Изменения

Новая: right Школа для новичков вожатского отряда решает следующие задачи: * Комплексная подг...
[[Image:H2v06ytPojAm.jpg‎ |right]]
Школа для новичков вожатского отряда решает следующие задачи:
* Комплексная подготовка вожатых, повышение их профессиональных навыков;
* Усвоение вожатыми единых фирменных стандартов деятельности вожатского отряда;
* Адаптация новичков, усвоение ими норм и правил поведения, принятых в вожатском отряде;
* Повышение уровня лояльности говичков к принципам сезонной детской программы;
* Повышение мотивации к работе (опытные вожатые служат для новичков своеобразными «звездами», на которых хочется равняться);
* Неформальная, предварительная диагностика уровня различных умений новичков;
* Получение обратной связи от новичков об их взглядах на перспективы сезонной детской программы;
* Укрепление корпоративного духа вожатского отряда в целом.


Внутренняя школа успешно функционирует, развивается, «набирает обороты», но при этом существенная часть обучения новичков проходит в виде общих тренингов: новички учатся у более опытных вожатых. С первого дня за новичком (или несколькими новичками) закрепляется «учитель», на практике - это старший вожатый. Изучение техник и методик работы с детьми, конкурентных преимуществ конкретной детской программы, корпоративной культуры детского лагеря - все идет непосредственно под руководством старшего товарища.

В чем ценность данной системы обучения для вожатского отряда? Наставничество выполняет следующие функции:
* эффективная и систематическая передача знаний, опыта наиболее успешных вожатых новичкам;
* передача корпоративных ценностей вожатского отряда, функция «общественной памяти», сохранения и накопления опыта вожатского отряда;
* обеспечение системности, целостности обучения, контроль за усвоением знаний;
* мотивирующая функция:
** для опытных вожатых – статус наставника, реализация потребности в признании, уважении;
** для стажеров – наставник как модель;
* функция развития вожатского отряда.


Система наставничества предполагает:
* разработку и утверждение «Положения о наставничестве»,
* подготовку наставников,
* разработку системы мотивации,
* внедрение системы наставничества во все аспекты деятельности вожатского отряда.


Обучение вожатых-наставников является одним из разделов курса «Управленческая компетентность» в рамках Внутренней школы вожатского отряда. Для этих целей создана специальная программа – тренинг наставничества.

Процесс наставничества
# Знакомство. Анализ знаний, умений и установок нового вожатого. Переход на личный контакт, нахождение общих тем и интересов, установление доверительных отношений с новичком. Демонстрация своего расположения и поддержки - новичок должен чувствовать защиту, поддержку, помощь.
# Представление и знакомство с текущим составом вожатского отряда, разъяснение функций и взаимодействия между вожатыми. Рассказ о правилах внутреннего распорядка детского лагеря и структуре сезонной детской программы. Постановка целей и задач на обучаемый период, подготовка «плана вхождения в вожатство».
# Рассказ об основных принципах взаимодействия в вожатском отряде, культуре, корпоративной солидарности, фирменных стандартах-фишках. Базовые принципы деятельности вожатого – ориентированный на детей подход в подготовке мероприятий.
# Игротехника, классификация по группам, направлениям, классу, методам. Принципы работы, назначение, фундаментальные знания в области детского командообразования.
# Первое мероприятие и детальный «разбор полетов» по схеме (этапы проведения мероприятия):
#* Установление контакта с подопечными детьми, использование речевых модулей.
#* Выяснение потребностей подопечных ребят – основа успеха в взаимодействии с ними.
#* Презентация вожатого, «заточка» подопечных детей на начальную деятельность, введение в состояние успеха, после мероприятия «в довесок» последействие.
#* Аргументы в пользу одной модели работы с детьми, не умоляя достоинств другой, аргументы в пользу менее интересной модели.
#* Работа с обратной связью с детьми.
#* Завершение работы с детским коллективом. Вожатские пожелания и детская рефлексия по прошедшей смене «в дорогу».
# Типы детей, особенности работы с подопечными детьми.
# Доскональное изучение наиболее ходовых, несложных методов взаимодействия с детьми. Привыкание к темпу взаимодействия с детьми «до автоматизма», спокойствие и уверенность в общении.
# Психология проведения более сложных мероприятий с детьми.
# Нестандартные ситуации в работе с детьми, новые, творческие методы. Самосовершенствование.
# Вопросы – ловушки по технике вожатства от наставника на сообразительность. Уход от каверзных вопросов детей.
# Работа в режиме аврала, работа одновременно с избыточно большой детской группой, экономия собственного времени, минимизация лишних движений.
# «Холодный душ» - осознание собственного несовершенства, самосовершенствование, «загибание растущих пальцев».



Цель тренинга:
* осознать важность и уникальность системы наставничества;
* представление методики обучения стажеров-вожатых,
* практическая отработка предложенной методики.

Программа тренинга рассчитана на 1 день (8 часов), на группу от 6 до 12 человек.

Идея тренинга – ведущий (тренер) группы является наставником для участников, обучает обучать новичков.

Стержнем программы является последовательность изучения этапов наставничества:
# «Я расскажу, ты послушай»;
# «Я покажу, ты посмотри»;
# «Сделаем вместе»;
# «Сделай сам, я подскажу»;
# «Сделай сам, расскажи, что сделал».
Каждый этап предполагает использование обратной связи.

На первом этапе тренинга происходит осознание собственного опыта обучения («я в роли стажера») и процесса обучения («как мне передают знания, умения»).

Второй этап – введение понятий «наставничество», «этапы процесса наставничества», «заземление» теоретических основ на практическую деятельность участников тренинга.

Третий - составление участниками группы плана вхождения в вожатство. Этот документ поможет каждому из них в дальнейшей работе четко понимать цели, задачи обучения, на каком этапе, в какие сроки, какие результаты должен достигнуть стажер.

Четвертый - тренер делится своим опытом обучения новичков, соотнося свой практический опыт с теоретическими основами наставничества, используя при этом этапы наставничества. Например,
* «я расскажу, ты послушай» - тренер рассказывает, как он строит процесс обучения.
* «я покажу, ты посмотри» - рассказ об этапах деятельности вожатого (как закрепление этапа «я расскажу, ты послушай») и показательное мероприятие наставника, ее детальный разбор.
* «сделаем вместе» - участники группы с помощью тренера разрабатывают методику обучения стажеров (или презентации вожатых-новичков).
* «сделай сам, я подскажу» - участники тренинга отрабатывают ранее разработанную методику в группах, тренер помогает, подсказывает.
* «сделай сам, расскажи, что сделал» - «презентация ученика», детальный разбор. Участники тренинга еще раз смогут закрепить ранее пройденный материал.

В связи с тем, что наставники являются опытными вожатыми и ранее участвовали в тренингах, детальный разбор запланирован только на двух из этапов – выявление способностей новичков и презентации им наиболее сложных моментов в деятельности вожатского отряда.

Пятый этап - вопрос, на который должен найти ответ каждый участник группы – какими качествами должен обладать наставник и что он должен сделать для того, чтобы стать успешным учителем для новичка.


Наставничество является, возможно, самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессиональных навыков вожатого. Кроме того, эффективность семинаров, тренингов, проходящих в вожатской школе, возрастает, когда они дополняются наставничеством. Обучение проходит прямо на конкретной вожатской деятельности, под руководством опытного наставника, которого новичок теперь хорошо знает; они опираются на рабочие ситуации и на реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным – от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа», тогда наставник своими советами помогает новичку влиться в вожатский коллектив, освоить стандарты работы с подопечными детьми, корпоративную культуру вожатского отряда.




[[Category:Статьи]]