложной цели. Если не достигнет сложной цели - будет бедным и одиноким.

И вот ему 40. Он вас вспоминает теплыми словами. А должен ругать. Почему? Вы ему жизнь загубили, не позволив в лагере натренировать дисциплинированность.

Ориентируйся на искреннее «спасибо» через годы после лагеря, а не только на улыбку сейчас.


- Поддерживай авторитет второго вожатого, даже если его решения кажутся абсурдными.

Никогда не говори детям «сейчас пойду разберусь, какого черта он так сказал». Принимая жалобы на своего коллегу, говори «мне жаль, что так случилось». Проси отменять решения только наедине.

Дети не знают как относиться к конкретному вожатому и скопируют реакцию у вас. Поступайте так и с руководством. И со всеми, кто по твою сторону воспитания.

P.s. Делайте так, если решение не вредит детям.


- Трансформируй жизнь для того, чтобы быть «вожатым» не только в лагере.

Видел людей, у которых «я - вожатый» означает «я - другой человек». Для них лагерь - способ выразить альтернативные черты своей личности, которым нет места в реальной жизни. Они не стараются трансформировать всю свою жизнь так, чтобы в ней было место для власти, для внимания, для творчества, для общения. Они едут в лагерь.

Не становись таким. Просачивай свой стиль общения из лагеря в жизнь, ищи повод взять шефство на предприятии, иди в театральные кружки. «Вожатые» нужны практически везде. Навыки, которые есть у хорошего вожатого, пригодятся тренеру, предпринимателю, политику, менеджеру, аниматору, оргу мероприятий, преподу и многим другим.


- Крик убивает ценность шепота.

У меня есть мама. Она меня часто просит что-то сделать. Выглядит это так.

Да ребенок просто привык, что «раз кричит - значит это по-настоящему важно» и теперь не реагирую на остальные просьбы. У у него в голове принцип «если вожатому будет что-то действительно нужно, то он прокричит это». У этого есть минус. Вожатому приходится много орать, чтобы получить что-то.

А вот начальник на работе никогда не кричит. Если ты не сделал что-то, что он просил, то недополучаешь тысячу рублей к ЗП. Будьте моим начальником, а не моей мамой! Понятно, что хочется иногда поорать. Но какова у этого цена?


- Не говорите при шуме, когда каждый занимается своими делами.

Это, во-первых, бесполезно, а во-вторых, приучит детей так вести себя на всех сборах, то есть неуважительно относиться к вам. Постарайтесь сделать так, чтобы вас слушали. Акцентируйте внимание на важности сообщаемой информации. Введите правило правой и левой руки (когда у вожатого поднята левая рука – все кричат и производят как можно больше шума, когда поднята правая рука – все молчат). Если дети поймут, что пока не будет тишины, вы не будете говорить, они скорее всего замолчат, хотя бы из желания сэкономить своё время (особенно касается старшего возраста) – что, в крайнем случае, вы им объясните. Однако не переусердствуйте, потому что спокойно сидевшим изначально может надоесть ждать, пока успокоятся остальные, и шуметь начнут уже они.


Повторим 5 советов

1) говори с родителями языком пользы
2) не нравься, а выполняй свои задачи
3) качай авторитет остальных
4) будь вожатым в жизни, а не только в лагере
5) подкрепляй шепот действиями, чтобы не орать