Система работы «Информационного центра» в детском оздоровительном лагере

IMG 1527m.jpg
DSC 0298-800x535m.jpg

«Информационный центр» – объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности детского лагеря. Участие в деятельности Информационного центра позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.

Информационный центр создается из представителей отрядов и утверждается на общем сборе детского лагеря. Руководит центром главный редактор из числа представителей педагогического отряда.

Направления деятельности центра следующие:

  • выпуск газеты “Дети говорят“, освещающей наиболее важные события из жизни отрядов;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение детского лагеря;
  • проведение тематических радио и телепередач;
  • создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности детского лагеря;


Концепция деятельности Информационного центра.


1. Актуальность

Необходимость существования печатного органа в лагере мы объясняем следующими моментами:

  • через газету дети получают информацию о смене, ее участниках, о службах лагеря, деятельности практикумов, кружков, клубов и др.
  • издание газеты помогает в достижении главных целей лагеря – организация процесса ценностного ориентирования лидеров – между членами детских организаций и обучение актива детских объединений, так как на страницах газеты происходит обмен опытом работы членов детского объединений, обсуждение всех проблем жизнедеятельности организаций;
  • отрядные коллективы не живут обособленно: на страницах газеты их члены могут рассказать о жизни отряда, интересных делах, внести свои предложения в работу лагеря;
  • газета суммирует, объединяет предложение ребят, их мысли о новых направлениях работы, т.е. те материалы, которые помогут при составлении новой программы деятельности лагеря на год;
  • ребята, участвуя в деятельности пресс – центра, реализуют свой творческий потенциал, совершенствуют журналистские умения;
  • газета – своеобразная хроника смены, тот памятный «сувенир», который дети увезут в свои детские объединения, школы, напомнит ребятам о мероприятиях, проводимых в лагере «Дружные ребята», будет способствовать рождению новых идей в деятельности каждой конкретной детской организации, школе.


2. Цели и задачи деятельности центра.

Цель: обеспечить личностный рост и развитие творческого потенциала подростков через их участие в деятельности по подготовке и выпуску газеты.

Воспитательные задачи:

  • активизировать у детей интерес к жизни своего лагеря;
  • активизировать желание ребят высказывать свои мнения по тому или иному вопросу, размышлять на заданную тему;
  • активизировать стремление ребят к самореализации, проявлению своих творческих способностей;
  • активизировать стремление к познанию нового.


Организационные задачи:

  • разработать систему поручений, которая будет способствовать сбору материала о различных аспектах жизни детского лагеря;
  • освещать в газете жизнедеятельность лагеря;
  • продумать задания, выполнение которых будет требовать от ребят личностной оценки происходящего;
  • публиковать материалы, в которых отражается индивидуальное мнение авторов по вопросу;
  • выпуск газеты общественного мнения;
  • придумать и предложить ребятам различные виды заданий, из которых каждый может выбрать себе по душе;
  • публиковать в газете различные виды творческих работ;
  • продумать систему стимулирования юных журналистов;
  • показать детям новые виды работ по оформительству;
  • проводить практикумы и летучки в интересной форме.


Образовательные задачи:

  • сформировать у детей представление о детской газете, ее особенностях, требованиях к публикуемым материалам;
  • дать общее представление о «журналисткой этике», культуре поведения журналистов;
  • дать детям информацию об основных жанрах и их особенностях (интервью, репортаж, статья, заметка);
  • умение писать информационные листы в газете;
  • формировать и совершенствовать организаторские умения.


3. Подготовка деятельности Центра.

На подготовительном этапе работы центра, редактор детской газеты должен придумать следующие моменты деятельности:

  • цели и задачи деятельности;
  • каким образом дети узнают о существовании газеты в лагере;
  • как осуществляется включение детей в деятельность по созданию газеты;
  • содержание практикумов по журналистике;
  • каким образом будет стимулироваться участие ребят в деятельности Центра;
  • структура газеты: названия рубрик, тематика материалов помещенных в номере;
  • имидж газеты (элементы формы, значки, символика);
  • содержание материалов оперативного стенда в лагере;
  • работа по организации оперативного стенда в лагере.


4. Содержание деятельности.

Организационное оформление Центра.

Реклама газеты проводится в организационный период смены. Информацию о существовании газеты в лагере дети узнают:

  • от редактора газеты в период заезда в лагерь;
  • из нулевого номера газеты, где напечатана информация о Центре наряду со сведениями о других службах лагеря;
  • из выступления редактора газеты, которые проводятся в отрядах в первый или второй день смены.

Запись детей, желающих участвовать в деятельности Центра, проводится в первый или второй день смены.

Первый сбор редакции происходит во второй день смены. На первом сборе журналисты уделяют внимание следующим вопросам:

  • Специфика детской газеты;
  • Обсуждение специфики детской газеты: рубрики и помещаемые в них материалы;
  • Подготовка первого номера газеты «Дети говорят». Ребята выбирают задания: собрать семь высказываний на тему «Мне запомнилось в первый день…», подготовить материал о мероприятиях в отрядах, написать статью об общелагерном деле, записать 4-5 смешных реплики и др.


Вечером второго дня смены после отбоя проходит первая «летучка» журналистов. На ней могут обсуждаться следующие вопросы:

  • принятия кодекса журналиста;
  • распределение поручений на следующий день. Имеется в виду те мероприятия лагеря или отдельного отряда, которые должны посетить члены редакции, чтобы в последствии написать об этом в газете;
  • утверждение обязанностей дежурного журналиста. На обсуждение ребят предлагаются следующие обязанности дежурного журналиста:
    • составление информационного листа за день;
    • обеспечение работы на местах (вместе с редактором);
    • проведение «летучки» следующего дня (вместе с редактором);
    • выбор дежурного журналиста;
    • выдача визитных карточек.

В течение смены журналистские «летучки» будут проводиться по следующему плану:

  • отчет дежурного журналиста за день;
  • распределение поручений на следующий день;
  • анализ конкурсных работ.

Кроме того, что в деятельности Центра участвуют члены редакции – талантливые и творческие ребята, увлекающиеся журналистикой, планируется заинтересовать этой работой остальных ребят в лагере. Включение детей в деятельность по созданию газеты осуществляется через конкурсы и информационные листы.


IMG 1147m.jpg

КОНКУРСЫ

В течение смены через газету проводятся следующие конкурсы:

  • Конкурс стихотворений о лагере и о «Республике Детства»;
  • Конкурс на лучшую услышанную шутку;
  • На самую интересную статью об отряде;
  • На лучшее название газеты;
  • На свободный текст и многие другие.

Информацию о конкурсах дети узнают из выступлений членов детской редакции в отрядах, из информационных листов газеты, на совете стилистов, из выступления редактора газеты.

Конкурсные работы анализируются на «летучках». Итоги конкурса на название газеты, подводятся в 3-й, 4 –й день смены. Лучшие из конкурсных работ печатаются в газете.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ

Информационные листы выпускаются дежурными журналистами ежедневно. Они представляют собой своеобразный отчет о деятельности членов детской редакции за день, также, в информационных листах могут быть отражены услышанные шутки, интересные мнения и др. т.е. те материалы, которые по – сему отражают прошедший день и не всегда имеют возможность быть опубликованными в газете. Из информационных листов отряды узнают о конкурсах, их результатах. Основная цель выпуска информационных листов – заинтересовать деятельностью Центра ребят.


Выпуск газета «Дети говорят…»

В смене должно выйти 8 номеров газеты. Работа по созданию газеты организуется следующим образом:

  • обсуждение на утреннем сборе журналистов плана работы и выбор ребятами заданий;
  • индивидуальные консультации и правка материала в течение дня;
  • обработка редактором материалов по мере их накоплений.

По указанной схеме проходят каждые два, три дня перед выпуском газеты. Следующий день посвящается работе с верстальщиком и выпуску номера.

Рубрики и примерная тематика материалов газеты.

  • «И снова вместе» - краткая информация о прошедших днях в лагере.
  • «Фраза номера» - юмористические выражения, характеризующее обстановку в лагере за прошедшее время.
  • «Разрешите вам напомнить о себе» - информация о работе кружков, студий, мастерских.
  • «Перекличка» - вести из отрядов и творческих центров.
  • «Лучше один раз увидеть» - информация о делах лагеря и наиболее интересных отрядных мероприятиях.
  • «Калейдоскоп мнений» - итоги опросов.
  • «Говорит Форум детского лагеря» - итоги работы детского самоуправления.
  • «Я спросил вожатого» - итоги опросов педагогического коллектива.
  • «Идет конкурс» - работы на конкурсы, объявляемые газетой.
  • «Хиханьки, да хаханьки» - смешные фразы, юмористические репортажи, кроссворды, объявления.
  • «Рассуждалки» - трактовка детьми известных пословиц и поговорок.
  • «Открытым текстом» - итоги конкурса на лучший рассказ о себе, семье.


DSC02909 -1600x1200-.JPG

Темы для статей и заметок

  1. «Письмо домой». Каждый ребенок говорит 1 предложение (самую главную информацию), какое он бы передал домой. Составление общего письма.
  2. «Мой отряд ....» (анализ, какой информацией о своем отряде ребенок располагает).
  3. «Кто или что делает твой день добрым?» (анализ взаимоотношений в отряде и в лагере).
  4. «Что такое, кто такой?» (анализ информированности участников, их ориентации в терминах и понятиях, используемых на смене, в случае сюжетно-ролевой игры).
  5. «Экскурсия по лагерю» (выяснение знаний о территории лагеря, расположении важных объектов).
  6. «Все дороги начинаются с порога» (первые открытия, первые победы и поражения, анализ оргпериода смены).
  7. «Пресс-конференция» (анализ содержательной жизнедеятельности отряда).
  8. «Рейтинг популярности дел» (анализ оценок происходящих в лагере событий).
  9. «Хит-парад личностей» (назвать 10 самых популярных людей в лагере, организовать встречу).
  10. «Большой секрет для маленькой компании» (секреты отряда, анализ ситуаций в компаниях, оценка норм взаимоотношений в группах).
  11. «Время решений» (проблемные ситуации, анализ самых важных для ребенка проблем в этот период смены).
  12. «Рецепт хорошего настроения» (выявление особенностей в организации жизнедеятельности групп).
  13. «А напоследок я скажу...» (О чем я расскажу своим друзьям, когда вернусь из лагеря?

Анализ самых ярких впечатлений о прошедшей смене).

Требования к оформлению стенда пресс-центра или отрядного уголка:

  • информация должна быть оперативной и достоверной (содержание рубрик должно постоянно обновляться);
  • уголок должен отражать разнообразную деятельность лагеря / отряда (дежурство, спорт, творческие достижения, награды, дни рождения, участие в лагерной жизни и т.д.);
  • в оформление стенда лагеря и отрядного уголка обязательно должны принимать участие дети


Оперативный стенд.

Оперативный стенд предназначен для обмена информацией жителей лагеря, участников ориентационных центров. Материалы, помещаемые на стенд, делятся на два блока:

  • внутриотрядная жизнь;
  • деятельность творческих центров.

Необходимость оперативного стенда в лагере объясняется тем, что газета выходит с периодичностью один раз в 2 – 3 дня, следовательно, не всегда представляется возможность включать в нее все материалы о жизни детского лагеря.

Материалы на оперативном стенде меняются ежедневно (ответственность за это несут руководители творческих центров и лидеров отрядов). Таким образом, жители детского лагеря имеют возможность, каждый день узнавать самую свежую информацию о жизни детского лагеря (лагеря).


Газета общественного мнения.

Газета общественного мнения помогает решать проблемы, непредвиденно возникающие в смене и выявление самими ребятами. Также, анализ содержания позволяет руководству смены узнавать мнения ребят о проводимых делах в соответствии с ними корректировать деятельность детского лагеря.

Ежедневно газета общественного мнения анализируется педколлективом, который и решает вопросы, затронутые жителями детского лагеря.

Структура газеты – четыре рубрики: «Я хвалю», «Я критикую», «Я предлагаю», Я хочу сделать».

Газета вывешивается каждое утро, контроль за исполнение ведет дежурный журналист.

В рамках работы Информационного Центра, проходят два практикума:

  • Практикум «Журналист это серьезно»;
  • практикум «Детская газета. Кто? Как? Почемы?».


X b7131eb4m.jpg

5. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ.

За каждый сданный материал, независимо от дальнейшей его публикации, ребенок получает особый жетон от редактора газеты. Выдача жетонов учитывается в ведомости (она находится у редактора), которая выглядит следующим образом:

Ведомость

Ф. И. О. Город (отряд) Вид работы Подпись


В конце смены 10 – 15 человек, получившие наибольшее количество жетонов награждаются почетными грамотами, дипломами за активное участие в работе Информационного Центра.

Отдельно награждаются ребята, статьи которых, по мнению редактора, являются наиболее «профессиональными», яркими и интересными. Этим ребятам присваивается почетное звание «Журналист детского лагеря».

Возможные варианты наград за работу по созданию газеты:

  • почетная грамота за участие в деятельности Центра;
  • фотография сотрудников газеты;
  • конверт «Держись журналист», в который редактор заранее собирает пожелание от сотрудников Центра кому – то из ребят;
  • красиво оформленный «Кодекс чести журналиста»;
  • набор «лучших» газет, выпущенных в смене с автографом редактора;

удостоверение о присвоении почетного звания «Журналист детского лагеря» и др.

ПРИМЕЧАНИЕ: Работа Центра будет построена соответственно по тематике смены.