Симфонический оркестр

197206688 fd765632cdm.jpg

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Цель: создание условий для знакомства участников друг с другом, актуализации своей позиции, объединение в единое сообщество.

Участники: несколько групп не более 12–15 человек.

Время проведения: 1,5 часа.

Материалы:

• музыка к песне, слова на каждую группу;

• картонные цветные камертоны (их количество определяется числом организованных групп);

• пустые бейджи с нарисованными камертонами определенного цвета;

• мячи по количеству групп;

• бумага формата А4 (по 5–7 на группу);

• фломастеры, краски, кисти;

• баночки с водой (по 3–4 на группу);

• скотч, ножницы.

ХОД ИГРЫ

1. Организационный момент Участники приглашаются в зал для начала работы. Каждый участник получает пустой бейдж с камертоном определенного цвета, в который вписывает свое имя. Исходя из цвета камертонов образуются группы.

2. Вхождение в игру Ведущий. Это было очень давно. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Он очень любил балы, танцы и всевозможные представления. Ничто новое не ускользало от его бдительного ока – законодатель мод, он желал им быть всегда и во всем.

Всякий раз гостям преподносились разнообразные сюрпризы: то удивительный фейерверк, то необыкновенный торт, внутри которого сидели скоморохи, пускавшие мыльные пузыри, то незабываемые маскарады.

И вот однажды король вновь пригласил гостей к себе во дворец. Со всех сторон света съезжались кареты знатных вельмож. Слуги сбились с ног, принимая все новых и новых гостей. И вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы. Гостей встретила удивительная, ни с чем не сравнимая музыка.

(Тихо звучит музыка)

Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король гордо оглядывал присутствующих.

– Что это?! – восторженно шептали гости.

– Это мой оркестр, – играя кружевами жабо, небрежно ответил король…

За всем этим в своем волшебном зеркале наблюдала злая колдунья. Она больше не могла терпеть смелые выходки короля. Колдунья наслала на его королевство бешеный ураган, и он разметал по свету все музыкальные инструменты…

Оказавшись в разных частях света, они играли свои мелодии. Иногда они объединялись в дуэты, трио и квартеты, но так и не смогли воспроизвести той великолепной музыки, с которой все начиналось.

На помощь пришел волшебный камертон. По всему свету он бросил клич: чистейший звук «ля», который призвал все музыкальные инструменты собраться.

Сегодня нам предстоит воссоединить великий оркестр короля. И сделать это нужно в ограниченное время – всего лишь за один час 20 минут.

Сопровождать вас будут психологи, имеющие опознавательный знак – волшебный камертон (картонный камертон у ведущих группы).

3. Работа в группах

Переход в аудитории и изготовление визиток группы.

Разминка (10 минут)

Знакомство

Ведущий. Итак, давайте познакомимся. Назовите свое имя и скажите, откуда вы (высказывания участников по кругу с передачей картонного камертона).

Приветствие

Участники стоят в кругу. Каждый придумывает свое движение, которым он будет приветствовать группу.

По сигналу ведущего участники образуют пары и здороваются друг с другом своим способом. Затем они меняются парами и здороваются тем способом, который предложил его коллега в предыдущей паре.

Игра «Дирижер»

Ведущий. В оркестре музыкальные инструменты играют по знаку дирижерской палочки. Сейчас я буду вашим дирижером, а вы – музыкальными инструментами. Инструменты, стоящие справа от меня, будут слушать мою правую руку, а стоящие слева – левую. Если я поднимаю руку, вы поднимаетесь, опускаю – опускаетесь. Если я делаю жест в сторону, вы качаетесь в сторону.

Основная часть

Работа в кругу

Ведущий задает следующие вопросы:

– Какие музыкальные инструменты вы знаете? (каждому участнику)

– Есть ли что-то общее у человека и музыкального инструмента? И если есть, то что? (группе)

– Если бы вы были музыкальным инструментом, то каким? Почему? Каждый музыкальный инструмент звучит по-своему. Две с виду похожие гитары будут играть по-разному. Как звучите вы? (каждому участнику)

Упражнение «Знакомство с музыкальными инструментами»

Ведущий говорит о том, что у каждого инструмента свой голос, своя песня. Затем задает группе вопросы:

– Вы, как психолог, какую песню хотите донести до своего слушателя?

– Какие струны его души заставить трепетать?

– Для кого вам нравится исполнять свои музыкальные произведения?

– О чем ваша мелодия?

– Всегда ли слушатели понимают то, о чем вы поете?

Ведущий фиксирует на бумаге ключевые слова.

Упражнение «Дуэт»

Ведущий. Вы познакомились с разными музыкальными инструментами.

Посмотрите внимательно друг на друга, выберите тот инструмент, с которым вы бы хотели сыграть дуэтом. Образуйте пары.

(Участники образуют пары для дальнейшей работы.)

Чтобы мелодия получилась красивой, музыкальные инструменты должны играть в унисон, чувствуя и дополняя друг друга. В течение 3 минут найдите как можно больше общего.

По ходу озвучивания общих черт ведущий фиксирует на бумаге ключевые слова.

Упражнение «Квартет»

Ведущий. А сейчас выберите дуэт, с которым вы не прочь объединиться в квартет.

(Участники объединяются в четверки.)

Когда звучит мелодия, ее не только слышишь, ее чувствуешь. Сейчас вам предстоит в течение 3 минут создать свою мелодию. Мелодию, которую невозможно услышать. Ее можно только почувствовать.

(Участники молча, не договариваясь, рисуют на листах бумаги формата А4 мелодию.)

У каждого квартета получилась своя уникальная мелодия. Какая она? Охарактеризуйте ее тремя словами.

(Каждая четверка участников представляет свою мелодию тремя словами. Ведущий фиксирует на бумаге ключевые слова.)

Ведущий. Настал момент объединения квартетов в мини-оркестр.

Ведущий объединяет рисунки групп в общую картину, и участники характеризуют получившуюся «музыку» тремя словами.

Сочинение гимна отряда

Ведущий. Истинная музыка – это молитва, обращенная ввысь, минуя все земные преграды. Это не пустая болтовня, а философский разговор. Истинную музыку можно читать, как книгу. Что прочтут люди, услышав нашу мелодию? Сейчас вам предстоит создать куплет песни психологов Оренбуржья.

Участники сочиняют куплет песни с опорой на ключевые слова и слова песни «Надежда».

В заключение работы группа пропевает этот куплет.

4. Заключение

По окончании работы группы возвращаются в общий зал.

Ведущие групп подсчитывают общее количество участников и сообщают цифру ведущему игры.

Ведущий. Наступил знаменательный момент. Со всех концов света стекаются мини-оркестры. Оркестры, которые уже успели создать собственные мелодии. Представители от каждого мини-оркестра, покажите свою мелодию!

(Участники вывешивают на стенд свои коллективные рисунки и говорят, какая мелодия у них получилась.)

Итак, великий оркестр короля наконец-то собрался вновь. И насчитывает он... инструментов. Здесь и струнные, и клавишные, и духовые, и ударные. И поэтому наш оркестр может практически всё. Все, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. Он может петь…

Исполнение гимна отряда, каждая группа по куплету.

Злые помыслы колдуньи разбились вдребезги. Объединившись в большой оркестр, каждый инструмент приобрел могущественную силу. И пусть они вновь разлетятся по свету, но мелодия, рожденная здесь, будет напоминать им о главном своем предназначении. Она будет звучать в сердцах человеческих, воспевая все светлое, доброе, красивое.

А чтобы король помнил о каждом своем инструменте, напишите отзывы о том, что происходило здесь, на своих камертонах и прикрепите их на вашу мелодию.

В добрый путь!

Громко звучит музыка.

Рефлексия