Строка 1: |
Строка 1: |
| [[Image:Tt34mRiAhII.jpg |right]] | | [[Image:Tt34mRiAhII.jpg |right]] |
| + | <p align="right">''Вожатый помни! Обвиняя подопечного в том, что он не совершал, ты подаешь ему идею.''</p> |
| + | |
| + | |
| Собственно, самое главное, что мы думаем об этом методе, уже сказано в предложенном выше определении. Мы очень просим тех наших коллег, кто по той или иной причине верит в этот метод и, возможно даже, как в былые времена, считает его основным, либо терпеливо прочесть несколько строчек, посвященных ему, либо просто пропустить эту главу. | | Собственно, самое главное, что мы думаем об этом методе, уже сказано в предложенном выше определении. Мы очень просим тех наших коллег, кто по той или иной причине верит в этот метод и, возможно даже, как в былые времена, считает его основным, либо терпеливо прочесть несколько строчек, посвященных ему, либо просто пропустить эту главу. |
| Несмотря на заявленное нами отношение к т.н. методу поощрения и наказания, мы понимаем, что невозможно обойтись без него. | | Несмотря на заявленное нами отношение к т.н. методу поощрения и наказания, мы понимаем, что невозможно обойтись без него. |
| | | |
− | Сторонники поощрений и наказаний обычно главным аргументом в защиту этого метода говорят: "Но ведь он работает, с его помощью педагог действительно может добиться от ученика желаемого!" Увы, с этим трудно спорить. Но очередной раз зададимся вопросом: а действительно ли в этом наша цель? В том, чтобы добиться от подопечного ребенка желаемого? | + | Сторонники поощрений и наказаний обычно главным аргументом в защиту этого метода говорят: "Но ведь он работает, с его помощью педагог действительно может добиться от ребенка желаемого!" Увы, с этим трудно спорить. Но очередной раз зададимся вопросом: а действительно ли в этом наша цель? В том, чтобы добиться от подопечного ребенка желаемого? |
| | | |
| Давайте поймем, в чем именно заключается противоречие между неформальным образованием (далее НО) и методом поощрения и наказания. | | Давайте поймем, в чем именно заключается противоречие между неформальным образованием (далее НО) и методом поощрения и наказания. |
Строка 9: |
Строка 12: |
| Во-первых, поощрение и наказание принципиально исходит из превосходства одной личности над другой. Это очевидно: ведь кто-то должен решать, что достойно поощрения, а что – наказания. Один может лишить другого чего-то или, по собственному решению подарить что-то. Воистину "казнить и миловать волен…" А в таких обстоятельствах, если и может происходить диалог между личностями, то только исходя из правоты одного и постоянного "экзамена" для другого. Согласитесь, на таком базисе говорить об исследовании, взаимообогащении сложно. | | Во-первых, поощрение и наказание принципиально исходит из превосходства одной личности над другой. Это очевидно: ведь кто-то должен решать, что достойно поощрения, а что – наказания. Один может лишить другого чего-то или, по собственному решению подарить что-то. Воистину "казнить и миловать волен…" А в таких обстоятельствах, если и может происходить диалог между личностями, то только исходя из правоты одного и постоянного "экзамена" для другого. Согласитесь, на таком базисе говорить об исследовании, взаимообогащении сложно. |
| | | |
− | Во-вторых, в рамках этого метода происходит очень быстрая (а часто и изначальная) подмена мотивации участника. Несмотря на то, что именно в этом методе часто приходится слышать фразы типа "Ты это делаешь не для меня! Это важно тебе – потом благодарить будешь" и т.п. Ученик же, конечно, делает это (учится, принимает участие, демонстрирует модель поведения и т.п.) не для того, чтобы изучать, участвовать и т.п., а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание. | + | Во-вторых, в рамках этого метода происходит очень быстрая (а часто и изначальная) подмена мотивации участника. Несмотря на то, что именно в этом методе часто приходится слышать фразы типа "Ты это делаешь не для меня! Это важно тебе – потом благодарить будешь" и т.п. Ребенок же, конечно, делает это (принимает участие, демонстрирует модель поведения и т.п.) не для того, чтобы изучать, участвовать и т.п., а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание. |
| | | |
| В-третьих, в отличие от НО, в котором выбор является одной из определяющих процесс категорий, в рассматриваемом методе участник практически лишен выбора (если, конечно, не брать в расчет манипуляции типа: "ты сам выбрал не слушаться, поэтому и конфетку получит другой мальчик…"). | | В-третьих, в отличие от НО, в котором выбор является одной из определяющих процесс категорий, в рассматриваемом методе участник практически лишен выбора (если, конечно, не брать в расчет манипуляции типа: "ты сам выбрал не слушаться, поэтому и конфетку получит другой мальчик…"). |