Семь слагаемых детского отдыха
Лети, лети лепесток — бабааах...
Какие желания являются самыми заветными для современных родителей относительно выбора лагеря? Выделим семь главных слагаемых детского отдыха – по одному на каждый лепесток Цветика-семицветика.
- Желание первое. Детский отдых должен быть безопасным. Как уберечь ребенка от опасностей окружающего мира? Некоторые взрослые уверены, что создать безопасную среду можно лишь оградив ребенка заборами и наняв специализированную охрану. Но опасности подстерегают нас на каждом шагу даже на закрытой от посторонних территории. А чтобы оградить ребенка от бед, взрослые стремятся выработать у него навыки обеспечения собственной безопасности. Можно ли 7-ми летнему малышу доверить разжигать костер? Конечно можно, иначе как он научится готовить для себя еду в походных условиях? Только при этом важно, чтобы ребенок знал, принимал и сознательно выполнял правила техники безопасности при обращении с огнем. Это позволяет расширить возможности участия в программе и дать шанс участнику программы на испытания, на самостоятельность, на приключения. Взрослые и сами стараются предусмотреть все возможные ситуации на программе, угрожающие жизни и здоровью подопечных. Мы понимаем, что для ребенка важен взрослый, к которому он может обратиться в любую минуту за помощью или советом. Именно поэтому инструкторский состав на наших программах увеличен, в него обязательно входит врач высокой квалификации. Вместе с тем, на любой программе «Коллекции Приключений» имеются укомплектованная всем необходимым аптека и оперативная связь с лечебными учреждениями.
- Желание второе. Детский отдых должен быть активным и полезным для здоровья. Любой родитель скажет, что главная задача лета – оздоровление, восстановление иммунитета и сил для успешной учебы. Отдых дома у телевизора вряд ли прибавит ребенку заряд энергии. Смена видов деятельности и обстановки – вот лучший отдых для ребенка. Стоит обратить внимание на активные программы, предполагающие освоение интересных видов спорта, туристических навыков, участие ребенка в активных формах организации досуга. Организованный таким образом отдых позволяет полноценно отдохнуть и научиться множеству полезных вещей.
- Желание третье. Детский отдых должен быть наполнен массой приятных знакомств. Чтобы активный отдых был веселее и содержательнее, ребенку необходима хорошая компания. А лагерь – это замечательная возможность общаться со сверстниками, находить новых друзей и учиться поддерживать отношения. Все это возможно только в атмосфере взаимопонимания, поддержки, товарищества. Такая атмосфера возникает лишь при условии единых норм и требований ко всем участникам программы: к детям и взрослым. Эти требования не возникают сами собой – о них необходимо договориться. Так, опыт проведения программ показывает, что озвучивание норм поведения, совместный поиск компромиссов, выработка общих для всех правил позволяет достигнуть не только партнерских отношений, но и отношений семейственности. Приехав однажды на такую программу, участник приобретает верных друзей и на всю жизнь сохраняет доверительные отношения со взрослыми.
- Желание четвертое. Детский отдых должен быть организованным. Конечно, условия проживания и полноценное питание много значат для родителя, отправляющего ребенка в лагерь. Но отдых будет безрадостным и скучным в случае большого количества свободного времени. Занятость участника обеспечивает не распорядок дня, а дело, которым ребенок увлечен. Поэтому очень важно, чтобы сама программа была насыщена событиями, разворачивающимися вокруг какого-то интересного события. Например, таким событием может быть жизнь на острове. Чтобы подготовиться к такому событию, ребенку нужно успеть научиться обустраивать место жительства в лесу, строить шалаш, находить съедобные растения, готовить пищу на костре. Или вся программа может разворачиваться как увлекательная детективная история с посланиями от Индианы Джонса, их поиском и выполнением заданий затерянного героя. Интересной участнику становится и такая организация программы, когда все режимные моменты, ситуации общения и взаимодействия насыщаются другим колоритом. Примером может стать программа, где жизнь участника становится жизнью представителя древнего индейского племени, в котором он обретает новое имя и учится по-новому смотреть на окружающий мир. Такие идеи демонстрируют участникам возможные цели программы («осуществить невозможное», «пройти испытания», «найти клад»). Желаемое достижение цели активизирует ребенка на участие в мероприятиях программы.
- Желание пятое. Детский отдых должен быть развивающим. Лето должно приносить ребенку максимум пользы. Несомненно, пребывание ребенка в любом лагере учит его самостоятельности и ответственности, прививает навыки взаимодействия в коллективе, развивает образное мышления и творческие способности. Но стихийность такого обучения бывает не всегда полезна. Так, самостоятельность может перерасти в непослушание и устойчивую стратегию защиты, усвоенные навыки взаимодействия могут носить конфликтный, агрессивный характер, а у творчества может отсутствовать вкус. Как же сохранить позитивный характер развития ребенка на программе? Для этого необходимо обеспечить поддержку взрослым ребенка при условии безусловного принятия его личности. Любая программа уникальна своими результатами. В одних ситуациях приобретаются несуществующие ранее свойства характера, в других - происходит максимальное раскрытие уже существующих возможностей и способностей. Одни программы позволяют ребенку открыть новые грани своей личности, другие дают ему новые знания об окружающем мире. Да и сама деятельности на программе может быть различна: спортивная, творческая, учебная, трудовая, игровая. В любом случае, важно найти ответы на вопросы: «Как изменится ребенок после участия в программе? Какие полезные знания и умения он приобретет? Какие сильные стороны личности получат развитие?».
- Желание шестое. Детский отдых должен быть интересным. Интерес к программе возникает у ребенка в случае, если события отвечают его желаниям и интересам. Как этого достичь? Можно учесть интересы того или иного возраста, вплести в программу современные идеи и модные тенденции. Но нам кажется, что лучший вариант – это предоставление ребенку возможности быть «соавтором» программы, самостоятельно выбирать пути развития событий, решать возникающие вопросы. Участие в создании собственного отдыха может начинаться с решения бытовых вопросов («что мы хотим есть?», «с кем мы хотим жить в одной палатке?») и заканчиваться разработкой мероприятий для всего лагеря («а давайте устроим экспедицию!», «надо обязательно сходить в эту пещеру за поиском послания»). Детская фантазия неистощима, и когда, если не летом, можно осуществить все самые интересные идеи, реализовать все самые захватывающие сюжеты.
- Желание седьмое. Детский отдых должен быть запоминающимся. Чтобы лагерь запомнился ребенку, каждая смена должна быть уникальной. Благодаря чему создается неповторимость лагеря? Мы стараемся, чтобы каждая смена была наполнена новыми идеями, яркими событиями, оригинальными мероприятиями. И конечно же, неповторимость программы создают сами её участники. Так, игра «Три племени», проводимая ежегодно на программе по одним и тем же правилам, никогда не повторяется в своих хитросплетениях, потому что меняется состав самих участников, придумываются новые варианты тактики и стратегии победы игровой группы. А где можно найти послание – никогда нельзя угадать, приходится «поломать голову» в поисках очередного задания. Все это дает пищу для большого количества историй, пересказываемых участниками на встречах. А радостные эмоции и позитивные впечатления остаются в красочных фотографиях со смен.
7 мыслей о программе:
- Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Если не знаешь, кого хочешь воспитать, то не воспитаешь ничего хорошего. Прежде всего, наметим образ результата: кого хотим воспитать?
- Хороший коллектив воспитывает хороших людей. Чем теснее связи внутри коллектива, тем сильнее коллектив формирует человека. Будем осваивать способы создания коллектива.
- Настоящий воспитатель – это не работа, это жизнь. Но есть ряд технологических приёмов, позволяющих новичку попробовать себя в этой роли. Тут речь пойдет об образе воспитателя и стилях управления.
- Трудно представить детский лагерь без игр. Но игра – не только внешний атрибут лагеря. В ней есть своя скрытая сила и свой педагогический смысл. Игра – средство создания коллектива. Игра – средство приобретения вожатского авторитета. Игра – яркое самоценное событие.
- Заниматься с детьми творчеством – дело почётное, одобряемое. Но будем честны: не всякий кружок лепки из солёного теста развивает в детях творчество. А некоторые кружки его убивают. Каковы принципы творческих занятий? Как спроектировать успешное творческое занятие?
- Воспитание – это последовательный целенаправленный процесс. Даже если в лагере мы проведём всего 1-2 недели. Нужно разобраться, как спроектировать отрядную работу и как потом оценить её результат.
- «…Вам надо полюбить детей. Причем не одного-двух, а всех сразу, весь свой отряд. А иначе у вас ничего не получится, работа станет для вас кошмаром и каторгой»(Что делать с детьми в загородном лагере. Афанасьев, Коморин, Тимонин).Точней не скажешь: каторгой. Разберемся, как полюбить детей.
- ПРОГРАММЫ Наши программы – это приключенческие сюжеты, основанные на том или ином художественном произведении. Мы создаём их на основе Сказок. Создаём собственные сюжеты, используя исторический материал.
- ИДЕЯ Научить детей думать и понимать других, аргументировать свои суждения. Научить предвидеть последствия того или иного принятого решения. Познакомить детей с культурой мысли, слова и действия.
- ТЕХНОЛОГИИ Программа лагеря строится на трех направлениях работы: игровое, командное, сюжетное. Игровое – мы много играем вместе. Командное – мы обучаем детей сотрудничеству. Сюжетное – вместе с детьми мы открываем историю героя.
- УВЕРЕННОСТЬ Уверенность нельзя навязать. Ей нельзя научить. Её можно принять и начать учиться. Задача лагеря – показать мир и жизнь глазами людей. Научить думать и задавать вопросы. И оставить свободу для самоопределения.
- ПЕДАГОГИКА Учить детей только тому, что важно самому воспитателю. Требовать от себя то же, что и от детей. Вести детей за собой, организуя их жизнь и деятельность так, как организуют жизнь и деятельность взрослые культурные люди. Быть примером для детей.