Изменения

Новая: right Магия и сила команд выражена в термине «синергизм», производном от греческого «с...
[[Image:ZbWE-Y4osA8m.jpg‎ |right]]
Магия и сила команд выражена в термине «синергизм», производном от греческого «синергос» — совместная работа. Существуют положительный и отрицательный синергизм. Сущность положительного синергизма заключается во фразе: «Целое больше суммы его отдельных частей». Соответственно, при отрицательном синергизме целое меньше суммы его отдельных частей. Команды с отрицательным синергизмом, как правило, терпят поражение, в то время как для победителей всегда характерен положительный синергизм.
Вот перечень характеристик, присущих успешным командам с положительным синергизмом:
# У каждого члена команды есть чувство общей цели, каждый член команды готов работать над достижениями целей деятельности.
# Команда знает, у кого из ее членов какие способности и знания, и использует их для деятельности в соответствии с необходимостью. Команда с готовностью подчиняется и признает полномочия тех, чьи знания важны для выполнения непосредственной задачи.
# К членам команды отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние.
# Энергия команды направлена на решение проблем, а не на выяснение отношений и конкуренцию.
# Поощряются различные мнения и свободный обмен ими.
# Для того, чтобы поощрить творчество и способность принимать риск на себя, ошибки рассматриваются, как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания.
# Члены команд лично для себя устанавливают высокие критерии деятельности и поощряют друг друга достигать цели деятельности.


'''Пятиступенчатая модель развития команды'''

Команды развиваются, как и младенцы, в первые месяцы своей жизни. Одна из наиболее распространенных моделей включает 5 стадий, проходя через которые группы становятся эффективными командами:
# ''Формирование''. На этой начальной стадии ребята знакомятся друг с другом и вникают в масштаб деятельности. Они начинают устанавливать базовые правила, стараясь определить, какое поведение приемлемо как относительно деятельности (какую роль они должны играть, каковы ожидания относительно качества деятельности), так и в межличностных отношениях (кто действительно несет ответственность). Эта стадия завершается, когда ребята начинают ощущать себя частью группы.
# ''Смятение''. Как видно из названия, эта стадия отмечена высокой степенью внутренних противоречий. Ребята согласны с тем, что они являются частью проектной группы, но сопротивляются ограничениям, которые проект и группа налагают на их индивидуальность. Возникает противоречие по поводу того, кто будет руководить группой и как будут приниматься решения. Когда это противоречие разрешается, лидерство руководителя проекта становится признанным, и группа переходит на следующую стадию.
# ''Нормализация''. На третьей стадии развиваются тесные взаимоотношения, и группа демонстрирует сплоченность. Чувства товарищества и общей ответственности за проект возрастают. Эта стадия завершена, когда структура группы укреплена, и группа выработала общую систему ожиданий и критериев относительно того, как ее члены должны вместе работать.
# ''Выполнение''. На данном этапе все согласны, что структура детского лагеря полностью функциональна. Группа завершила переход от знакомства и выяснения того, как она будет взаимодействовать, к достижению целей деятельности.
# ''Роспуск''. Для временных детских групп стадия является последней в их развитии. Однако для детских команд есть еще и предварительная стадия завершения деятельности. На этой стадии команда готовится к роспуску. Успешная деятельность более не является приоритетом. Вместо этого внимание направлено на «упаковывание» результатов лагерной смены. Реакция на деятельность может быть разной у разных членов команды. Некоторые могут даже переживать из-за потери атмосферы товарищества, существовавшей во время лагерной смены.

В этой модели есть несколько важных моментов для вожатых. Первый состоит в том, что вожатый должен уделить основное внимание тому, чтобы как можно быстрее помочь группе дойти до продуктивной четвертой стадии (стадии деятельности).
Второй момент состоит в том, что сама модель дает возможность группе понять, как она развивается. Вожатые считают полезным ознакомить свои команды с моделью. Это помогает ребятам смириться с неизбежностью конфликтов и трений на второй стадии и направить свои силы на продвижение к более продуктивным фазам. Последний (третий) момент состоит в том, что подчеркивается важность стадии нормализации, что помогает значительно повысить уровень эффективности на стадии деятельности. Как станет ясно дальше, вожатые должны принимать активное участие в формировании норм группы, которые будут способствовать успешной деятельности.


'''Ситуационные факторы, влияющие на развитие команды'''

Из опыта видно, что успешные команды лучше всего развиваются в следующих условиях:
* Члены команды выражают желание работать в команде.
* Члены команды взаимодействуют от начала и до конца.
* Члены команды являются частью организационной культуры, которая поощряет сотрудничество и доверие.
* Члены команды подчиняются непосредственно вожатому.


'''Формирование облика команды'''

Эффективное использование обсуждений. То, что в определенное время собираются все участники команды, помогает определить и усилить ощущение принадлежности к команде.

Выбор названия команды. Выбор названия команды, например — обычный прием, применяющийся для того, чтобы дать возможность ребятам почувствовать свою причастность к ней. Часто создается логотип. В выборе названия и создании логотипа вожатый должен положиться на коллективную изобретательность своих подопечных. Эти символы можно затем перенести на футболки, фенечки, чтобы подчеркнуть принадлежность к команде.
Ритуалы команды. Как ритуалы детского лагеря помогают сформировать только ему присущий облик, так и аналогичные действия на уровне группы ребят помогают создать уникальную субкультуру команды.






[[Category:Статьи]]