Изменения

Новая: right right Контрольный туристский маршрут (КТМ) проводится как туристский по...
[[Image:Big_imgm.jpg |right]]
[[Image:Big_img12m.jpg‎ |right]]
Контрольный туристский маршрут (КТМ) проводится как туристский
поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по
краеведению, туристкой технике, топографии, ориентированию, оказанию
первой медицинской помощи.

На маршруте команда преодолевает различные препятствия,
самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения. При этом
команда набирает баллы. Если ребята не готовы к преодолению какого-либо
этапа, они могут его пропустить, лишившись соответствующего количества
баллов. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное время –
НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее,
преимущества она от этого не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее
количество баллов.


Предлагаем включить в КТМ следующие этапы:


Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).

Ответ
капитана о действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов. Ответ
одного из участников (по жребию или выбору судьи) о границах района
соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из
участников (по жребию) — до 3 баллов. Наличие и состав медицинской
аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый
список. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов по
каждому списку.

Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная
оценка 20 баллов). Двое представителей команды получают карточку с
указанием диагноза травмы и заболевания. Используя представленные в
карточке наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой
медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шифр).
За каждый правильный ответ дается до 5 баллов.


Оказание первой медицинской помощи при условно заданной травме
(максимальная оценка 10 баллов).

Список травм заранее оговаривается.
Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибкой – 5, неправильное – 0 баллов.

Транспортировка “пострадавшего” (максимальная оценка 10 баллов).
Команда изготавливает из подручного материала средства для транспортировки
и транспортирует “пострадавшего”. Правильная транспортировка – 5 баллов, с
ошибками — 2,5, неправильная – 0 баллов. Аналогично оценивается и
правильное изготовление средств для транспортировки.


Определение расстояния по карте (максимальная оценка 3 балла).

Команда, используя имеющийся инструмент (линейку или компас), определяет
расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% – 3 балла, до 10% – 2,
до 15% – 1, более 15% – 0 баллов.


Определение азимута на три ориентира (максимальная оценка 9
баллов).

Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные
ориентиры. При ошибке до 5 – 3 балла, до 10 – 2, до 15 – 1, свыше 15 – 0
баллов.


Бивак (максимальная оценка 10 баллов).

Команда за контрольное время
(1 час) должна поставить палатку и вскипятить воду.


Маркированный маршрут.

Команда, двигаясь по маркировке,
отслеживает по карте путь движения и наносит местонахождения КП проколом,
а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6
баллов, до 4 мм – 4, до 6 мм – 2, свыше 6 мм – 0 баллов.


Обозначенный маршрут.

Команда движется по обозначенному на карте
маршруту, проходя через КП, установленные на местности, но не обозначенные
на карте. За посещение каждого КП дается 5 баллов.


Открытый маршрут.

Команда должна преодолеть при помощи карты
маршрут в несколько километров, проходя в заданном порядке через КП.
Оценка – как при обозначенном маршруте.


Ориентирование по “легенде” (описанию маршрута).

Команда движется
без карты по “легенде” с указанием азимутов и расстояний, проходя через КП в
том случае, если она идет правильно. За посещение каждого КП – 3 балла.


Азимутальный ход.

Получив исходные данные (азимут и длину хода –
до 1 км), команда движется к указанной точке. При выходе на финишную
прямую записывается номер вешки. При ошибке до 5% длины хода — 15
баллов, до 10% – 10, до 15% – 5, свыше 15% – 0 баллов.


Определение расстояния до недоступного предмета.

Команда любым
известным ей способом определяет расстояние до недоступного предмета. При
ошибке до 5% – 6 баллов, до 10% – 4, до 15% – 2, свыше 15% – 0 баллов.

В зависимости от уровня подготовки команд в КТМ можно включить и
другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную
переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой:
определение растительности, измерение расхода воды и др.

Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку (ЗМК), в которой
судьи делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате.

Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать
свой результат. Этапы с ориентированием проходят при помощи любой
имеющейся карты, однако лучше использовать спортивную карту,
изготовленную для соревнований по ориентированию. Если есть проблема с
судьями на этапе, то можно рекомендовать с каждой командой отправить
судью-посредника - руководителя другой группы, который оценивает действия
команды на этапах.


Таблица штрафов для этапов соревнований

{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
!№
п/п
!Ошибки и нарушения
!Номер этапа, к
которому относится
ошибка
|-
|colspan=3 |''Штраф 1 балл (30 с)''
|-
|1 || Заступ за контрольную линию || 1—4,6
|-
|2 || Касание земли одной ногой || 1,3,5,6
|-
|3 || Сбита верхняя планка || 7
|-
|colspan=3 |''Штраф 3 балла (90 с)''
|-
|4 || Двое на этапе || 1—7
|-
|colspan=3 |''Штраф 5 баллов (150 с)''
|-
|5 || Падение || 1-6
|-
|6 || Сбита боковая стойка || 7
|}



[[Category:Игры]]