Роспись на стекле

Asdf25m.jpg

Техника «GLASS-ART» («Роспись на стекле») направлена на решение различных психологических задач. С ее помощью осуществляется творческое самовыражение, развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сфер, развитие познавательных процессов, коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

Она проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Работа организуется как отдельное занятие или является частью занятия, в зависимости от актуальных задач.

Данную технику можно применять для работы и с детьми любого возраста. Ею также могут воспользоваться как смежные специалисты: дефектологи, воспитатели, методисты, так и вожатые. Сосуды, расписанные в технике «GLASS-ART», можно использовать в работе с агрессией, страхами, зависимостями, с экзистенциальными, иными проблемами и др.


РОСПИСЬ НА СТЕКЛЕ

Задачи: свободное самовыражение; развитие творческих способностей, познавательных интересов, воображения, саморегуляции; стабилизация нервных процессов; раскрытие ресурсного состояния.

Материалы: краски для рисования на стекле, листы стекла небольших размеров (с обработанными скотчем, лейкопластырем краями, со специальной обработкой), стеклянные тарелки, бутылки и другие сосуды.

Темы: картинки на разные темы: «Весна», «Замок», «Ваза», «Подсвечник», «Аквариум», «Любовь», «Волшебная тарелочка», «Сказочный мир» и др., а также темы на выбор.

Ход работы: предложить детям (взрослым) расписать выбранный стеклянный предмет по желанию или на заданную тему. Когда работы будут готовы, дать им названия, рассказать о них.


ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Творческое самовыражение Из «сказочного сосуда» будет, например, появляться сказочник и от имени ребенка рассказывать истории, волшебник будет объяснять игру с правилами (что особенно важно для развития саморегуляции у гиперактивных детей); по волшебной тарелочке катится яблочко, и происходит выбор (смена) ведущего в игре и пр.

Профилактика зависимости (работа со стереотипами) Как правило, у людей формируется представление о том, что бутылка из-под спиртного — это «грязный», ненужный предмет. Такие стереотипы вызывают негативные эмоции. Однако превращение тары из-под алкоголя в красивую вазу для мамы или друга будет разрушать сформировавшиеся стойкие убеждения и являться одним из способов профилактики алкоголизма.

Работа с агрессией Применение данной техники может быть направлено на снятие эмоционального напряжения — посредством свободного самовыражения происходит выброс энергии. Здесь можно вводить задания или инструкцию на соблюдение границ: делать рамки для картинки, не выходить за пределы установленного пространства, в сказочном контексте из бутылки будет появляться волшебник и устанавливать дисциплину в группе и др.

Также рекомендуется использовать метод рассказывания (сочинения) историй, сказок. Например, предложить сделать бутылку, расписанную на предыдущем занятии, волшебной. Она может стать квартирой для джинна. Затем об этом придумывается история.

Здесь метафорами могут быть: «агрессивный ребенок — джинн», «бутылка — социальные конструкты (запреты, негативные установки, родители и пр.)». Вырываясь из бутылки, ребенок, как джинн, может совершить много нелепых, асоциальных поступков. Рекомендуется проработать модели поведения на ситуацию: «Вырываюсь из бутылки и... (что я делаю)».

Когда данный этап работы закончен, совершается ритуал разбивания бутылки. (Данный процесс должен быть организован безопасно: в специальном месте, в мешке...) В завершение ритуала ребенок становится хозяином своего поведения, поступков, своей жизни.

Следующим этапом работы становится трансформация установок. Детям предлагается выбрать наиболее безопасные кусочки стекла от разбитой бутылки и сделать мозаику на тему «Безопасная свобода», «Гармония» и т.п. Мозаику можно делать на пластилиновой основе либо в песочнице. Метафора «битое стекло» означает: можно порезаться, если хватать кусочки стекла, а если их брать осторожно, можно что-то создавать (соблюдение безопасности). При обсуждении данной работы необходимо провести параллель с реальной жизнью: можно попасть в «плохую» компанию или строить позитивное, конструктивное общение с миром.

Из кусочков стекла можно делать талисманы. Талисман будет напоминать ребенку о выборе безопасного поведения.

Таким образом, не выбрасывая стекла, мы не уничтожаем установки, а трансформируем их, что является ключевым моментом в работе по данной проблеме.

Работа с экзистенциальным кризисом В такой работе сосуд как метафора может отражать «Я» клиента. Подростку, взрослому дается инструкция: «Сосуд — это ваше «внешнее Я» (те персональные качества, поступки, которые вы транслируете окружающим, то, как люди воспринимают вас). Распишите его, как вы видите, чувствуете, ощущаете, понимаете свое «внешнее Я».

Внутренняя часть сосуда — «внутреннее Я». У каждого она заполнена чем-то своим. В ситуации экзистенциального кризиса клиент часто теряет «внутреннее Я», возникает пустота.

С целью заполнения «пустоты» клиенту предлагаются различные варианты:

– раскрасить крупную соль в разные цвета и заполнить ею сосуд;

– на дно сосуда положить камешки и наполнить его водой;

– эти же сосуды можно дополнить свечой или цветком;

– сделать из фольги рыбок и «запустить их в аквариум»;

– сделать рамки к картинкам и т.д.

По окончании работы организовать выставку и обсуждение. При этом необходимо уточнить, чем заполняется пустота (перевести в реальную жизнь): что для вас соль, камешки — это интересы, друзья, собака? Кто может вам помочь в наполнении сосуда? Что необходимо, чтобы оно произошло?

Работа с семейными проблемами В работе с семейными проблемами актуальны темы «вечность», «счастье», «жизнь», «любовь», «зазеркалье» и др. Например, в сосуд, превращенный в «наш дом», члены семьи вкладывают записки с пожеланиями друг другу или каждый свои желания. На куске стекла, а лучше – на зеркале, предложить семейное рисование на тему «Идеальная семья» и т.п.

Данная деятельность будет являться одним из этапов психотерапевтической работы с семьей. В последующие этапы необходимо включить использование полученной информации.

Работа со страхами Задачи: диагностика эмоциональных состояний ребенка; переживание состояния эмоционального накала; снятие эмоционального напряжения; развитие умения управлять страхом.

Материалы: краски для рисования на стекле, бутылки и другие сосуды, которые закрываются.

Темы: «Замок страхов», «Изба Бабы-яги», «Болото», «Пещера».

Ход работы: предложить детям превратить (раскрасить) бутылку в замок для страхов. Когда замки будут готовы, ребята рисуют (или пишут) на отдельных листочках то, чего они боятся. В случае когда дети не могут самостоятельно выполнить задание, эту процедуру проводит психолог, предварительно уточняя, чего ребенок боится. После этого листочки скручивают и помещают в бутылку — «в замок». По завершении работы дети рассказывают о своих замках и о тех страхах, которые там живут.

Психолог может предложить варианты, что делать со страхами, находящимися в бутылке. Так, в качестве домашнего задания или на последующих занятиях «замок со страхами» можно уничтожить (например, закопать либо пустить по реке) или использовать момент трансформации страха (украсить «замок страхов» всевозможными способами, например разрисовать, приклеить лоскутки ткани и развесить украшенные бутылки в комнате). Здесь эффективным является использование ритуала превращения: страх превращается во что-то, что может быть ресурсом для ребенка.