Изменения

Новая страница: «right Важность эмоционального элемента в том, что если он учитывается в ор…»
[[Image:2HrDhogoclc.jpg‎ |right]]
Важность эмоционального элемента в том, что если он учитывается в организации жизнедеятельности детского коллектива, если отношения педагогов и детей эмоционально насыщены, если их жизнь гармонирует с представлениями о нравственности, соответствует социальным, этическим и эстетическим общественным ценностям, то эффективность воспитательной работы намного выше.

Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.

Коллективные эмоциональные состояния выполняют целый ряд функций, которые можно объединить в две группы: коллективообразующие и личностные.

Коллективообразующие:
* функция сплочения, объединения участников коллектива (детей и взрослых); пребывание людей в одном эмоциональном состоянии способствует их единению;
* функция стилеобразующая — создание стиля жизнедеятельности, мажорного, жизнеутверждающего;
* функция потенциалообразующая — создание определенных эмоциональных потенциалов на будущее.

Личностные функции:
* побудительная, оказывающая мобилизирующее влияние на людей, способствующая пробуждению и повышению их активности в различных сферах деятельности и общения;
* корректировочная, способствующая корректировке взглядов, отношений, поведения участников коллектива, в соответствии с общепринятыми нормами, традициями, ценностями; корректировки не только временной, но и потенциально длительной.
* ценностно-ориентировочная — помогающая ребенку соотносить свое «я» с ценностями общности — большой и малой. Успех смены зависит от того настроения, того психологического настроя, который будет существовать в равной степени и в детском, и во взрослом коллективе. Любые замыслы не будут успешными, если не позаботиться о создании благоприятной эмоционально-нравственной атмосферы.

Вдумаемся в эти три слова — эмоционально-нравственная атмосфера.

Почему атмосфера?

Это невидимая оболочка лагерной жизни, та область жизнедеятельности лагеря, которая неразрывно связана с ней как единое целое. Эмоционально-нравственная атмосфера обеспечивает возможность организации полезного, здорового образа жизни детей и взрослых в лагере и оказывает большое влияние на разные стороны развития личности и коллектива.

Складывается эмоционально-нравственная атмосфера благодаря активной деятельности детей и взрослых, а затем сама оказывает большое влияние на них
Почему эмоционально-нравственная атмосфера? Потому что эта атмосфера предполагает создание положительного эмоционального состояния у детей и взрослых, основанного на нравственных ценностях — добро, любовь, истина, красота, гуманность, творчество, мир, свобода, равенство, справедливость.

Позаботиться о создании эмоционально-нравственной атмосферы должны педагоги лагеря. Главные настройщики настроения в отряде — отрядные вожатые, старший вожатый должен позаботиться о детском коллективе и педагогическом отряде, главная забота начальника лагеря — педагогический коллектив в целом, в особенности — обслуживающий персонал.

Сложно настроить эмоции на нужный лад. Педагога можно сравнить с музыкантом-настройщиком, который подходит к инструменту с камертоном — эталоном звучания, инструментами для настройки, и главное, с хорошим слухом, помогающим различать малейшие расхождения звучания инструмента с эталоном.

Так и педагог, настраивая коллектив на нужный лад, должен иметь эталоны «звучания» эмоциональной атмосферы, которыми бесспорно являются нравственные ценности, инструменты — приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы, и хороший слух — умение и способность услышать психологическое состояние, ритм смены, прислушаться к эмоциям детей.

Хороший слух — это интуиция педагога, его способность к со-. переживанию и сочувствию. Но это еще и знание законов эмоционального развития коллектива, закономерностей эмоционального развития смены.

В данном разделе речь пойдет об инструментарии, который может помочь в создании благоприятной эмоционально-нравствен¬ой атмосферы.


«Три фигуры высшего вожатского пилотажа».

*Фигура «Сам себе трамвай». В этом случае вожатый строит свою работу достаточно автономно всей остальной деятельности в лагере. То есть для данного отряда происходит как бы своя маленькая тематическая смена. Осуществить эту фигуру высшего вожатого пилотажа может либо очень опытный вожатый, достаточно авторитетный в лагере. Несколько проще, если напарников двое, вот тогда, даже в обычном профсоюзнике они могут сделать очень даже много. При формулировке собственно воспитательных задач вожатый может не особенно беспокоится с согласованием их с целями и задачами, которые записаны в обще-лагерной программе.
*Фигура – «Организовать и возглавить». Эта фигура подходит к ситуации, когда речь идет о самом старшем в лагере отряде – как правило, это первый отряд, а сам по себе порядковый номер чего-то, да значит. Тогда вожатый, вместе со своими воспитанниками как бы подменяет в организации различных видов совместной деятельности педагогический коллектив. Целевая составляющая в случае реализации второй фигуры высшего пилотаже состоит в формировании у воспитанников опыта организаторской деятельности. Опыта коллективной самоорганизации, опыта ответственного поведения.
*Фигура – «Первые среди равных». Выполнение этой фигуры высшего пилотажа предполагает участие временного коллектива во всех обще-лагерных мероприятиях.

Подходы к организации жизни лагеря могут разными, но часто бывает, когда план сетка предполагает ежедневное дело (а то и не одно), рассчитанное на участие всех детских объединений. В отличие от второй фигуры, здесь нет выхода в позицию инициатора- организатора, отряд просто активный участник общей деятельности.


[[Category:Статьи]]