Рекомендации отрядному вожатому
Быть вожатым - это модно
Легенда гласит, что вожатый всегда должен уметь удивить и заинтересовать ребенка! Для этого его надо понять. Описание "в общем" детей от 6 до 16 лет — вещь сложная, поскольку ребенок за эти 10 лет, попадающие в указанный промежуток, меняются очень сильно: меняются их интересы, жизненные ценности, источники получения информации.
Попытаемся дать портрет ребенка 9-12 лет, не претендуя на абсолютную истину, однако, пытаясь вычленить те потребности, которые могут быть удовлетворены летними детскими лагерями и мало кем еще (если говорить именно о «каникулярном» времени, когда они с одной стороны, не ходят в школу и секции, с другой стороны, по прежнему ненамного больше общаются с родителями (за счет того, что родители, в отличие от детей каникул, как правило, не имеют).
Ребенок — в первую очередь, «продукт» своих родителей (в широком смысле, включая бабушек и дедушек) их окружения, их образа жизни, отношения к жизни, во вторую очередь — своего «внешнего» окружения (друзей-приятелей по школе, секциям и пр.) и лишь, в третью очередь — того информационного пространства, которое сейчас определяется нашим временем: телевизора, всего, что его наполняет, Интернета, радио, рекламы в метро и прочее.
Отметим, что с возрастом расположение вышеперечисленных факторов меняется: родители «уходят» сначала на второе место, потом, со вступлением ребенка в возраст подростка и вовсе могут быть «задвинуты» на третье.
Целеполагание:
Ребенок старается оставаться в той среде, в которой ему комфортно. Это справедливо и в том случае, когда он рассуждает о настоящем и в том, когда он говорит о своем будущем.
Означает это примерно следующее:
сейчас он хочет, чтоб его окружали дети, похожие на него (со сходными интересами, примерно с тем же уровнем социальной среды, с которыми будет максимум «точек соприкосновения», как в плане учебы (как ни странно, да! Дети обсуждают школьные проблемы даже в каникулы), так и в плане досуга (сюда войдут и секции/занятия и просто различные приключения), чтоб его окружали взрослые, похожие на его родителей (мы рассмотрим сейчас в первую очередь детей из благополучных семей, где они любимы), т.е. добрые, веселые, внимательные, требовательные, но в меру (не как в школе, не как тренеры на спортивных занятиях).
Думая о будущем, он хочет сохранить этот «статус-кво»: остаться в «комфортном» круге общения, что означает: получить хорошие навыки, которые с одной стороны будут в той или иной мере соответствовать его сегодняшним интересам, с другой — соответствовать его радужным перспективам на будущее, помимо этого добиться определенных успехов в других различных сферах (спорт, искусство), которые позволят ему оставаться среди «своих».
Итак, что у ребенка есть:
- достаток (материальный) в семье, где ряд его разумных (с точки зрения родителей) потребностей удовлетворяются без проблем: от новых книг (если к ним появляется интерес), дисков, фотоаппаратов, видеокамер, до тех спортивных секций или творческих кружков к которым ребенок выразит интерес. ... Или недостаточно подобного достатка, как частный случай.
Чего у ребенка нет или есть, но в недостаточной мере:
- общения с родителями (особенно с отцами),
- возможности свободно творить (в школе — упор на интеллект, в спортивных секциях — на физическое развитие, в творческих кружках — изучение основ: как рисовать, как танцевать и пр.),
- как ни странно, но, скорее всего, друзей. Не одноклассников, не приятелей по секциям и партнеров по ролевым играм или «тусовкам», а, именно, друзей.
Почему воспитанники приезжают в лагерь
Прежде чем перейти к рассмотрению рекомендаций вожатому, нужно понять причины, по которым воспитанники приезжают в лагерь. Причины эти могут быть весьма различны. Некоторые воспитанники приезжают потому, что в лагерь едут их друзья. Некоторые - потому, что их послали родители. Некоторые - потому, что их подкупили. <Если съездишь в лагерь на недельку-другую, папа с мамой купят тебе новый мобильник>. Некоторых посылают в лагерь в наказание за плохое поведение. Некоторые едут потому, что дома скучно и нечего делать, так что, почему бы и не съездить в лагерь. Многие подростки приезжают в лагерь потому, что это уже стало традицией. Тебе важно понять, почему приехал в лагерь каждый из твоих воспитанников, поскольку это будет отражаться в их поведении.
Можно выделить пять основных причин, по которым подростки приезжают в лагерь.
- Приятно провести время и получить удовольствие. Они хотят хорошо провести время и верят, что ты обеспечишь им хорошее времяпрепровождение. Они хотят делать то, что любят, в окружении, которое внушает им доверие. Когда они чувствуют признание и включены в творческую деятельность, которая им нравится, они получают удовольствие.
- Побыть со своими друзьями. Для большинства подростков друзья - самые важные люди в жизни. Они испытывают восторг при мысли о том, что смогут провести семь или десять дней подряд вместе со своими друзьями. Дружеское общение без контроля со стороны родителей - это мечта наяву! Они хотят полноценных взаимоотношений.
- Участвовать в интересной деятельности. Подростки испытывают страсть к деятельности. В них силен боевой дух, они хотят справляться с трудностями. Они стремятся познать границы своих возможностей. Они любят виды деятельности, которые подразумевают испытание их выносливости и способностей. Они хотят делать то, чего не делали раньше, и любят делать это вместе со своими друзьями.
- Приятно провести каникулы. Во время школьных каникул лагерь предлагает возможности, которых воспитанники лишены дома. Даже в самую хорошую погоду в городе летом может быть очень скучно, поэтому их так манит прекрасная природа, в окружении которой расположены лучшие лагеря. Водоем, прохладный лес и широкий луг, холмы и горы, свежий воздух - что может быть привлекательнее для любого подростка, особенно когда он находится в компании сверстников и участвует в программе, полной разнообразных мероприятий и проводимой энергичными, добрыми и понимающими молодыми людьми.
- В чем-то определиться в себе. Для многих воспитанников главное событие дня - вечерняя беседа (свечка, огонек, костер, собрание и т.д.). Они любят петь под гитару. Они любят слушать истории вожатых и своих ровесников. Подготовка и представление на сцене вместе с друзьями - возможность, которая редко выпадает им вне лагеря. Часто их героем становится вожатый. Они любят слушать, как он рассказывает им интересные и жизненные истории и задает вопросы, которые они сами боялись задать. Вначале все это им немного страшно, но в глубине души они действительно хотят научиться этому. Они хотят знать, как им жить дальше. Они хотят, чтобы их любопытство в этом было удовлетворено.
Тебе также следует иметь в виду, какими соображениями руководствуются родители, посылая своих детей в лагерь.
- Хорошая репутация лагеря. Дети - самая большая драгоценность, которая есть у родителей. Поэтому они выбирают тот лагерь, в котором их ребенок будет под присмотром, где его будут уважать, понимать и развивать. Безопасность, насыщенная программа, необходимая дисциплина и здоровые дружеские отношения - то, чего родители ожидают от лагеря в обязательном порядке.
- Возможность формирования характера. В развитии подростка наступило время, когда в его жизни должны быть другие взрослые, которые подтвердят ценности его родителей. Мудрый вожатый-наставник может сделать это. Некоторое время подростки относятся с бoльшим доверием к совету своего отрядного вожатого, чем к совету своих родителей. Родители рассчитывают на то, что ты укрепишь в нем ценности, отношения и привычки, которые благотворно отразятся на развитии его характера.
- Здоровые взаимоотношения. Все родители хотят, чтобы у их ребенка были хорошие друзья. У некоторых подростков не развиты навыки общения. Другие выбрали себе не самых лучших товарищей. Лагерь - прекрасное место для практического обучения навыкам общения и установления новых дружеских отношений.
- Активная духовная жизнь. Умные родители знают, что подростковые годы - лучшие годы для того, чтобы нравственно окрепнуть. Они хотят, чтобы в этот период жизни их дети пережили нравственный подьем. Каждый день, что их ребенок находится под твоей заботой и руководством, родители мечтают о том, чтобы он принял для себя нравственные принципы, которые изменят его жизнь.
- Жизненные воспоминания. Лагерь - самое яркое событие лета, то переживание, которое запомнится не на один год. Многие воспитанники ждут - не дождутся следующего лета, когда они снова смогут поехать в лагерь. Это настолько важно для них, что и родители, и дети будут целый год откладывать деньги, чтобы оплатить путевку. Воспоминания о лагере остаются на всю жизнь. Эти воспоминания формируют в воспитанниках уверенность в себе, здоровое отношение к жизни и оптимизм. Если воспитанникам понравилось в лагере, родители будут посылать их туда вновь и вновь.
Родители и воспитанники доверяют тебе и надеются, что ты организуешь и направишь подростков в исполнении их ожиданий. Соответствовать их ожиданиям тебе поможет данные ниже рекомендации для вожатого группы. Скрупулезное исполнение этих правил позволит тебе не разочаровать воспитанников и их родителей. Если ты посмотришь на обязанности вожатого с этой стороны, они будут восприниматься не как повинность, а как творческий план успешного развития взаимоотношений.
Для того чтобы стать хорошим вожатым, тебе нужно знать свои обязанности и меру ответственности. Ты отвечаешь за здоровье, безопасность, благополучие и развитие каждого воспитанника с того момента, как принял его в группу, и до того момента, как он покинет территорию лагеря со своими родителями (или с сопровождающим, которого назначат родители или директор лагеря). Это серьезная задача. Чтобы помочь тебе понять ее масштабы, мы разделим твои обязанности на несколько категорий. Категории представлены в порядке приоритетности.
Этот порядок может тебя удивить. Но возможно, потом, и ты согласишься с нами. Все, что ты делаешь вместе с воспитанниками, для воспитанников и по отношению к воспитанникам, либо созидает, либо разрушает твои взаимоотношения с ними. Каждое взаимодействие с воспитанниками, каждое запланированное или незапланированное мероприятие влияет на взаимоотношения. Да, очень важно исполнять свои обязанности. Но самое важное - как ты их исполняешь. Если ты исполняешь их как повинность, это может разрушать взаимоотношения, но если тобой движет любовь и бескорыстие - взаимоотношения укрепляются.
Не пугайся, что у тебя так много обязанностей. Координатор программы (старший вожатый, старший смены или другое - в разных лагерях эта должность называется по разному) всегда готов помочь тебе. Каждый день у тебя будет достаточно возможностей поговорить с ним. У координатора программы есть опыт работы вожатым-наставником в лагере, и он понимает твои проблемы. Он регулярно будет поддерживать тебя. Он поможет тебе добиться успеха как вожатому и наставнику ребят.
Все задания ты будешь получать от координатора программы. Он твой непосредственный начальник; уважай его и сотрудничай с ним. Всегда думай и говори о нем хорошо, даже если не согласен с ним. Твои взаимоотношения с координатором программы - проверка твоей духовной зрелости.
Не пугайся своих обязанностей и ответственности. Просто доверься рекомендациям. Хорошо изучи свои обязанности в каждой из категорий. Выучи их наизусть; это избавит тебя от многих проблем. Исполняя свои обязанности, ты предотвратишь большинство проблем, с которыми сталкивается вожатый. Делай собственные краткие записи. Держи их при себе и просматривай их каждый день. Ты не пожалеешь о том, что потратил на это время.
Общественное руководство
- Живя насыщенной жизнью с группой воспитанников в течение этих недель, дай им чувство безопасности. Делись с ними своим жизненным опытом, верой и нравственными ценностями, будь для них примером.
- Заранее выучи имя каждого воспитанника и умей его правильно произнести. Определи интересы воспитанников, узнай все об их семьях, установи, кто их друзья.
- Подружись со всеми воспитанниками и находи радость в общении с ними. Не делай их своими рабами, но сделай их своими друзьями. Помогай им с каждым новым днем лагерной смены все больше и больше радоваться друг другу. Способствуй развитию в группе праздничной атмосферы.
- Поощряй развитие правильных взаимоотношений между воспитанниками, при которых все они пользуются равным уважением, всем предоставлены равные возможности и все несут равную ответственность.
- Наблюдай за каждым воспитанником и старайся обнаружить его умения, сильные стороны и способности и помогай ему развивать их. Выявляй те области, где он терпит поражение, и помогай ему одержать победу.
- Вдохновляй своих подопечных на то, чтобы быть открытыми и честными, доверять друг другу, помогать друг другу, стремиться к единству, стараться влиться в коллектив, а не обособляться от него, а также быть терпимыми и внимательными к чувствам и желаниям друг друга. Убедись, что каждый член группы пользуется уважением, признанием и имеет друзей.
- Учи воспитанников любить своих ближних как самого себя. Обязанность каждого члена группы - вносить свой вклад в процветание всей группы. Ни один воспитанник не имеет права испортить впечатление о пребывании в лагере другому воспитаннику или сотруднику лагеря.
- Поддерживай единство и согласие между всеми работниками лагеря и воспитанниками.
- Сделай свою вожатскую комнату, детские палаты, да и все отрядное место удобным и гостеприимным домом для каждого члена группы. Покажи каждому его кровать и место, где он может хранить свои вещи. Укрась комнату, но не порти стены. Некоторые воспитанники будут чистыми, опрятными и организованными. Другие будут грязными, но вполне довольными своей неопрятностью. Похвали опрятного воспитанника и побуди неряху учиться у аккуратиста. Научи их помогать друг другу, а не критиковать или жаловаться.
- Вместе с воспитанниками ежедневно убирай и приводи в порядок свои комнаты и прилегающие территории. Организуй работу, давай конкретные задания каждому члену группы и проверяй их исполнение. Начиная со второго дня смены, каждый день назначай нового дежурного по комнате.
- Следи, чтобы каждый воспитанник соблюдал правила личной гигиены: как следует мылся, одевался по погоде, содержал в чистоте и порядке место своего проживания и личные вещи, нормально питался и отдыхал. Сообщай о любых отклонениях, болезнях и несчастных случаях медсестре или врачу лагеря.
- Руководи воспитанниками, помогая им в выполнении любых заданий, которые поручены им для обеспечения эффективной и бесперебойной работы лагеря. Неустанно ищи новые возможности внести свой вклад в успех всего лагеря. Вдохнови воспитанников заботиться не только о себе, но и о других.
- Прими на себя полную ответственность за каждого воспитанника с момента его появления в группе и до самого отъезда из лагеря. Знай, где он находится и что делает. Сообщай о любых отклонениях и изменениях координатору программы.
- Будь человеком команды. Сотрудничай со спортинструктором, медсестрой, работниками кухни, другими наставниками и администрацией лагеря. Относись с уважением ко всем сотрудникам. Сделай пунктуальность и участие в общих делах обязательным правилом для себя и для своих воспитанников.
- Участвуй во всех планерках вожатых и в общих собраниях сотрудников лагеря, в которых ты приглашен участвовать. Будь всегда готов кратко поделиться своим опытом и выслушать опыт других. Цель этих собраний - информация, ободрение, планирование.
- Соблюдать все правила и законы лагеря. Хороший вожатый не ждет для себя привилегий, на которые не могут рассчитывать воспитанники. Принеси все жертвы, необходимые для того, чтобы посвятить воспитанникам все свое внимание и энергию.
- Прими на себя полную ответственность за выданные тебе материалы, оборудование и инвентарь (книги, ручки, спортинвентарь, зеркало, стулья, постельное белье, швабра и т.д.) и возврати их выдавшему тебе лицу или туда, где они были получены, в установленное время.
- Каждый вожатый имеет право на еженедельную оценку проделанной работы координатором программы, а также на общую оценку своей работы в конце пребывания в лагере. Убедительно советуем всем наставникам пользоваться этой возможностью для самоусовершенствования, личного нравственного роста и развития лидерских навыков.
- По окончании каждой лагерной смены составь письменный отчет о каждом члене группы и представь его координатору программы.
- Не покидай лагерь до того, как уедет последний из твоих воспитанников, пока не будет убрана и приведена в порядок твоя комната, возвращено все постельное белье, дан отчет по всему инвентарю, выполнены все твои обязательства и требования координатора программы и получено его разрешение на отъезд. Не забудь до отъезда поблагодарить поваров.
- Всегда участвуй в спортивных мероприятиях вместе с воспитанниками. Направляй их в ходе занятий спортом. Спортинструктор не отвечает за твоих подопечных. Он поможет тебе в организации спортивных мероприятий, но ответственным за воспитанников продолжаешь оставаться ты.
- Овладей как можно более широкими навыками в области организации активного отдыха. Выработай в себе положительное отношение к активному отдыху и умение организовать досуг воспитанников. Изучи правила техники безопасности и приучи себя неуклонно следовать им. Предотвращай несчастные случаи. Научись играть в различные игры и умей обучить им своих подопечных.
- Вместе с членами группы ежедневно планируй время активного отдыха и руководи воспитанниками в проведении запланированных мероприятий. Дай им новый опыт.
- Ежедневно руководи играми и активным отдыхом воспитанников. Научись быть для них тренером и вовлекать в игру каждого из них. Будь примером того, как строить правильное взаимоотношение между людьми через занятия спортом.
- Следи, чтобы каждый член группы имел возможность участвовать во всех спортивных мероприятиях. Наблюдай за воспитанниками и хвали их за хорошее поведение, приложенные усилия и стремление к сотрудничеству. Тренируй их. Показывай тем воспитанникам, кто быстро схватывает новое, как они могут помочь тем, кто испытывает затруднения. Так закладываются основы дружеских взаимоотношений и создаются приятные воспоминания.
- Учи воспитанников правильно использовать спортивный инвентарь и бережно обращаться с ним. Прежде чем покинуть место проведения занятия, убедись, что весь инвентарь сдан спортинструктору или другому ответственному сотруднику, убран на место и готов для использования следующей группой. Незамедлительно сообщай о любых повреждениях, поломках и потерях координатору программы.
- Неси полную ответственность за руководство группой во время походов.
И еще один совсем простой совет. Всегда будь немножко добрее, чем требуется.