Ролевая игра как способ социализации в условиях лагеря

F001 (29)m.jpg
"Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому,
в какие игры они должны играть. В этом и состоит культурное значение игры."
Эрик Берн


Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего, имеют ввиду формирования зрелой, социально-активной личности. При этом у ребенка необходимо сформировать следующие умения:

  • ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
  • получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
  • принимать самостоятельные решения;
  • предвидеть последствия своих решений, учиться на своих ошибках;
  • брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра. Ролевая игра - это форма воссоздания социальной действительности, наложенная на определенный, заранее заданный сюжет. В структуру игры входят роли и игровые действия, как средство реализации этих ролей. Характерной особенностью ролевой игры, является ее двуплановость: с одной стороны необходимость четко следовать правилам игры, с другой постоянный выбор вариантов личных поведенческих реакций на возникающие конфликтные ситуации.

Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно и задолго до него. Замечено, что детеныши зверей в своих играх отрабатывают разные ролевые взаимодействия: сначала один изображает роль хищника, потом другой, сначала один, играя, имитирует кормление и защиту жилища, потом другой. Воспроизведение в игре социальных ролей жизни является необходимым условием и для развития ребенка. Уже в раннем возрасте ребенок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырех лет дети начинают играть, моделируя знакомые им социально-ролевые взаимодействия: в "дочки-матери", "магазин", "прием гостей". В семь лет ребенок играет в "школу", "путешествие". Необходимость игры объясняется потребностью освоить необычное для ребенка поведение. Через подражание (моделирование) поведению взрослых, происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу "чур, я буду". У ребенка не все гд а хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру.

Подростку ролевые игры также необходимы для приобретения навыков в построении адекватного поведения по отношению к окружающим его людям. Но игры детского возраста ему уже . не интересны, для него это уже знакомые роли - он играет их в повседневной жизни. Подростку интересны ролевые игры, вскрывающие этические нормы взаимоотношений между людьми, игры, показывающие весь спектр социальных построений взрослого мира. Подросток с удовольствием пробует себя в любой роли, будь то роль нарушителя норм поведения или роль судьи. Через игру мы можем показать самому ребенку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но, не травмируя его личность.

Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, через игру можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. При организации ролевой игры создаются различные модели мира с этическими, моральными нормами, со своими способами политических, экономических взаимоотношений. Игроки вынуждены следовать правилам игры, но сами правила не жесткие, в них заложена само организующая и само создающая основа. В сюжет игры обычно закладывается социальный или нравственный конфликт. И если участники игры мирятся со сложившимися обстоятельствами или принятыми правилами, то игра становится просто сюжетной игрой, идущей по определенному сценарию. Во время игрового взаимодействия участники сами формируют свои ролевые цели, исходя из собственного жизненного опыта, знаний, личного отношения к данной ситуации. В ролевой игре (в отличии от деловых, сюжетных, имитационных игр) при анализе ситуаций игроками решение принимается сразу, как только возникла ситуация, игровая модель представляется как устойчивая система.

В ролевых играх игровая модель представляет собой комплекс различных систем, внутри которых есть игровое общение. При этом, под воздействием решений, принимаемых игроками, может измениться структура самой игровой модели. В отличие от обучающих или деловых игр, решение в ролевой игре может приниматься и влиять сразу на несколько подсистем: экономическую, политическую, нравственно-этическую или иные. Участники игры получают информацию об изменении состояния игрового мира, используют ее для анализа принятых решений и выработки способов дальнейшего взаимодействия. В ролевой игре ее участники не получают от ведущего игру сведений о том, какое действие оказали их решения и поступки на других. Результат своей деятельности они ощущают в форме адекватных реакций всего игрового пространства.

Поговорим в широком диапазоне об ролевых играх - от малых игр, продолжительностью два часа и количеством участников пятнадцать человек, до игр продолжительностью в целую смену. Это малые ролевые игры "Паром", "Яхта", "Нексус", "Королевский совет", "Дневной дозор", "НИИЧАВО". Игры продолжительностью от двух до четырех часов игрового времени с участием как детей, так и взрослых на условиях, не зависящих от обычного статуса человека: "Бюрократ", "Библиотека", "За двенадцатью подвесками " , "Стражники и мятежники", "Биржа", "Поиски клада". Смены с элементами сюжетно-ролевой игры: " Бусовоград", "Остров сокровищ", "Семь королей", "Двенадцать месяцев", "Дикий запад", "Страна подгорье", "Семь нот в октябре", "Большое путешествие", "Голосую за..." Малые игры развиваются в реальном времени и максимально приближенном к реальности замкнутом пространстве: если игра длится около двух трех часов, то и в реальной жизни прошло бы столько же времени. В таких условиях любое игровое взаимодействие является реальным, у игроков возникает ощущение действительности всего происходящего. Выйти из игры или оказаться вне игры нельзя. Если кто-то должен покинуть территорию игрового пространства, он или окружающие его должны найти способ, с помощью которого это можно сделать.

Малые игры моделируют микро социум. Играя в них, подросток научается ценить личность, жизнь окружающих. В процессе игры подросток понимает, что для того, чтобы добиться каких-то результатов, необходимо уметь договариваться с окружающими людьми. Хотя в малых играх часто есть и игровое оружие (пистолеты), средства уничтожения (яды), игроки очень быстро понимают, что убийство, агрессия не является действенным способом решения проблемы. В игре ярко ощущается, что с уходом каждого игрока исчезает и часть информации, необходимой для дальнейшей деятельности. Среди ребят, играющих впервые, к концу игры обычно остается "в живых" два три человека, но уже во второй игре хорошо видно, как подростки приобретают навыки совместного существования, стараются не "убрать" конкурента, а взаимовыгодно договориться с ним.

В играх типа "Библиотека", "Бюрократ", "За двенадцатью подвесками" моделируется макро социум. Микро социальные взаимоотношения сводятся к минимуму, к личному отношению к развивающимся событиям. И г роки вынуждены так или иначе встраиваться в модель социальных взаимоотношений, не зависимо от того, принимают они их или нет, но с другой стороны у них остается право и возможность изменить заданную в игре систему. За короткое игровое время (2-4 часа) происходят события, которые в реальной жизни могут растягиваться на десятилетия. Социально-инфантильное поведение становится просто невозможно. Так или иначе, это заложено в схеме моделей, возникает социальный протест против действующей системы, и подросток сталкивается с ситуацией, где быстро и легко можно отмести, уничтожить все прошлое. Но отмести прошлое мало. Необходимо предложить такую модель существования, которая могла бы устроить большинство играющих и помогла бы разрешить конфликтную ситуацию. Сюжетно-ролевые смены длятся около двадцати дней. Помимо сценарного хода, расписанного на всю смену, в них зажжены ролевые отношения, рассчитанные как на микро социальные (внутри отряда, между отрядами), так и макросоциальные (на всю дружин у). Ощутимо действует экономика, возникает возможность моделировать административные и политические взаимоотношения, сильно влияние морально-этического выбора индивидуального и группового на дальнейшие события игровой модели. Положительной чертой ролевой игры является то, что дети и взрослые в игре выступают на равных. Ребенок, подросток не слушает наставления взрослых о том, в какой ситуации как надо поступать, а видит это воочию на примере. Может случиться так, что ребенок окажется более зрелой личностью в своих поступках, и это будет положительным аспектом социального воспитания, как ребенка, так и взрослого.

Ролевая игра - это осязаемое проявление поведенческого компонента. Ролевые игры могут принимать разные формы: от простых действий до сложных наборов действий. Ролевые игры не ограничены пространством и целью. В игре можно реализовать поисковую, сверхнормативную, глобально направленную активность, можно импровизировать, многократно пробовать, преодолевать поведенческие стереотипы, не боясь неудач, и при этом всерьез примерять и закреплять все новое, удачно найденное во время ролевого игрового взаимодействия.

Доступный наблюдению психолого-педагогический эффект ролевых игр выражается в:

  • готовности после игры видеть себя и свои отношения с людьми более точно и реалистично;
  • направленности на постановку важных вопросов в жизни человека, которые раньше ставить не приходилось;
  • появлении (усилении) интереса к осознанию и раскрытию своей индивидуальности;
  • получении навыков игрового преодоления сложных житейских ситуаций;
  • раскрытии нравственных резервов личности.