Рисунок от души
Зачем нужны рисуночные методы
В последние годы психологи все чаще в консультативной работе с детьми обращаются к средствам визуализации образов. Рисуя, ребенок передает свои нервные импульсы руке, а рука выводит их на бумагу. Тем самым, внутренние запреты и страхи ребенка зачастую помешать ему перенести свой внутренний мир в виде разноцветных символов на бумагу. Часто то, что рисуют дети, оказывается неожиданным и интересным и для самого ребенка, он открывает в себе новые качества и черты, возможно, незнакомые до этого момента или скрытые в глубине детской психики.
Сейчас очень популярны такие психологические методики как: «Моя семья», «Несуществующее животное» или «Кактус». Эти и другие рисуночные методы помогают в работе с детьми, как во время диагностики, так и при коррекционной работе с неблагополучными детьми. Кого же мы психологи считаем неблагополучными детьми?
Если благополучный ребенок умеет поддерживать отношения с детьми и взрослыми, и обладает обычными для его уровня учебными навыками, то неблагополучный ребенок, наоборот, не умеет поддерживать отношения, и обладает недостаточными учебными навыками и способностями для своего возраста.
Рисуночных методик много, но мне хотелось бы поделиться своим опытом работы с методикой «Розовый куст» (автор Джон Аллан). Эта методика тренирует у детей абстрактное мышление, позволяет заглянуть в детский внутренний эмоциональный мир, а также позволяет выявить детей, страдающих от жестокого обращения в семье или знакомых взрослых: речь идет о сексуальных домогательствах. Довольно часто бывает, что даже собственная мать не всегда знает о том, что кто-то из родственников сексуально эксплуатирует ребенка. И ребенок живет с этой тяжелой тайной много лет, пока не вырывается из семьи в ранние и не всегда счастливые браки.
Если после проведения этой методики вожатый замечает, что в отряде есть несколько рисунков, которые явно указывают на то, что у ребенка жизнь складывается неблагополучно, то можно сделать следующее:
- Во-первых, пообещать ребенку, что все, что будет сказано, останется тайной
- Во-вторых, попытаться узнать у ребенка, может ли вожатый ему чем-то помочь
- В-третьих, поискать кого-то из близких ребенка, кто помог бы ему выстоять в этой непростой ситуации. Это может быть бабушка, тетя или старший брат. Если мать ребенка не в курсе сложившейся ситуации в семье, нужно с разрешения ребенка попытаться с ней переговорить, или мягко, но решительно направить к профессиональному психологу.
- В-четвертых, важно дать понять ребенку, что он не плохой ребенок и не одинок, и у многих детей есть такие же или подобные проблемы.
Рисунок «Розовый куст» можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Единственное условие, в коллективе не должно быть больше 8-10 человек, и дети не должны друг другу мешать.
Как проводится занятие
Самые маленькие дети, которым я давала это задание, были старшие дошкольники (5-6 лет). Также эта методика подходит и для подростков. Раздав листы бумаги и цветные карандаши, я негромко включала спокойную релаксационную музыку на фоне которой давала детям инструкцию по релаксации. Затем дети приступали к рисованию, а я ходила между столиков, и помечала себе в блокнот, то, что было мне как психологу интересно. Некоторые вопросы о цветах я задавала, когда рисунок был у ребят уже почти готов.
Инструкция по релаксации
Закройте глаза…Забудьте о том, что вас окружает… Ощущайте свое тело… Прислушайтесь к своему дыханию, почувствуйте как воздух проходит через рот и нос и поступает в грудь…Представьте себе, что ваше дыхание похоже на волны, которые накатывают на берег. Каждая волна приносит вам успокоение. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело: шея, плечи, живот, ноги. Все тело становится расслабленным и теплым.
Представьте себе, что каждый из вас превратился в куст роз. Какой ты куст? Большой, маленький? Высокий или низкий, с цветами или с шипами? Какие у тебя стебли и ветки? Есть ли у тебя корни или у тебя их нет? Они длинные или скрученные? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами когда меняется время года и становится холодно? Не забывайте — вы розовый куст…
Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза, и нарисовать себя в виде розового куста. Затем вы расскажете мне о нем. Итак, открываем глаза…
Вопросы после окончания рисования
Расскажи мне о своих цветах и листьях? У тебя есть шипы? Ты добрый или злой, и как ты защищаешься, если у тебя нет шипов? Расскажи мне о своих корнях? Где ты живешь, и нравится ли тебе здесь жить? Кто и как за тобой ухаживает? Тебе это нравится? Расскажи о жизни этого куста роз, как тебе живется в роли куста?
На что обращать внимание на рисунке
После того как рисунок готов, давайте к нему внимательно присмотримся.
Размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает ребенок. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов ребенка, или его сильной эгоцентрической позиции.
Цвета в которых он выполнен: темный, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о том, что эмоциональный фон у ребенка не очень жизнерадостный. Особенно если эти цвета являются его постоянными друзьями. Яркие теплые краски и тона говорят о психологическом гармоничном развитии ребенка.
Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз.
О страхе ребенка перед чем то, указывают нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также указывает на то, развитие ребенка протекает не благополучно.
По наблюдению авторов методики благополучные дети начинали рисунок с середины листа и рисовали позитивные образы: солнце, небо, другие цветы и деревья. В то время как неблагополучные начинали рисунок снизу листа, и их картины представляли собой запустение и опустошенность.
Характеристики детских рисунков
Недостаточно опираться только на внешнюю характеристику рисунка. Задавая вопросы можно многое услышать о том, как ребенок сам характеризует свой рисунок. Благополучные дети говорят следующие фразы: «Я живу в красивом поле. У меня много друзей цветов. За мной ухаживает мама. Я весь в цветах, мои маленькие шипы защищают меня». От неблагополучных же можно услышать следующее: «Я расту в пустыне, за мной никто не ухаживает. Мои шипы пьют кровь, они очень злые. Цветку одиноко и грустно». Как говорится, «имеющий уши да услышит»…
Проективная методика нередко позволяет получить полезную информацию, однако применять ее нужно с величайшей осторожностью.