Изменения

Новая: right <p align="right">''"Бабка с Дедкой порефлексировали-порефлексировали, да и испекли... куб...
[[Image:LrI9Crloo6M.jpg‎‎ |right]]
<p align="right">''"Бабка с Дедкой порефлексировали-порефлексировали, да и испекли... кубик :)"''</p>


Выбирая формы групповой работы для своего мероприятия, мы руководствуемся целями, которые хотим достигнуть, и учитываем, насколько полезна будет такая работа для конкретной группы и конкретной темы.

Но по ходу мероприятия часто нужно оперативно сделать замену. Зависеть это может:
* и от атмосферы в группе (уместна ли игра в данный момент? готова ли группа к данному упражнению? достаточно ли участники познакомились друг с другом? насколько группа сплотилась?);
* и от состава группы (возрастная разница, гендерные различия, размер группы, иные особенности участников);
* и от временных ограничений (какого промежутка времени потребует игра? есть ли нужный запас времени?)


Наиболее популярные методы неформального обучения

'''Ледоколы''' (Ice-breaker): короткие активные задания длительностью +/- 5 минут, позволяющие взбодриться, снять напряжение, повысить концентрацию; легкие, простые в исполнении, обычно не требуют специальной подготовки и материалов; могут быть громкими и хаотичными. Важно: не должны повторяться в рамках одного мероприятия.

'''Командные игры''' (Team building): задания, которые помогают создать из группы команду - сплоченную группу с общими целями, ценностями, историей; создают чувство сплоченности, проясняют роли, помогают понять влияние поведения людей на команду; дают непосредственный опыт взаимодействия, развивают доверие, позволяют физический контакт. Важно: учитывать готовность, "разогретость" группы и в зависимости от этого моделировать сложность задания, чтобы избежать психологического шока. Важно, чтобы задание было выполнимо.

Игры: различного рода '''задания с соревновательным элементом'''; позволяют обратить внимание на какую-либо тему/вопрос, узнать друг друга, развивают сотрудничество; обычно занимают немного времени, легко подстраиваются под потребности, высокоактивны. Важно: поддерживать выполнение правил и обеспечить безопасность игры.

'''Ролевые игры''': проигрывание несколькими участниками заданного сценария, связанного с темой обучения; расширяют взгляды, изменяют отношение к теме, наглядно показывают последствия поведения в заданных ситуациях; симулируют реальность в безопасных условиях. Важно: поведение участников может быть спонтанным, жестких правил нет, но участники должны ясно понимать свои роли.

'''Симуляции''': постановка реальной ситуации из жизни; демонстрирует практическое принятие решений в ситуациях, близких к реальной жизни; участники действуют, реагируют на происходящее самостоятельно, без заданных ролей; задания имеют высокую степень реалистичности и дают непосредственную обратную связь; требуют тщательной подготовки и времени. Важно: провести дебрифинг после симуляции.

'''Анализ случая''': поиск решения ситуации на основе рассказа из жизни (с детализацией для понимания проблемы, анализа и поиска решения); развивает критическое мышление, аналитические навыки, учит отличать факты и предположения; занимает много времени, требует связи рассматриваемого случая с реальной жизнью и тематикой обучения.

'''Демонстрация''': техника, при которой демонстрируется, как что-либо делать или использовать; обеспечивает ясный пример работы. Важно: должна быть короткой; всем должно быть хорошо видно, слышно, понятно (язык демонстрации).

'''Моделирование''': изучение нового поведения, подражая модели или идеалу. Включает: наблюдение за поведением модели, практику ролевой игры, обратную связь через обсуждение моделирования; используется для обучения новому поведению, методу, технике, для межкультурного обучения. Важно: атмосфера доверия.

'''Мозговой штурм''': решение проблемной ситуации путем генерации идей; все идеи записываются без анализа в течение 5-15 минут, и лишь затем следует анализ и отсеивание идей. Развивает творческое мышление, помогает найти необычное решение, поддерживает активность. Важно: требует времени и умения вести дискуссию; процесс требует доверия участников друг другу.


При выборе игры/задания нужно учитывать:
* ситуативную уместность игры/задания и соответствие теме обучения;
* готовность группы к действиям игры, уровень сплоченности группы;
* возрастную разницу, гендерные и социальные различия;
* размер группы;
* возможность импровизации;
* ЦЕЛЬ, которую нужно достигнуть игрой (важен процесс или результат? какой именно результат?);
+ важно обеспечить безопасность (психологическую и физическую) игры/задания.


По ходу тренинга/встречи сначала подбираются мягкие, простые формы работы. Это даст участникам возможность спокойно войти в действия. Тренер должен создать условия, при которых человек сам начнет говорить и действовать. Участникам нужно ДАТЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО. Затем, по нарастающей, задания усложняются и обостряются в соответствии с тематикой.


Задания...
*с завязанными глазами
*с тактильными контактами
*с изображением

должны быть продуманы:
:! допустимы ли они для данной группы, данных конкретных участников?
:! уместны ли они в данный момент, готова ли группа/участники адекватно воспринимать эти действия?
+ игру нужно сначала предложить группе - хочет ли она испытать на себе действия с такими особенностями?


Базовый принцип неформального обучения - добровольное участие (основанное на внутренней мотивации).

Важно дать человеку право выбора:
* хочет ли человек участвовать в действии?
* согласен ли на условия задания?
* согласен ли на присутствие какого-либо человека при выполнении задания?

Важно спросить мнение человека - ОН САМ принимает решение и ответственность, что ход дальнейших действий будет зависеть от него.

Человек имеет право отказаться!


Если для кого-то условия дискомфортны и человек отказывается участвовать в действии, ему можно предложить РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ.

Эта роль позволит человеку не вступать в активные, но неудобные для него действия, но при этом быть вместе с группой, быть участником общего процесса. Кроме того, во время рефлексивного обсуждения наблюдатель даст группе обратную связь.

Еще одна существенная установка, которая помогает сложить атмосферу доверия в группе: каждый имеет право на ошибку.

Прописная истина "не ошибается тот, кто ничего не делает" в процессе обучения через опыт приобретает новое звучание. Примеряя новые для себя ситуации, действия, понятия в игре (моделируя ситуации жизни), мы можем на ошибках получить бесценный опыт наименее безболезненным способом. Именно поэтому в неформальном обучении так необходимы рефлексивные упражнения! В ходе дебрифинга каждый участник анализирует ход событий, ситуации, чувства, мотивы, поведение и ошибки. Анализирует, получает информацию от коллег по группе и делает выводы. Не так важно, насколько правильно ты действовал, но очень важно, насколько ты свой опыт осмыслил и что получил в результате этого.

В ходе рефлексивных упражнений нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы разговор не переходил на личности. Жесткое правило: НЕ говорим о личности, НЕ оцениваем человека! Говорим о своих чувствах, оцениваем ситуацию, действие.

Подойдите к играм и упражнениям творчески! Креативное мышление - это НАШЕ ВСЁ :)




----

[[Image:19094138ewDm.jpg‎ |right]]
Ссылки на некоторые сборники в помощь организаторам:
# [http://kalender.mitteformaalne.ee/admin/data/sbornik_igr_tea_1271628933.pdf Team Building - Сборник игр для командной работы (на рус. яз.)]
# [http://kalender.mitteformaalne.ee/admin/data/pol_booklet_1271629457.pdf Team Building - Сборник игр для командной работы (на анг. яз.)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B07b1V0q8Hp1ZWRmYzk0ZGQtNzA4OS00ODhjLWIzZmYtNTE5OTQyZWRiMWEy/edit?usp=drive_web&hl=ru Интерактивное обучение в школе - подборка игр и других форм обучения]
# [http://eycb.coe.int/compass/ru/contents.html КОМПАС - пособие по обучению правам человека + практические методы, игры, симуляции]
# [http://eycb.coe.int/compasito/ru/default.htm Компасито - аналогичный сборник для работы с детьми]
# [http://www.salto-youth.net/tools/toolbox/find-a-tool/?oldEngineRedirect=true# Материалы молодежных тренингов с сайта SALTO-YOUTH (на англ.яз.)]
# [https://docs.google.com/file/d/0BxEW4xmNfN9kdno4RzNteWJUUy1MOFpSVWM2MFJVUQ/edit "Тренинг: руководство к действию" - сборник со своей тематической спецификой]


Еще ряд ссылок на различные публикации по неформальному обучению, в том числе и практические сборники.
# [https://docs.google.com/file/d/0BxEW4xmNfN9kSC1VeU44eWtUUE9XN3ktdHlsTlBnQQ/edit?pli=1 Тренер. Группа. Семинар. (2009)]
# [https://docs.google.com/file/d/0BxEW4xmNfN9kWnFwMDJscDJUbEtESVRRQUtNMnVWZw/edit?pli=1 Гордон Д.Д.Вое: Революция в обучении (2003)]
# [https://docs.google.com/file/d/0BxEW4xmNfN9kNmZlYzU3ZmItNDVmMy00YjM5LWFmYmQtOTE5NGNhZTY2NGU2/edit?pli=1 М.Дзейтова, М.Тангиев: Практическое руководство молодежных лидеров (2003)]
# [https://docs.google.com/file/d/0BxEW4xmNfN9kZnRTdHprNl9TbGV0Vkc0dll6aU9tUQ/edit?pli=1 Интерактивное обучение: Подборка игр и других форм учебной деятельности для занятий по предметам социального цикла (1998)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpOGQ3MTU1N2ItZDAwZC00MzFjLTlhMWYtZjI2NDhhYTYyNDVk/edit?pli=1 Klaus W.Vopel: Создание команды.Психологические игры и упражнения (2003; перевод с немецкого)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpOWMxNWY4ZWItMWI1ZS00OGUxLWEyZjEtNGFiNjk0YjM5OWE4/edit?pli=1 Klaus W.Vopel: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1 (1998; перевод с немецкого)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpMjdjODI1MGEtMjdlMy00YTA3LTg1MWUtN2FhMmUzNjJhMzky/edit?pli=1 Klaus W.Vopel: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 2 (1998; перевод с немецкого)]
# [https://docs.google.com/file/d/0BxEW4xmNfN9kaThfWXdlWVRRY3EwclNpUVBNdHNWQQ/edit Klaus W.Vopel: Сплоченность и толерантность (2002)]
# [https://docs.google.com/open?id=0BxEW4xmNfN9kZDhCOThBZmxURXlpMVlnd1EzVldSQQ Г.Н.Сартан: Тренинг командообразования (2005)]
# [http://www.wilderdom.com/games/InitiativeGames.html Team Building Activities, Initiative Games & Problem Solving Exercises]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpSUdFaTk3RjZTbVdsbFRDdTBtTGxCdw/edit Е.Сидоренко: Технология создания тренинга. От замысла к результату (2008)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpTlQxSndTaG9RRTZOdEdvUWU5VklTUQ/edit Kay Thorne, David McKay: Тренинг. Настольная книга тренера (2001)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpZnFtS3RBT0pTT2FhSG9xVXZva0ZRdw/edit 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов (Ред. В.Чикер)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpNWpmYkRsbVJRdENXU0diX1kxS25KUQ/edit А.И.Калашников: Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов (2008)]
# [https://docs.google.com/file/d/0B3g71tCziqTpTWowTG9qQjNRZktJV2lDenZ4YTBkdw/edit Метафорическая деловая игра: Руководство для бизнес-тренеров (ред. Завьялова Ж., 2004)]


[[Category:Игры]]