31 385 байт добавлено
, 08:56, 31 августа 2012
м[[Image:8ogonekm.jpg |right]]
=Знакомство=
Предложите три ключевых слова, характеризующие Вас:
* Светлана: активная, умеющая слушать, внимательная
* Ольга: упорная, любознательная, активная
* Валентина: Стрелец, Лошадь, стремящаяся быть пофигисткой
* Дмитрий: спокойный, уверенный, любознательный
* Николай: отзывчивый, добрый, неконфликтный
* Олег: эмоциональность, оригинальность, скромность
* Михаил: ответственность, коммуникабельность, чувство юмора
* Инна: стремление к сотрудничеству, поиск, творчество
* Марина: жизнерадостная, любимая, идущая вперед
=Определение темы, цели тренинга=
* Определить понятие "критическое мышление"
* Научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности
=Ассоциации с понятием «Критическое мышление» (Работа в группе)=
Выберите 3 ключевых положения, характеризующих понятие "Критическое мышление".
=Определение понятия «Мышление»=
*работа в парах с текстом [[Мышление]], подчеркнуть ключевые слова
*составление логических цепочек
*работа в четверках - обсуждение работы и выбор одного варианта
*афиширование результатов
=Определение понятия «Критическое»=
*работа с текстом [[Критическое]], подчеркнуть ключевые слова
*афиширование
=Определение понятия «Критическое мышление»=
*индивидуалная работа, используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»
*обсуждение в четверках - выбор одного варианта
*составьте кластер «Характеристика критического мышления»
<gallery>
Изображение:12_TreningKM.jpg
Изображение:13_TreningKM.jpg
Изображение:14_TreningKM.jpg
</gallery>
*прочтите текст [[Критическое мышление]] и маркером другого цвета дополните, скорректируйте кластер
*афиширование
*составление [[Денотатный граф|Денотатного графа]] «Критическое мышление»
*афиширование
<gallery>
Изображение:15_TreningKM.jpg
Изображение:16_TreningKM.jpg
Изображение:17_TreningKM.jpg
</gallery>
*письменная рефлексия:
*#''Что нового узнали о понятии «критическое мышление»''
*#''Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие "Критическое мышление"''
*#''Что Вам мешало в тренинге''
=Задание «Качество информации»=
*Познакомьтесь с приемами, помогающими проанализировать и оценить качество информации:
*# Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений.
*# Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно.
*# Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения.
*# В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили?
*# Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности?
*# В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям?
*# Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению?
*# Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности?
*# Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов?
*Познакомьтесь со статьей [http://www.jur-jur.ru/articles/articles129.html В. Рогачева «Тайны Бермудского треугольника»]
*Проанализируйте статью, используя приемы анализа и оценки качества информации.
*Постарайтесь так организовать работу в группе, чтобы успеть выполнить задание за 10 минут.
*Что вы можете сказать о прочитанной статье? Запишите мнение группы и приготовьтесь поделиться вашим анализом с другими группами.
*Какую стратегию вы использовали для того, чтобы выполнить задание в отведенное время?
*Как можно воспользоваться предложенной схемой при планировании проекта детьми? Для каких видов работ она больше всего подходит?
=Значение вопросов для развития критического мышления=
==Текст А==
'''Таксономия''' указывает на шесть областей применения критического мышления.
# '''Овладение знаниями''' как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.
# '''Осмысление (понимание)''' — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).
# '''Применение''' — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).
# '''Анализ ''' — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).
# '''Обобщение (синтез)''' — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей
аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).
# '''Оценка''' — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).
{| class="standard" border=1
|-
!''' Навыки '''||'''Содержание||'''Что делает подросток'''||'''Глаголы-действия'''
|--
|Знание||Определяются знания, которыми владеют ребята, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:
*устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;
*устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции
||Впитывает, запоминает, узнает||Назови, расскажи, перечисли
|--
|Осмысление (понимание)||Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания:
*имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;
*проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;
*осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;
*чтение текста и отбор основных идей;
*переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;
*определение материала для цитирования;
*участие в дискуссиях;
*участие в электронных конференциях, форумах и пр.;
*консультации с экспертами
||Объясняет, переводит, демонстрирует||Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни
|--
|Применение||Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:
*изучаются содержание и организация информации;
*разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;
*определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию
||Решает проблемы, демонстрирует знания||Примени, используй, продемонстируй, объясни, выбери, интерпретируй
|--
|Анализ||Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:
*изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;
*анализируются структура и логика приводимой аргументации;
*распознаются предубеждения, обман, манипуляции;
*рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации
||Анализирует,обсуждает,раскрывает||Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните
|--
|Обобщение (синтез)||Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:
*устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;
*первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;
*рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;
*определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения
||Обобщает, формулирует, планирует||Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
|--
|Оценка||Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:
*определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;
*определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;
*делаются выводы, заключения на основе собранной информации;
*определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;
*новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;
*отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы
||Обсуждает, оценивает, выбирает||Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное
|--
|}
<gallery>
Изображение:Znanie Blum.jpg
Изображение:Ponivanie Blum.jpg
Изображение:Primenenie Blum.jpg
Изображение:Analiz Blum.jpg
Изображение:Cintez Blum.jpg
Изображение:Ocenka Blum.jpg
</gallery>
''Слайды из адаптированного тренинга [http://letopisi.ru/index.php/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B,_2003-2005 "Искусство задавать вопросы"...]''
==Задание «Определить тип вопроса»==
[[Image:2f3b23c3502bm.jpg |right]]
{| class="standard" border=1
|-
!''' Вопросы '''||'''Навыки'''
|--
|Приведите пример…?||Понимание
|--
|Каким образом можно…?||.
|--
|Что случится, если…?||.
|--
|Что подразумевается под…?||.
|--
|В чем сильные и слабые…?||.
|--
|На что похоже…?||.
|--
|Что мы уже знаем о…?||.
|--
|Каким образом…влияет на…?||.
|--
|Каким образом… связано с …?||.
|--
|Объясните почему…?||.
|--
|В чем смысл…?||.
|--
|Почему важно…?||.
|--
|В чем разница между… и …?||.
|--
|Чем похожи…?||.
|--
|Как можно приеменить в…?||.
|--
|Какой аргумент можно…?||.
|--
|какой аргумент является…?||.
|--
|каким могут быть…?||.
|--
|Сравните… и… на основании…?||.
|--
|Что, на ваш взгляд,…?||.
|--
|Согласны вы с …?||.
|--
|Чем вы можете…?||.
|--
|Как, по вашему мнению …?||.
|--
|}
==Задание «Задайте вопросы»==
*В составе группы выберите сказку («Колобок», "Курочка Ряба" или «Репка») и придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному.
*Какие вопросы вам было легко сформулировать?
*Какие вопросы вызвали трудности и почему?
*Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему?
*Какую роль в обучении играют вопросы высоко и низкого уровней?
*Когда их использование обосновано и эффективно?
==Задание «Великие открытия и изобретения»==
* '''Шаг 1.''' В группах методом мозгового штурма в течение 3 минут найдите ответы на следующий вопрос: Какие 3-5 методических приемов на тренинге оказали, на ваш взгляд, наибольшее (позитивное или негативное) влияние на Ваш интелектуальный рост?
* '''Шаг 2.''' Выберите из вашего списка один методический прием и в течение 3 минут приведите 3 примера позитивных последствий для вашей деятельности.
* '''Шаг 3.''' В течение следующих 3 минут, работая в той же группе, приведите 3 примера негативных последствий этого же приема.
* '''Шаг 4.''' Имея в виду тот же или другой методический прием из вашего списка, в течение 3 минут обсудите ответы на следующие вопросы: Необходимо ли ближайшем будущем, на ваш взгляд, освоение некоторых новых педагогических технологий, методов, приемов? Почему?
* '''Шаг 5.''' Что вы заметили в организации порядка вопросов? Как первая группа вопросов помогла вам в обсуждении последнего вопроса?
==Запишите идеи за данный треннинг==
*Надо правильно задавать вопросы, соблюдая последовательность
*Важно применять критическое мышление в жизни
*Критическое мышление эффективный метод развития личности
*Задавать вопросы - это искусство
*Стремиться точно знать и соблюдать методику приемов и технологий
*Толерантность в воздухе витала
*Сначала думать!
*Задавать вопросы: зачем, почему и как
*Критическое мышление необходимо современному человеку. Надо учиться мыслить критически
=Вспомните этапы проекта=
*индивидуальная работа
*обсуждение в группе
*коллективное обсуждение
*знакомство с информацией об этапах проекта
*корректировка записей
=Этапы проекта=
# '''Подготовительный этап'''
#*Тема
#*Выделение проблемы, постановка целей и задач
#*Планирование работы в группе
# '''Продуктивная работа'''
#*Поиск информации
#*Анализ и оценка полученной информации
#*Обработка материала
#*Обобщение, анализ, выводы
# '''Оценка и поощрение'''
#*Экспертная оценка
#*Представление и защита проекта
#*Поощрение
=Постановка проблемы=
==Методические приемы==
*Познакомьтесь с одним из методических приемов определения проблемы
*Проанализируйте прием по следующей схеме:
{| class="standard" border=1
|-
!'''Что?'''||'''Как? (алгоритм)'''||'''Зачем?'''||'''Где?'''
|--
|[[Ранжирование]]||
*«Мозговой штурм» - выдвижение проблем
*Ранжирование проблем по степени важности
*Сопоставление вариантов в группе
*Аргументация точки зрения
*Выбор оптимального варианта
||
Учит:
*анализировать и оценивать
*определять критерии
*аргументировать
*сотрудничать
*рассматривать различные точки зрения
*выдвигать идеи
||На любом этапе проекта
|--
|[[Пирамида приоритетов]]
||
*Ставим задачу
*Что мы знаем о проблеме?
*Называем варианты решения
*Анализируем варианты
*Формируем критерии и причины выбора
*Анализируем варианты
*Формулируем критерии и причины выбора
*Анализируем последствия
*Самоконтроль
||Помогает ребятам научиться выстраивать приоритеты при принятии решений
||При распределении ролей, при подборе материала, при защите проекта
|--
|[[Концептуальные таблицы]]
||
*Заголовок - проблемный вопрос
*Строки - составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления
*Столбцы - объекты или процессы
||
*для анализа проблемы
*для систематизации информации, выявления существенных признаков, изучаемых явлений, событий
||На этапе постановки и исследования проблемы
|--
|[[Стратегия IDAL]]
||
*Формулировка проблем
*Выдвижение гипотез
*Определение того, что еще надо узнать, определить
*Выбор, формулировка направления деятельности
||Актуализация, планирование
||На этапе постановки проблемы, анализа проблем
|--
|}
==Задание "Анализ проблемы в проекте"==
*Проанализируйте предложенный проект с точки зрения анализа проблемы.
*Спланируйте этот этап используя один из методических приемов
*Представьте изначальный вариант проекта и результаты вашей работы
'''Критерии для оценки работы групп'''
*Насколько полно проанализирована проблема?
*Что вы можете преложить?
*Какие изменения произошли в проекте?
=Анализ информации=
Коллективная работа всей группы с тренером по знакомству с [[Метод морфологического ящика|методом морфологического ящика]]
'''Вопросы для обсуждения:'''
* Какие задачи при планировании проекта можно решить, используя [[Метод морфологического ящика|метод морфологического ящика]]?
'''Задание'''
* Проанализируйте информацию предложенным методом, внесите изменения в проект
* Представьте результат
=Обобщение, анализ, выводы=
[[Изображение:Bubblus_cxema_proekt.jpg|right|thumb|Схема планирования проекта]]
* Целеполагание в проекте (представление образа)
* Схема, которую можно использовать при планировании проекта в качестве матрицы
* Разработайте этап планирования проекта
* Оцените результат. Используйте кластер "Характеристика критическго мышления".
* Насколько то, что вы получили в результате соответствует задуманному? Нет ли лишних деталей, которые уводят в сторону?
* Скорректируйте работу по результатам оценки
* Представьте результат
=Дополнительные материалы=
*[[Алгоритм принятия решений]]
*[[Фасилитация]]
*[[Создание безопасной обучающей среды]]
*[[Работа с вопросами]]
=Полезные ссылки=
*[http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо 1]
*[http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо 2]
*[http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200302802 Развитие критического мышления. Апробация технологии]
*[http://www.eidos.ru/journal/2000/0107-02.htm Мозговой штурм]
*[http://psyfactor.org/uspeh5.htm Эффективное общение: Как надо и как не надо слушать]
*[http://psyfactor.org/lib/stereotype1.htm Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации]
*[http://psyfactor.org/conflict.htm Как управлять конфликтом]
*[http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212430 Таксономия Блума. Урок алгебры по теме: "Логарифмические уравнения"]
*[http://www.trialog.ru/library/scipubl/OrlRogFr.rtf Предисловие научного редактора к монографии Карла Роджерса «Свобода учиться»]
*[http://scholar.urc.ac.ru:8002/LANG=ru/courses/Technology/task1.html.ru Обучение в сотрудничестве]
*[http://www.sgu.ru/ie/ped/sotr/ Сотрудничество в игре и на уроке: психолого-педагогические материалы к педагогической практике студентов]
*[http://www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/213378.html Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров]
[[Category:Игры]]
[[Category:Программа Путь к успеху]]