Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:1529262m.jpg‎ |right]]
[[Image:Qaz35m.jpg‎ |right]]
[[Image:Classe-de-decouverte-id807m.jpg‎ |right]]
[[Image:IMG_3255m.jpg |right]]
[[Image:S640x480iiiiiii.jpg‎ |right]]
Необходимость создания тезауруса возникла в связи с многообразием толкования понятий разными педагогами, разным уровнем
профессиональной подготовки педагогического коллектива лагеря.

Это приводит к тому, что мы по-разному относимся к точности и достоверности заявляемых нами идей и результатов педагогической
деятельности. При составлении словаря использовались как общепринятые психолого-педагогичесие понятия и термины, так и понятия, отражающие специфику временного детского коллектива. Все
статьи словаря расположены в алфавитном порядке.

'''Адаптация''' — приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий; различают физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.

'''Адаптация физиологическая''' — длительный процесс приспособления функциональных систем детского организма к
Природно-климатическим условиям, к новому режиму питания,
сна и бодрствования. Адаптивные возможности подросткового
организма ограничены, поэтому необходимы дозированные физические нагрузки в индивидуальном подходе к каждому подростку, источником информации служат результаты углублённого
медицинского осмотра детей, консультации медицинских работников лагеря. Практически
физиологическая А. длится в течение всей лагерной смены.

'''Адаптация социально-психологическая''' — эмоционально-чувственное приспособление психики подростка при включении
его в новые социальные условия проживания во временном детском коллективе лагеря. Скорость протекания зависит от мотивации приезда в детский лагерь, заинтересованности, погруженности в жизнь детского коллектива, от условий, созданных педагогом-организатором для быстрого включения подростка в жизнь
коллектива. Зависит от создания атмосферы доверия, заботы и защищённости в оргпериод смены. Первичная социально-психологическая адаптация наступает на 4–6-й день смены, 10–12-й
день — кризис взаимоотношений и общения, 18–21-й день — кризис возвращения домой. Средством стимулирования социально-психологической адаптации служит система единых педагогических требований, выработанная в педколлективе детского лагеря.

'''Адаптивность''' — способность подростка к адаптации. Носит индивидуальный характер для каждого и зависит от социального опыта подростка и возможностей его организма и психики. Формируется за счет волевой сферы и особенностей характера подростка. Адаптивность — состояние активности;
характеристика тенденции соответствия или несоответствия
между целями и достигаемыми результатами активности подростка. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность — в рассогласовании целей и результатов.

'''Актуализация личности''' — принцип гуманистической педагогики, реализуемый в индивидуальном подходе к подростку
как субъекту педагогической деятельности. Основой реализации этого принципа является знание об индивидуальных, возрастных и психологических особенностях подростка и создание
условий для его быстрого включения в жизнь детского коллектива на базе положительных проявлений его характера, способностей и опыта поведения, отношений и общения.

'''Актуальность''' (педагогическая) — соответствие целей и содержания педагогической деятельности вожатого отряда целям
и задачам деятельности педагогического коллектива детского
лагеря. Определение целей и содержания деятельности вожатого должно также соответствовать его профессиональному опыту
и возможностям, целесообразности выбора средств педагогической деятельности. Конкретизируется и уточняется на собеседовании с администрацией детского лагеря, на педагогических советах и совещаниях педколлектива. Анализируется в педагогическом дневнике вожатого.

'''Безопасность жизни и здоровья ребенка''' — основной и безусловный принцип работы вожатого детского лагеря. Регламентируется «Положением об охране жизни и здоровья детей»,
инструкциями и нормативными актами администрации детского лагеря. Отдельные положения изложены в Конвенции и Декларации ООН о правах ребёнка. В задачу педагогического коллектива входит обучение подростков элементарным способам и
правилам самообеспечения безопасности жизни (курс ОБЖ),
оказание первой медицинской помаши, поведения в экстремальных и кризисных природных ситуациях.

'''Временный детский коллектив''' — группа подростков,
объединенных в целях организации их жизнедеятельности в
условиях детского лагеря. Специфические особенности ВДК:
сборность, автономность (от влияния прежнего социума); интенсивность всех видов деятельности (в т.ч. общения); краткосрочность существования (21–45 дней). Каждая из особенностей открывает дополнительные возможности в деятельности
вожатого, в реализации личностно-ориентированного подхода
к детям. Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряжённости отношений, конфликтности. В своём развитии может пройти стадии: образование, функционирование,
развитие, стагнация, регресс, распад. К процессам ВДК относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений,
правил и ценностей; формирование функционально-ролевой
структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы и т.д.

'''Воспитание''' — целенаправленный процесс создания разнообразных социальных, педагогических, витальных (жизненно
важных) условий для освоения (овладения) человеком норм,
требований, принципов, ценностей отношений к себе и окружающему миру, взаимодействия с другими людьми и окружающим
миром, деятельности, эталонов поведения, направленный на
развитие личности человека, его ценностного мировоззрения с
учётом его индивидуальности и уникальности опыта. Это субъектно субъектный процесс взаимодействия ребёнка (человека)
с социумом и сложившейся культурой общества, организатором
которого с одной стороны является педагог (или педагогическая
система), с другой — сам воспитанник.

'''Взаимодействие''' — согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Есть связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания
педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей субъектов
взаимодействия — предметно-практических и психологических.

'''Взаимодействие педагогическое''' — основа реализации
любого педагогического процесса в субъект-субъектных отношениях участников процесса.
Обеспечивается в следующей
структуре:
# Создание комплекса педагогических условий (педагог).
# Стимулирующие проявления поведенческой и деятельной активности воспитуемых (ребёнок, детская группа, детский коллектив).
# Обратная связь о результатах влияния на подростка (педагог)
# Рефлексия результатов взаимодействия (педагог-ребёнок).
# Коррекция целей и содержания дальнейшего взаимодействия.

'''Гуманистическая педагогика''' — одно из направлений педагогики, рассматривающее ребенка как основной смысл, цель и результат любой педагогической системы. Основоположниками этого направления были Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
С.И. Гессен. В советский период практические идеи гуманистической педагогики были разрушены. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский пытались в своих трудах подчеркнуть их значимость для воспитания гражданских, коллективистских позиций подрастающего
поколения. Возрождение идей гуманизма в педагогике начинается
в конце 50-х — начале 60-х годов в трудах И.П. Иванова, С.А. Шмакова, Ю.П. Азарова и др. Стремительному развитию идей гуманистической педагогики способствовали исследования В.П. Бедерхановой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана и др.
Идеи гуманистической педагогики, привнесенные в пионерские детские лагеря, всегда лежали в основе
воспитательной деятельности на протяжении всей их истории, бережно сохранены и развиваются в деятельности большинства современных детских оздоровительных лагерей.

'''Группа референтная''' — реальная или условная социальная
общность (5–8 человек), с которой индивид соотносит себя как
с эталоном, и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он
ориентируется в своем поведении и самооценке. Процесс организации референтной группы объективен в условиях ВДК, подобные группы могут образоваться как внутри отряда, так и за
его пределами. Задача воспитателя — способствовать созданию
референтных групп по гуманноценностному признаку в противовес авторитарно-диктаторскому.

'''Группа риска''' — термин социальной педагогики для обозначения групп подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях жизни и испытывающих
те или иные формы социальной дезадаптации, проявляя различные формы асоциального поведения.

'''Деятельность''' — философская, социологическая, психологическая, педагогическая категория, явление, изучаемое всеми
гуманитарными науками; взаимодействие человека и группы, в
процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Деятельность осуществляется по схеме «субъект — объект», причём в качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта — предмет
(тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (тогда это общение). По своей сущности деятельность — высшая,
свойственная только человеку или группе форма активности.
Психологическая динамическая структура деятельности подростка: мотив — цель — интерес — потребность — объект — способы — действия — результат.

'''Деятельность педагогическая''' — целенаправленный процесс управления и организации деятельностью воспитанников
или коллектива, направленный на воспитание и развитие подростков. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога. Компоненты педагогической деятельности: конструктивный; гностический; коммуникативный; организаторский; прикладной.

'''Групповая деятельность''' — социально-психологический
феномен, продукт общения и взаимодействия группы подростков (ВДК), не равный механической сумме деятельности людей,
входящих в группу. Имеет следующий иерархический ряд видов, различаемых в основном по их целям: коллективная (от общих интересов), совместная (уборка территорий, оформление и
т.д.), деятельность вместе (огонёк, вечер легенд и т.д.), одновременная (урок в школе, занятие в школе «Лидер» и т.д.). В основе организации групповой деятельности подростков в пионерских детских лагерях была принята методика коллективно-творческой деятельности.

'''Деловая игра''' — педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях
обучения и развития подростков, т.е. в целях приобретения ими
способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.

'''Дисциплинированность''' — волевое свойство личности подростка, проявляющееся как состояние, благодаря которому он
действует по законам, нормам и правилам, принятым им на сознательном уровне. Дисциплинированность относится к волевым навыкам, становясь в своей высшей форме привычной.
Средствами формирования Д. в условиях детского лагеря становятся законы и традиции, система единых педагогических требований, органы самоуправления, интересная и разнообразная
деятельность подростка и детского коллектива.

'''Дело''' (коллективно-творческое) — средство педагогической деятельности, направленное на решение комплекса педагогических задач, на реализацию конкретного содержания деятельности детского лагеря. Лежит в основе методики коллективно-творческого
воспитания, основанная на принципах заботы о человеке, заботы о коллективе и окружающем мире. Коллективно-творческое дело — только фрагмент в работе вожатого, но методика его подготовки и
проведения имеет завершённую логику, которая состоит из:
# ''Педагогического целеполагания'': определения целесообразности предполагаемого дела, задач, которые оно поможет решить, метода, которым оно будет готовиться (инициативная, творческая группа, микрогруппа в отряде, совет дела); главного в его содержании.
# ''Коллективного выдвижения идей'' предстоящего дела. Девиз этого этапа — «От предложения каждого к общему делу!». Завершается коллективным утверждением наиболее понравившейся всем идеи и выдвижением ответственных за его подготовку.
# ''Подготовки дела''. Отбирается содержательный материал, готовится сценарий дела, распределяются поручения между микрогруппами, членами коллектива (оформление, музыкальное сопровождение, театрализация, подготовка места, приглашение гостей и т.д.). Ответственные координируют и контролируют выполнение поручений и принимают решение о дне и времени подготовки.
# ''Проведения дела''. Все становятся участниками дела, т.к. каждый вложил в него частицу своего труда или творчества.
# ''Анализа дела''. Проводится на огоньке или сразу по завершению дела. Его схема проста: мы выдвинули вместе идею; была ли она реализована в деле; что в результате приобрёл каждый; что не совсем получилось, что станет идеей следующего нашего коллективного дела. Хорошо, если вожатый по ходу анализа подчеркнёт успешность организаторов и всего отряда.
# ''Педагогического анализа''. Схема: реализованы ли содержание дела, задачи, которые я ставил; что в результате приобрели в опыте мои воспитанники, кто из них особо выделялся, открылся
для других по-новому; что получил я сам и смогу ли это использовать дальше; какие задачи стоят передо мной на следующем этапе.
Следование этой методике позволит отрядному вожатому
увидеть многообразие возможностей подростков и использовать
это в своей работе.

'''Девиантное''' (отклоняющееся) поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам поведения (пьянство,
курение, наркомания, токсикомания, жестокое отношение к сверстникам, сквернословие, половая распущенность). Чаще всего
они объясняются незавершённостью формирования личности
подростков, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от субкультуры асоциальной группы, сформировавшимися асоциальными привычками. Д.п. у подростков
нередко служит средством самоутверждения во временном детском коллективе, выражает протест действительной или кажущейся несправедливости сверстников и взрослых. В случае обнаружения Д.п. в своем отряде вожатый должен выяснить причины
его появления, проконсультироваться с психологом детского лагеря по мерам коррекции Д.п., в случаях невозможности проведения коррекционной, разъяснительной работы с подростком
(пьянство, наркомания, патологическая жестокость) поставить в
известность начальника детского лагеря, с которым решается вопрос об отправке подростка из лагеря. В любых ситуациях разбор
случаев девиантного поведения носит индивидуальный характер.

'''Договор''' — один из механизмов, организующих субъектсубъектное пространство взаимодействия. Особенно актуален в
реализации подходов гуманистической педагогики. Можно выделить следующие структурные компоненты договорных отношений «педагог — ребёнок», определяемых договором: постоянная проявленность и соотнесённость интересов и ситуативных
смыслов партнеров; нахождение и достижение предмета взаимодействия, который содержит интересы партнёров; реализация и
обеспечение каждым из партнёров ответственности в выстраиваемом взаимодействии.

'''Единые педагогические требования''' — система разработанных и принятых педагогическим коллективом норм и правил жизнедеятельности и жизнеобеспечения подростков в
коллективе детского лагеря, предъявляемых в форме требования к каждому. В их основе законы и традиции, «Положение
об охране жизни и здоровья детей», Устав детского лагеря, режим дня, педагогическая программа детского лагеря на текущую смену. Е.п.т. — фактор формирования нравственных привычек поведения и отношений в коллективе сверстников, создания равноправных отношении в детском коллективе. Их
реализация возможна только через осознанное принятие подростками нравственного смысла каждого требования, что требует от педагога-организатора больших усилий в организационный период. При отсутствии Е.п.т. или неумения предъявить их подросткам вожатый не защищён от сложных
конфликтных ситуаций и кризисов в детском коллективе, то
есть Е.п.т. являются и средством дисциплинирования детей,
формируют атмосферу защиты и защищённости для каждого
участника воспитательного коллектива. Е.п.т. не могут нарушать Конвенцию ООН о правах ребёнка.

'''Здоровье''' — совокупность физического, интеллектуального, психологического, социального и экономического благополучия индивида. Говоря о здоровье, мы чаще всего подразумеваем физическое здоровье человека, вместе с тем все остальные
факторы здоровья до такой степени взаимосвязаны, что нарушение одного или нескольких из них приводит к разбалансированию функциональных систем человека, т.е. к нездоровью, поэтому создание условий для физического, интеллектуального, психологического и социального благополучия подростка в период
смены является одной из ведущих целей деятельности вожатого
и коллектива детского лагеря.

'''Задача педагогическая''' — предполагаемый результат педагогической деятельности, направленный на реализацию педагогической цели смены. Различают задачи:
:• стратегические и тактические,
:• организационные,
:• методические,
:• воспитательные, кратковременные и долговременные.

'''Защита''' — один из важнейших принципов личностно-ориентированной педагогики, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь ребёнку или подростку,
незащищённому и ранимому в критических ситуациях. Это
моральная охрана его от возможного социального зла или
психологического стресса и создание условий для самостоятельного противостояния различным воздействиям и влияниям. Педагогическая защита выступает системой действий
по разрешению проблем и конфликтов, по торможению и прекращению отрицательных воздействий окружения на личность подростка.

'''Идея смены''' — основа формирования содержания деятельности педагога-организатора на предстоящую смену.
Формулируется на основе предыдущего опыта, анализа прошедшей смены, конкретизации цели предстоящей смены в
виде ключевого слова-понятия, которое и определит основное содержание работы с детьми в предстоящей смене. И.с.
становится отправной точкой для проектирования смены, логики её развития, помогает определить конкретные результаты труда в конце смены.

'''Игра''' — метод, приём, способ, форма педагогической деятельности в условных ситуациях. Игра направлена на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной
практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание
предметной и социальной действительности, самопознание
подростка, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности подростка. В структуру игры входят:
роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровые ситуаций как средство
реализации игровых действий; игровое употребление предметов, реальные отношения играющих. В игре происходит
формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью игры является её двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий,
связанных с решением вполне конкретных, нестандартных
задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Различают: подвижные игры, игры
на внимание, ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры по станциям, деловые игры, интеллектуальные игры, предметные
игры (экономические, экологические т.п.), организационно-деятельностные и т.д.
Личностно-ориентированный подход в воспитании — одно из направлений современной педагогики, рассматривающее
ребёнка как активного субъекта воспитательного процесса, своей жизнедеятельности, как основной смысл, цель и результаты
любой воспитательной системы, построенной на принципах гуманистической педагогики.

'''Личностно-ориентированный подход в воспитании''' — педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой
самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие его творческих способностей и возможностей. Педагогическое управление
развитием ребёнка осуществляется в формах педагогической
поддержки, помощи, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

'''Методы педагогической деятельности''':
* способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, направленные на решение воспитательных задач;
* технологические единицы воспитательного процесса, связанные с решением конкретных педагогических задач;
* условия и средства взаимодействия педагога и ребёнка, педагога и детского коллектива, направленные на решение задач воспитания и развития субъектов этого взаимодействия.
Приём — способ реализации какого-то метода педагогической
деятельности.
В педагогике принято различать четыре группы М.п.д.: методы формирования (обогащения) сознания личности ребёнка;
методы организации деятельности, общения, отношений и общественного поведения; методы стимулирования мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

'''Методика воспитательной деятельности''' — логически
построенная совокупность способов организации воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов в
структуре взаимодействия педагога и ребёнка в целесообразных формах педагогической деятельности.

'''Методы педагогических исследований''':
* способы получения, обработки и интерпретации информации о каком-то педагогическом явлении в деятельности педагога, направленные на подтверждение или отверженце цели и результатов педагогического процесса или его элемента.
* средства выявления закономерностей и противоречий, возникающие в ходе организации и реализации педагогических программ,
* условия педагогического анализа в индивидуальной и коллективной работе с детьми.
Для проведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участникам в индивидуальном и коллективном научном поиске.
К числу наиболее распространённых относятся методы наблюдения, беседы, интервьюирования, включённого наблюдения,
анкетирования, социометрии, ранжирования, ознакомления с
продуктами деятельности подростка, изучения педагогической
документации.

'''Образование''' — процесс овладения человеком системой
научных знаний, познавательных умений и навыков, влияющих
на формирование его мировоззренческих, нравственно-ценных
установок, на развитие творческих сил, способностей и индивидуальности.

'''Образовательное пространство''' — существующее в социуме «место» (в нашем случае — детский лагерь), где субъективно
задаются множества отношений и связей, где осуществляются
специальные формы деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию ребёнка и
его социализации.

'''Обучение''' — целенаправленный процесс взаимодействия
педагога и подростка, в результате которого обеспечивается его
образование, в том числе и дополнительное (в системе школ
«Лидер», в работе кружков и секций, в системе отрядных дел,
поездок и экскурсий и т.д.).

'''Оздоровление''' — цель, задача и результат деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятных условий
для физической, интеллектуальной, психологической и социальной реабилитации подростков в течение смены; комплекс мероприятий, направленных на стимулирование физического воспитания и развития детей на принципах здорового образа жизни.

'''Педагогический принцип''' — основание, ценности организации и реализации педагогического процесса в условиях личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Различают:
общие, методологические, гуманитарные, профессиональные,
взаимодействия и т.д.

'''Педагогические технологии''' — сложные и открытые
системы приёмов и методик, объединённых приоритетными
образовательными, воспитательными и оздоровительными
целями, концептуально взаимоувязанных между собой задачами и содержанием, формами и методами организации образовательно-оздоровительного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создаёт в
итоге определённую совокупность условий для развития
подростка.
Другими словами, соединение методики с целесообразным содержанием педагогической деятельности порождает
педагогическую технологию, гибкую систему управления образовательным, воспитательным и оздоровительным процессами в структуре взаимодействия педагога и ребёнка в совместной деятельности.

'''Развитие''' — процесс становления и обогащения личности
человека под влиянием внешних и внутренних управляемых и
неуправляемых факторов. Движущими силами развития личности являются противоречия между потребностями ребёнка и
возможностями их удовлетворения.

'''Социализация''' — совокупный результат воспитания и
образования человека, позволяющий ему сосуществовать в
обществе, влиять на его развитие и удовлетворять свои потребности как индивидуальности. Социализация как активное включение детей и подростков в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности есть
процесс предоставления им и обеспечения всё больших прав
и обязанностей в сообществе, которое является частью воспитательного пространства. Именно в этой реальной включённости и происходит воспроизводство социально-культурных образцов и норм общественной жизни и их совершенствование.

'''Субкультура детская''' — культурное пространство детского сообщества, куда, как данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемое каждым поколением
детей, совокупность языковых форм, смыслов, установок,
способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной культурно-исторической ситуации.

'''Субкультура педагогическая''' — совокупность специфически характерных только для педагогической среды ценностных установок, формирующих способы профессиональной
деятельности и общения и определяющих принципы существования профессионального педагогического сообщества в
определённых социокультурных условиях.

'''Творческое сотрудничество''' — принцип личностно-ориентированной педагогики; процесс взаимодействия детей
между собой, детей и взрослых в достижении общей цели. В
такой деятельности творческие способности и возможности
участников реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

'''Формирование личности''' — процесс и результат её развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.




[[Category:Статьи]]