Сказочная драма

2774906006 e721ea1b29m.jpg

СКАЗОЧНАЯ ДРАМА

Тренинговая игра, которая предлагается вам на этот раз, в тех или иных формах встречается в группах разных направлений. Игру лучше проводить в подготовленной группе, участники которой уже прошли достаточный путь рефлексии и способны прямо говорить о своих достоинствах и недостатках.


Инструкция ведущего

Практически у каждого человека имеются недостатки. Относиться к ним можно по-разному: кто-то изо всех сил борется с ними, как со злейшими врагами, кто-то принимает их как естественную и гармоничную часть самого себя.

Если задуматься над самим словом «недостатки», то легко увидеть, что оно означает не «отрицательные стороны», «негативные качества», а что-то такое, чего нам недостает. Иными словами, фразу «Я — ленивый» можно произнести иначе: «Мне недостает трудолюбия»; «Я — робкий, застенчивый» легко переформулировать так: «Мне не хватает уверенности в себе, решительности». Тогда становится ясно, что именно нужно развивать в себе. Наверное, это продуктивнее, чем бороться с негативными качествами. Верно?

Итак, предлагаю всем подумать минуту и выбрать то качество, которое, как вам кажется, развито у вас недостаточно. Произносить вслух это его определение совсем необязательно — просто кивните, когда определитесь с ним.

Участники задумываются. Последняя фраза ведущего предназначена для тех, кто пока не готов к открытому самопредъявлению. Хотя, как показывает опыт, в большинстве случаев участники открыто говорят о своих недостатках. После того как ведущий получил от всех вербальные или невербальные сигналы о сделанном выборе, он продолжает игру.

Ведущий. А теперь я прошу вас вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает в полной мере тем качеством, которое вы хотели бы воспитать в себе. Совсем необязательно, чтобы это был положительный персонаж. Важно только чтобы то, чего вам не хватает, он имел в достатке. Как показывает опыт, это задание более сложное, чем первое. Во взрослой группе всегда бывает несколько человек, которые не в состоянии подобрать подходящего героя (может быть, сказки давно перестали читать?). Подростки и старшеклассники справляются с заданием быстрее. Ведущий может назвать наиболее известных сказочных персонажей или, если возник такой вопрос, согласиться на выбор не сказочного, а литературного или киногероя. На мой взгляд, все-таки лучше оставаться в рамках сказочной тематики.

Ведущий. Итак, все ли выбрали для себя героя? Нет? Кому не удалось? Те, кто пока не сумел этого сделать, желаете ли вы получить помощь от группы?

Этот вопрос следует задать обязательно, поскольку вначале было обещано, что свой недостаток не нужно озвучивать. Здесь же по ситуации это сделать придется. Получив согласие участника, ведущий предлагает ему назвать качество, которого, по его мнению, ему недостает, а все остальные перечисляют сказочных героев, обладающих этим качеством. После того как все сделали выбор, по просьбе ведущего каждый по кругу называет своего персонажа. Разумеется, качество, на основании которого именно этому герою было отдано предпочтение, не объявляется. К этому моменту наиболее прозорливые начинают догадываться, для чего все это было сделано. Ведущий может повторить названных героев.

Ведущий. Таким образом, у нас Лена — Золушка, Андрей — Карлсон, Таня — Снежная Королева, Марина — еще одна Золушка... (совпадение выбранных героев не возбраняется). А теперь давайте разделимся на несколько команд.

Разделение на команды можно проводить любым случайным образом: по расчету номеров, по совпадению цветов в одежде или другим внешним признакам. Ведущий может и сам распределить участников, исходя из тактических соображений и желания объединить в подгруппах людей, до сего момента недостаточно общавшихся друг с другом. В каждой команде должно быть четыре-пять человек. Ведущий. Вот теперь мы приступаем к самому главному. Каждая команда — это театральная труппа, которая через двадцать минут покажет нам небольшой спектакль. Роли, которые вам предстоит играть, уже заданы. И ничего страшного, если в одной команде оказались две Золушки или три Кота Матроскина. Это еще интересней. Ваша основная задача создать спектакль, в котором ваш герой как можно ярче и четче проявит то самое качество, за которое и был выбран вами. Тема спектакля... Ведущий определяет тему в зависимости от конкретной ситуации: «Новый год», «Иван Купала», «День рождения» или просто «Любовь». Возможно и соединение нескольких тем. Команды уходят ставить спектакли. Ведущему необходимо заранее приготовить отдельные помещения для каждой команды, где никто не будет мешать участникам. Опыт показывает, что за двадцать минут можно создать яркое драматическое произведение. Однако при наличии времени можно дать на подготовку и полчаса. Спустя отведенное время команды собираются в тренинговой комнате и в порядке, определенном жеребьевкой, демонстрируют созданные спектакли. Обсуждение проводится только после того, как выступили все труппы.

Ведущий организует обсуждение следующим образом: сначала задаются вопросы «актерам» первой труппы, а потом остальные участники высказывают свое мнение об увиденном. Затем переходят ко второй труппе и так далее.

Вопросы могут быть следующими:

  • Как проходил процесс создания спектакля?
  • Сложно ли было найти идею, объединяющую таких разных героев?
  • Удалось ли каждому актеру сыграть не просто выбранного персонажа, но и продемонстрировать нужное качество?
  • Какие чувства вы испытывали, играя героя, так не похожего на вас?
  • Понравилось ли вам быть обладателем качества, которого, как вам кажется, вам недостает?

Проведенное упражнение должно стать прологом к обсуждению и глубокому осмыслению участниками группы своих недостатков и достоинств. Оно способствует развитию навыков рефлексии, уточнению Я-образа, выработке позитивного самоотношения. Интересно, что в конце игры никто уже не скрывает задуманное качество.

Эффект от этого упражнения может быть разным: кто-то, опробовав новую роль и «примерив» непривычное для себя качество, вдруг понимает, что способен перенести эту роль и в жизнь, кто-то неожиданно осознает, что выбранное им качество настолько чуждо ему, что мешает проявлению его подлинного Я, и человек отказывается от желания развивать это «достоинство».

Многие делают для себя открытие, что освоение новых ролей —это механизм развития личности: используя ту или иную роль, можно развить у себя нужное качество. В любом случае это упражнение может быть использовано в тренингах, имеющих целью развитие самосознания.