Изменения

м
<p align="right">''«Если вы хотите иметь какое-нибудь качество, действуйте так, будто оно уже есть у вас».''</p>
<p align="right">''«Представьте, что вы добродетельны, если вы еще не таковы на самом деле».''</p>
<p align="right">''«Ведите себя так, как будто вы уже счастливы, и это приведет вас к тому, чтобы на самом деле стать счастливыми».''</p>


== Развитие практического оптимизма ==

[[Image:NRhNysWe5p8m.jpg |right]]
Начнем разговор, с вас, с вожатых. Хотя у ваших подопечных ребят все так же.

Большинство пессимистов любит называть себя реалистами. Мы не против реализма, если это критическая оценка текущей ситуации. Однако если бы вы оценивали себя по шкале практического оптимизма от 0 до 10, какой рейтинг вы бы присвоили себе?

Оптимизм создает уверенность, а уверенность рождает успех. Успеху предшествует желание добиться его. Негативные мысли являются предвестниками негативных эмоций, которые, в свою очередь, ведут к негативным действиям, чувству депрессии или отчаяния.

Говорить, что вы чувствуете себя превосходно, когда на самом деле у вас все совсем плохо, или бормотать себе под нос, что худшие дни уже позади и ваш путь впереди усыпан розами — все это не имеет никакого отношения к практическому оптимизму.
Практический оптимизм — это понимание и анализ текущей ситуации, за которыми следуют поиск преимуществ и вариантов благоприятного развития событий.

Практический оптимизм придает силы для того, чтобы максимально выгодно использовать настоящие и будущие возможности. Легче быть оптимистом, когда начинаешь действовать. Когда начинаешь действовать, появляются решения. Каковы же стратегии развития практического оптимизма?

1. '''Мысли влияют на поступки'''. В течение дня мозг порождает множество хаотичных или направленных мыслей. Это примерно по одной мысли в секунду. Каждое изобретение, каждое произведение искусства, каждое научное открытие — все это начинается с одной из этих ежедневных мыслей. Именно они представляют собой могущественную энергию, которая определяет нашу жизнь. Ваши мысли — это предвестники всего, что происходит или не происходит в вашей жизни.
Убеждение или вера в нечто определенно влияет на ваши поступки. Осознанно или нет, но мы действуем под влиянием своих глубоких, иногда неведомых нам в полной мере убеждений.
Наша система убеждений и представлений — это глубинный набор правил или система ориентиров в нашей реальности. Из подсознания она фильтрует реальность. Наши убеждения контролируют нашу позицию, которая, в свою очередь, контролирует наши эмоции, а они — наши действия.

2. '''Действуйте, как будто вы уже изменились'''. Чтобы стать теми, кем вы хотите стать, прежде всего необходимо изменить свое мышление. Простейший способ этого достичь — визуализация будущих достижений. Когда вы сможете ясно и детально визуализировать свои будущие достижения, вы начнете приближаться к своим целям.
Глубокое наблюдение, касающееся общения с другими людьми: «Принимайте человека таким, какой он есть, и он таковым останется. Принимайте человека таким, каким он может и должен быть, и он станет таким». Наши ограничения и стереотипы являются губительными для большинства окружающих нас людей. Эти ядовитые побеги часто зарождаются в детстве и зреют в юности, а затем обвивают нас сомнениями в своих возможностях и страхом, что нас повсюду подстерегает неудача.

3. '''Искусство говорить с другими и собой'''. Проследите логику ваших внутренних мыслей: как позитивных, так и негативных. Откуда они берутся, почему вы так думаете? Что лежит в основе ваших оценок событий, людей или мест? Это ваши мысли и представления или вы продолжаете взращивать семена, посеянные кем-то другим? Вы можете удивиться обнаруженным моделям мышления.
Мы говорим с собою каждый день. Однако для большинства людей их внутренний голос скорее враг, чем друг. Мы обычно ругаем себя или сомневаемся в себе. Многие люди считают, что они мыслят позитивно, но это не так. Если вы не хотите выстраивать логические цепочки, тогда оберните эластичный бинт вокруг запястья и дергайте за него всякий раз, когда вы будете ловить себя на негативной мысли или негативной эмоции: страхе, сомнении или беспокойстве.

4. '''Программирование позитивного ожидания''': сила утверждений. Утверждения — это оптимистические заявления о вас и вашей жизни, которые составлены так, будто вы уже достигли желаемого результата. Это техника ментального программирования, которая убеждает ваше подсознание осуществить заложенную вами программу. Заниженные ожидания снижают благоприятные возможности для успеха, так как снижается ваша уверенность.

Согласились ли бы вы дружить с человеком, который постоянно критикует вас, указывает вам на ваши недостатки (даже в присутствии незнакомых людей), предвосхищает ваши поступки, все время шепчет вам на ухо о ваших неудачах во всем, что вы делаете? Конечно нет. Почему же тогда многие люди так поступают по отношению к самим себе? Почему мы умаляем свои возможности и ругаем себя, подчеркиваем свои недостатки, извиняемся за свои способности и успехи?

Позитивное ожидание — это не взгляд на мир сквозь розовые очки или пребывание в блаженном неведении. Оно предполагает работу над собой, развитие оптимистического взгляда на события и результаты своих действий: ведь вы их планировали, вы подготовились к ним и воспитали в себе сопутствующий успеху склад ума! У вас конечно же будут ошибки или неудачи: они тоже служат хорошей наукой. Однако на чем мы концентрируем свое внимание, то и становится нам ближе. Когда мы фокусируемся на желаемом результате, мы создаем искомые условия и работаем над осуществлением своих планов. Страх, сомнение и беспокойство наполняют наше сознание отрицательными эмоциями и подсознание саботирует наши действия по осуществлению желаний.

5. '''Термостат и термометр'''. Термостат — это бытовой прибор, принцип действия которого часто понимают неправильно. Термостат поддерживает определенную температуру, которую выбирает пользователь. Если термостат установлен на температуре 23С, а температура в комнате 27С, он дает команду кондиционеру включиться и работать до тех пор, пока температура не понизится до 23х градусов. Если в комнате слишком холодно, тепло будет поступать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая температура.
Распространенное заблуждение заключается в том, что этот процесс можно ускорить корректировкой. Если в комнате температура 27 градусов, а термостат установлен на отметке 23 градуса, его корректировка и установка на отметку 21 градус не приведет к более быстрому снижению температуры в комнате до 23 градусов. Люди часто занимаются такой неправильной эксплуатацией термостата и не добиваются желаемой температуры.

Такую «разгонку термостата» многие люди практикуют и в своей жизни. Мы делаем резкое колебание в одну сторону и, разочарованные отсутствием быстрого желаемого результата, делаем столь же резкий крен в другую сторону. С термостатом так нельзя достичь нужной температуры. В жизни то же самое: если нет терпения пройти весь путь к цели, эта цель никогда не будет достигнута.

Термостат используется для установки и регулирования температуры в комнате. Термометр предназначен только для снятия показаний температуры. Термостат активен и стимулирует перемены. Термометр только отражает происходящее, никоим образом даже не стараясь влиять на него. Так и многие люди хотели бы изменить свою среду или окружение, но вместо этого они, как термометр, лишь отражают ее.

У некоторых людей есть такое явление. Человек достигает успеха, добивается большего признания, начинает зарабатывать на порядок больше денег или получает более высокие должности. Однако эти достижения выходят за пределы его зоны комфорта, и вскоре он саботирует свой успех; часто бессознательно ищет возможность вернуться в свою первоначальную среду. Включается термостат страха, сомнений и беспокойства. Он отбрасывает человека назад, в его зону комфорта. У многих таких людей были удивительные таланты и способности. Однако когда они начинали достигать реальных успехов, они «подставляли» сами себя, стремились избежать этого успеха, потому что это изменяло привычный и удобный для них «настрой термостата».

Если вы внутренне убеждены, что вы — недостойный успеха ленивый и глупый неудачник, ваше подсознание не будет двигать вас к вашей цели. Может быть вы и продвинетесь немного вперед, но уже через несколько недель ваша внутренняя неуверенность вновь вернет вас к исходной отметке, на которую настроено ваше подсознание.

6. '''Самодисциплина — ваша сила и опора'''.
За все нужно платить. У вас есть выбор: заплатить за успех сразу, один раз: планомерной дисциплиной, постоянными усилиями и решительными действиями. Или же платите за неудачу всю жизнь мелкими отдельными взносами. Самодисциплина дается нелегко. Процесс этот трудный, но он дает результаты. Отсутствие самодисциплины — это легкий процесс, но результатов он не приносит. Только самодисциплина даст вам возможность постепенно, по возрастающей продвигаться к своим целям.

7. '''Создание и развитие своих ресурсов для достижения целей'''. Было бы хорошо поручить кому-то вместо себя добиваться для вас результатов. Но такого не бывает в реальной жизни. Научитесь программировать свой термостат, влиять на свою внутреннюю и внешнюю среду, позитивно смотреть на мир и события, добиваться самодисциплины — и тем самым вы создадите для себя могущественную силу, которая будет двигать вас вперед и вознесет вверх.


== Организационный оптимизм ==

[[Image:WujhztQjuGMm.jpg |right]]
Военные сражения часто выигрывают армии с меньшим числом и худшим вооружением, если их командиры сумели поднять дух солдат, вызвать у них чувства, усиливающие их стремление к победе: доблесть, отвагу, ярость. Многократно замечено и в спорте, что команда выигрывает не только благодаря лучшей технике игры и толковым тренировкам, но и потому, что испытывает кураж, задор в игре.

Давно известно, какой источник результативности таится в настроении солдат и спортсменов. И какие силы, средства тратятся на то, чтобы его поднять, поддержать: артисты, лозунги, награды. И наоборот. Почему проиграли? Как-то вот настроения не было. Ну, не было — и все тут. Оттого и не клеилось. И все с пониманием вздыхают.

Не так ли бывает и с детским лагерем?

Детский лагерь имеет свою индивидуальность, душу. И в этом смысле он подвержен смене эмоциональных состояний, в обиходе называемых '''настроением''': от радостного энтузиазма до апатии и даже отчаяния. Коллективное настроение, в отличие от индивидуального, распределено неравномерно по по детским микрогруппам, отрядам, по возрасту и полу детей или вожатых.
Поэтому речь идет о доминирующих группах, определяющим образом влияющих на деятельность в детском лагере.

В отличие от индивидуального, ''коллективное настроение более устойчиво'', не так быстро меняется. Зато создать его труднее, чем индивидуальное.

Эти коллективные настроения бывают длительными, относительно постоянными или же ситуативными, краткосрочными взлетами, падениями групповых эмоций.

Энергетика детской летней программы: как выработать ее, сохранить, усилить?
Вожатый провел в своем отряде треннинг по командообразованию. Отношения между его подопечными сразу улучшились, и отдохнули хорошо. Следующие дни его детская группа прожила в приподнятом настроении. Потом опять наступает спад настроения.

''Настроения задают эмоциональный тонус детского коллектива'', который существенно сказывается на его деятельности. Но это если эмоциональный тонус детской группы высок — ее настроение на подъеме. А если нет, и все наоборот? И ресурсов достаточно, и идеологемы привлекательны, и установки даны, и кодекс выстроен, и нормы вполне позитивны, а жизни — нет... Ваши подопечные вялы, речи их тусклы. Все делается на нижнем уровне исполнения. Тогда тем более необходимо понять и изменить ситуацию, ибо такое настроение способно разрушить оргкультуру вашей детской группы, ослабить управляемость ей.

По наблюдениям, '''хорошее организационное настроение складывается из двух составляющих''':
# '''делового оптимизма''', т.е. уверенности коллектива в успехе планируемых действий, доверия к вожатому и ровесникам. Оптимизм в детской группы достигается через предложение образа ее желаемого будущего ( vision), вдохновляющего ваших подопечных; очередными достижениями отряда хоть в чем-нибудь; личными качествами лидеров вашей детской группы;
# '''радостных событий''', т. е. эмоционального возбуждения, возникающего на коллективных мероприятиях, а также при публичной оценке достижений как отдельных ваших подопечных, так и детских микрогрупп и т. д.


Понятно, что настроение ВДК обычно связан с его жизненным циклом: оно выше на этапе его роста и ниже при старении. Связано оно и с общим положением дел в детском лагере, с личным составом ваших подопечных, их сравнительной самооценкой своего положения и перспектив. Но особенно '''коллективное настроение зависит от качества управления отряда вожатым и соуправление его вашими подопечными''': это и слаженность деятельности, и четкость функций, и позитивная мотивация.

Бывают устойчивые, длительные состояния у ВДК с высоким эмоциональным тонусом. Есть детские группы, принадлежностью к которым гордятся, где деловой оптимизм умеют сочетать с радостными событиями. Наверное, можно говорить даже о сангвиническом темпераменте таких ВДК (как и о меланхолическом — других).

Итак, зададимся вопросом: '''как формировать деловой оптимизм и создавать радостные события?''' Какова же '''последовательность действий'''?
# Намечено содержание события, точнее говоря, решено это содержание превратить в событие, обогатить его соответствующим настроением.
# Создано ожидание важного события.
# Состоявшееся событие внесло деловой оптимизм и завершилось эмоциональным подъемом.
# Новое ожидание, но не появления события, а участия в нем, создания его.
# Событие состоялось и снова было усилено эмоциональным событием.


Положительные эмоции, как витамины, укрепляют здоровье организации, активизируют в ней необходимые процессы, повышают ее жизнеспособность.

Какие же '''виды организационного настроения''' существуют?
* '''''паника''''': при кризисе, разрушении ВДК из-за ошибок вожатого;
* '''''уныние''''': т. е. усталость от неудач, демотивирующего стиля руководства вожатым, бесперспективности и бессилия ваших подопечных изменить что-либо;
* '''''тревожность''''': при неопределенности, непонятных слухах, ужесточении требований вожатых к своим подопечным;
* '''''равнодушие''''': когда каждого ребенка интересует только его собственное положение, нет внимания к общеорганизационным делам и делам ровесников;
* '''''надежда''''': отличается ожиданием новых шансов, настроенностью на улучшения в деятельности ВДК и, как правило, в положении многих детей в нем; появляется от принятых к реализации позитивных инициатив вожатого, влиятельных лидеров детского коллектива;
* '''''уверенность''''': спокойная деловитость, чувство достаточного благополучия, благоприятное отношение к будущему ВДК и своему месту в нем;
* '''''подъем''''': энергичная активность детей в деятельности, позитив в отношениях, много творческих предложений;
* '''''энтузиазм''''': возбуждение эмоций по поводу радостного события или многообещающей перспективы; готовность делать больше обычного даже ценой напряженных усилий, жертвовать личным временем.

Нетрудно заметить, что среди этих восьми видов организационных настроений '''устойчивыми''' являются только ''равнодушие и уверенность'', остальные же — '''кратковременны''', хотя ''уныние, тревожность и подъем'' могут длиться относительно долго. Вожатые чаще, конечно, стремятся к достижению в своих детских группах состояния «''уверенность''».

Но если организационное настроение близко к ''унынию'', то изменить его можно через достижение надежды, и, даже минуя на какое-то время ''уверенность'', выйти на ''подъем'', а то и на ''энтузиазм''. А уже потом войти в желаемое настроение «''уверенность''».

Найдите свою детскую группу на этой «шкале настроений». Пусть то же самое сделают другие вожатые, да и сами дети.
Сопоставьте их оценки. И если на «шкале оргнастроений» вы отметили первые четыре пункта, вам надо поработать над источниками делового оптимизма и радостных событий.
В случае же появления второй четверки стоит задуматься: как «заземлить» на ту же «уверенность» любое из других настроений вашей детской группы.

Чувства обычно бывают сильнее разума. Именно в их тонких пластах залегают некоторые синергики детского коллектива.

== Структура рационального оптимизма ==

[[Image:FSXin-rFlkYm.jpg |right]]
Система образования и воспитания часто ориентируется на приемы «негативного подкрепления». Родители и учителя внимательно следят за ошибками, которые допускают дети, и при любом удобном случае эти ошибки отмечают. Помимо всех прочих недостатков такого способа воспитания, у детей формируется привычка замечать в себе негативное, упрекать себя самих за совершенные ошибки и винить себя в неверных решениях.
Следствием «центрированного на негативном» способе воспитания может стать пессимизм и беспомощность детей.


Мы же поговорим о вожатском оптимизме (ибо иное, применительно к вожатым просто не будет работать)

Данное понимание оптимизма возникло в ходе наблюдений причин формирования «выученной беспомощности». В ходе этих наблюдений обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые подопечные дети оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, свяжем с понятием оптимизма. Предположим, что приобретенный в «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям. Точнее говоря, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, склонных к формированию выученной беспомощности.

Суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде (''локально во времени, локально в пространстве и по вине обстоятельств'').

Пессимистичным можно назвать мысли следующего характера: ''неприятности распределены во времени, встречаются во многих точках пространства, происходят потому, что сам какой-то не такой''.

Именно через ''стиль атрибуции'' (приписывания) «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта ''преуменьшается'', в случае пессимизма — ''преувеличивается''.

Определив таким образом ключевые характеристики оптимизма, мы сможем найти и очень надежный способ оценки степени присущего вашим подопечным оптимизма по их высказываниям, а также сможем оценить степени оптимизма / пессимизма.

Оптимистичные дети (да и их вожатые) имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, что для нас особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.


Оптимизм

{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
!Успехи ||Неудачи
|-
|'''Приписываются себе'''. ( Это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а), все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания). ||'''Приписываются стечению обстоятельств'''. ( Просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей).
|-
|'''Широко в пространстве'''. ( При любых обстоятельствах, если захотеть и постараться, успех обеспечен. В любом месте, в любой стране). ||'''Локально в пространстве'''. ( Просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия).
|-
|'''Широко во времени'''. ( И раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением). ||'''Локально во времени'''. ( Время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз).
|}


Пессимизм
{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
!Успехи ||Неудачи
|-
|'''Приписываются стечению обстоятельств'''. ( Просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей). ||'''Приписываются себе'''. ( Это произошло закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам(а), и сам(а) виноват(а)).
|-
|'''Локально в пространстве'''. ( Просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия). ||'''Широко в пространстве'''. ( При любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены).
|-
|'''Локально во времени'''. ( Время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет). ||'''Широко во времени'''. ( И раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением).
|}


Вот инструкция, которая дает ребятам право выбора, право самим определить, что для них хорошо, а что плохо: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в нашем детской отряде. » … Далее четкий распорядок дня с указанием степеней свободы и выбора детей.

А вот инструкция, которая лишает детей возможности влияния, хотя и реализовывала идею абсолютной заботы о них: «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашем детском отряде. » … Далее просто жесткий распорядок дня.

Таким образом, получалось, что обитатели одного детского отряда могут сами распоряжаться своей жизнью; сами выбирать то, что для них хорошо. На другом же отряде дети получают те же блага, но без возможности влиять на них

Практика показывает, что группа с правом выбора оказывается более активной и счастливой. В ней у детей лучше настроение и здоровье.

Иными словами, '''''дети становятся оптимистами, если у них есть возможность самим делать выбор в пользу того, что им доставляет удовольствие, и обращают внимание на собственные успехи'''''.



'''Стресс и неудачи — основа успеха'''

Наверное, не самым лучшим вариантом будет полное игнорирование неудач и трудностей. Более того, сами неудачи и трудности могут стать источником удовольствия, если мы научимся переформулировать их в новые достижимые цели и решаемые задачи.

Ошибки и неудачи становятся факторами успеха, если из них удается вывести простое и выполнимое правило на будущее или выполнимую задачу.

Самоподкрепление (как и самоконтроль) — метод, довольно широко используемый в рамках когнитивной поведенческой психотерапии. Как явствует из названия, суть метода состоит в том, что ребенок сам дает себе позитивное или негативное подкрепление каждый раз, когда ему удается достичь некоторой цели или решить жизненную задачу.


'''Позитивная оценка развития'''

Существует два кардинально различных способа оценки прогресса в достижении личных целей. Различие состоит в первую очередь в эмоциях, которые эти способы обычно порождают.

Обычно дети ставят перед собой труднодостижимые цели, выбирают идеальное для них состояние или образ и начинают предпринимать усилия по достижению этого образа или состояния. Конечно, они на каждом шагу обнаруживают существенное различие между собой и идеалом. Поскольку отличие это будет не в лучшую сторону, то ваши подопечные расстроятся и их энтузиазм постепенно сойдет на нет. Но даже если этого не произойдет, то сам процесс достижения идеальной цели станет процессом малоприятным и энергозатратным.

Такой способ оценки процесса и результата развития крайне малоэффективен, но очень широко распространен в современном обществе. Истоки его мы видим в «карательном» стиле воспитания и управления детским коллективом.

Второй способ реже встречается в повседневной жизни, но очень широко используется в поведенческой психотерапии. Он основан на фиксации и подкреплении всех изменений в направлении идеальной цели, произошедших с момента последней оценки. Ребенок сравнивается не с идеалом, а с самим собой, таким, каким он был вчера.

При таком подходе даже минимальные усилия и изменения становятся поводом заключить, что движение по направлению к конечной цели уже происходит и порадоваться этому. Иными словами, внимание при такой процедуре привлекается к любым положительным изменениям в них самих и в окружающих вне зависимости от степени и размера этих изменений.



[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]