Сборник «Навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях»

Slager1m.jpg

Зачастую конструктивной беседе мешает излишнее эмоциональ­ное напряжение партнеров по общению. Молодые психологи часто оказываются в эпицентре межличностных ситуаций с мощным эмо­циональным зарядом. Типичной реакцией на агрессию тогда стано­вится защита в форме ответной агрессии, оправданий или ухода из ситуации. Современному психологу необходимы и навыки разумной конфронтации, и умение уклониться от конфронтации, не выходя из ситуации. В рамках данного курса мы рассмотрим навыки снижения эмоционального напряжения, позволяющие отсрочить конфронта­цию или перевести взаимодействие в другую форму.


УПРАЖНЕНИЕ 1. ДЕРЕВО.

Группе предлагается представить свою аудиторию в виде дерева. Крона его находится у окна, а корни — у противоположной стены. Участникам нужно найти свое место на этом дереве, но так, чтобы оно соответ­ствовало их умению выходить из конфликта, снимать эмоциональное напряжение у партнера. Упражнение требует осознания уровня развития у себя данного навыка и своего места в общей групповой шкале.


УПРАЖНЕНИЕ 2. СТЕНКА НА СТЕНКУ

Отбираются две равные по количеству группы участ­ников, занявшие в предыдущем упражнении противо­положные полюса или, по крайней мере, разные сто­роны от центра.

Команды садятся на два ряда стульев, поставлен­ных друг против друга. Одного из тех, кто выбрал для себя положение ближе к корням дерева, ведущий про­сит представить себе трудную конфликтную ситуа­цию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни и обратиться к кому-то из сидящих в противоположной шеренге с претензией.

Задача его партнера — снять напряжение у напа­дающего. Спустя 2 минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего про­сят определить, снизилось его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

Тренер с помощью группы анализирует результа­ты и называет техники, которыми пользовались участ­ники. Часто способы взаимодействия с агрессивно настроенным партнером оказываются неконструктив­ными и не столько снижают напряжение, сколько, напротив, повышают его. Участникам группы пред­лагается разделить лист вертикальной чертой пополам и в левый столбец записывать техники, снижающие напряжение, а в правый столбец — повышающие его. После окончания игры ведущий дополняет перечень


Снижающие напряжение

1. Предоставление партнеру возможности выговориться.

2. Вербализация эмоционального состояния:

а) своего;
б) партнера

3. Подчеркивание различий между партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

4. Проявление интереса к проблемам партнера.

5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

6. В случае вашей неправоты — немедленное признание ее.

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

8. Обращение к фактам.

9. Спокойный уверенный темп речи.

10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз техниками, которые не были спонтанно использова­ны в разыгрываемых ситуациях.


Повышающие напряжение

1. Перебивание партнера.

2.Игнорирование эмоционального состояния:

а) своего;
б) партнера

3. Подчеркивание общности с собой и партнером,

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.

5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7. Поиск виноватых и обвинение партнера.

8. Переход на «личности».

9. Резкое убыстрение темпа речи.

10. Избегание пространственной близости и наклона тела.


УПРАЖНЕНИЕ 3. ПОДЧЕРКИВАНИЕ ОБЩНОСТИ

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологичес­кое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фра­зу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и на­зывает это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколь­ко прямолинейны»; «Я думаю, нас объединяет такое качество, как застенчивость» и др. Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я поду­маю», если не согласен. Даже если человек не согласен, что у него есть это качество, все равно то, что сообщает ему партнер, несет в себе определенную информацию о том, как мы выглядим в глазах других людей.

Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч..


УПРАЖНЕНИЕ 4. ПОДЧЕРКИВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ

В этом упражнении участникам предлагается вы­явить в других людях качества, вызывающие восхище­ние, уважение или симпатию. Упражнение выполняет­ся в кругу с мячом или письменно. Ведущий просит участников выбрать тех людей, с которыми он менее знаком, для того чтобы усложнить себе задачу. Упраж­нение начинается с того, что кто-то, обращаясь к свое­му коллеге, говорит: «Таня, мне в тебе нравится...» и на­зывает то личностное качество, которое он отметил. Например:« У меня вызывает уважение твоя независи­мость»; «Мне очень нравится в тебе объективность, спо­собность не давать оценок»; «Интонация твоего голоса завораживает». Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова.

Таким образом, в этом упражнении происходит одновременно и отработка техники вербализации сво­его эмоционального состояния. Надо отметить, что эта часть упражнения проходит труднее всего, поскольку большинство участников при вербализации обращаются только к двум эмоциональным состояни­ям: «Мне приятно» или «Мне очень приятно». Види­мо, это связано с тем, что дифференциация и осозна­ние чувств в реальной жизни у нас происходит крайне редко. Этот навык не отработан не только у наших потенциальных клиентов, но и у психологов. Хотя известно, что только тот, кто понимает себя, может разобраться и в чувствах партнера.

В процессе данного упражнения у большинства участников происходит понимание этой проблемы.

После того как чувство или эмоция вербализованы, упражнение продолжает кто-либо другой из участни­ков. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.


УПРАЖНЕНИЕ 5. ОТРАБОТКА НАВЫКА СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПАРАХ.

Участники разбиваются попарно и садятся друг про­тив друга в два круга: внутренний круг направлен на­ружу, внешний — к ним лицом. Участникам предлага­ется какая-то эмоционально заряженная ситуация, член пары, сидящий во внутреннем кругу, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем кругу.

Ситуации обычно носят отвлеченный или даже фан­тастический характер, чтобы избежать излишней лич­ностной вовлеченности участников. Например: студен­та факультета психологии без его ведома перевели со специализации «Парапсихология» на специализацию «Психология насекомых», которая его не интересует. Студент, возмущенный, приходит в деканат, чтобы от­казаться. Задача — снизить его эмоциональное напря­жение, используя описанные техники. Другой вариант: клиент записался на прием к психотерапевту, но в на­значенное время его ждет другой психотерапевт, а не тот, которого он сам выбрал (менее опытный; мужчина, а не женщина, или наоборот и др.). Ситуации мо­гут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неизвестной причине; исключения из груп­пы тренинга, которую все давно ждали; отмены поощ­рительной поездки в Париж и т. п.

Время ограничено 2—3 минутами. Ситуаций пред­лагается, как правило, три. Каждый раз меняется парт­нер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного че­ловека вправо.

По окончании упражнения происходит обсужде­ние того, какими приемами пользовались участники для снятия напряжения и кому из них это удалось луч­ше всего. Часто в процессе обсуждения участники обнаруживают, что разные техники в разных ситуаци­ях работают по-разному, и их эффективность зависит от индивидуальных особенностей партнеров.