Ребенок есть личность

Cc5a15702ec9m.jpg

"Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое здравствуйте, тоже можно воспитывать."


Что делать если ребёнок «нестандарт»?

Вернее так – если он вообще чем-то отличается своим поведением от других детей? Пример: аутичное поведение (ребёнок весь в себе, застенчив, любит уединение, «дичится» общения и прочее) энурез (ночное недержание), какой-то явно выраженный дефект речи и прочее.

Итак, что делать? Конечно, готовых рецептов на каждый случай не существует, поэтому просто уделяйте ребёнку чуть больше внимания, чем всем остальным. Чаще беседуйте с «необычным» ребёнком, всячески пресекайте насмешки со стороны его сверстников, берите его с собой, когда отправляйтесь по своим лагерным делам (например, что-то взять в столовой, зайти по хозяйственным делам еще куда-то, и.т.д.). Не дайте ему понять, что он «другой», не такой, как все, и никому не интересен. Он прежде всего интересен вам, вожатому, пользующемуся авторитетом, а значит – он может быть интересен и детям. С другой стороны, не увлекайтесь чрезмерной опёкой – эффект может получится ровно противоположный! Другие дети могут невзлюбить «любимчика»!


Одежда для детей, или фэйс контроль

Первое правило: дети должны быть одеты всегда по погоде. Причём, когда им жарко, они довольно шустро всю лишнюю одежду с себя скидывают (и как правило, где попало; для Вас же они оставляют почётную обязанность ее потом принести к себе в палату), но по непонятным мне причинам довольно беззаботно относятся к холодам, и могут вполне позволить себе во время дождя выйти из корпуса в одной футболке, в тапочках и лёгких шортиках. Это явный сбой в системе - ловите его и отправляйте в корпус одеться нормально.

Прогулки по лесу в лёгких шлёпанцах не желательны (обувь, как и одежда, должна быть закрытой). В солнечную погоду должен быть головной убор, в пасмурную – куртка или ветровка. Носки у детей должны быть всегда сухие.


Искренность, и еще раз искренность…

Доверяйте. Знайте, забавный парадокс - они своим родителям могут доверять меньше чем своим вожатым…

Общайтесь на их языке. Будьте в курсе тех игр и игрушек, в которые они играют. Снисходительно относитесь к их недостаткам – они же еще дети. Спрашивайте об их самочувствии. Не сюсюкайте – говорите с ними как со взрослыми. Побольше играйте. Рассказывайте интересные истории, которые случались с Вами. Активно «болейте» за свой отряд во время соревнований и прочих мероприятий. Не оставляйте их в горести: к кому-то не приехали родители в родительский день – это трагедия – обязательно утешьте. Обязательно отмечайте все дни рождения. Поощряйте все их успехи, большие и малые. Например, если дети отличились и заняли первое место, встаньте пораньше и под подушку каждого засуньте подарок.


Что делать если ребёнок скучает?

Как правило, эта проблема первых дней (впрочем, есть еще кризис середины смены под названием «экватор» - дети вполне освоились, всё уже знают, произошло некое привыкание, но все же чего-то не хватает).

Во-первых: постарайтесь успокоить ребёнка (если он без конца плачет, то это ни для кого не хорошо – мало того, что он сам страдает, он еще и других своим видом в уныние вводит). Поэтому что-то нужно делать. Что же? Самое простое - рассказать примерно следующее: «слушай дорогой… ну хорошо… ну приедешь ты в Москву… ну дальше-то что? Друзья - кто по дачам, кто в таких же лагерях… во дворе никого… позвонить не кому… погулять не с кем… Что делать-то будешь? Дома сидеть целыми днями? А у нас… Смотри, сколько всего интересного за эти дни случилось: и РВС, и Тропа Смелых и свечки, и вечер знакомств и представление отрядов… а знаешь ли ты что впереди будет?! Нет.. не знаешь… тогда давай я тебе чуть-чуть это расскажу (…..) Вот видишь, сколько всего нового! А ты хочешь всего этого лишится… Зачем? Чего ради? Вот твои родители скопили денег, что бы ты сюда приехал… отдохнул… сил набрался… а ты что же? Расстроить их хочешь? Пойми, что и папе с мамой то же нужен отдых… нельзя же только о себе думать». (ну и далее всё в таком же духе).

Еще раз – ни в коем случае не оставляйте ребёнка в таком состоянии! Проблема сама собой не решится, т.к. для ребёнка при всех прелестях жизни в лагере отрыв от родного дома - это стресс. Поэтому ласковый разговор (любая чуткость в вашем исполнении) здесь будет как нельзя более кстати. Обязательно предлагайте скучающему поиграть во что-нибудь (предлагайте персонально!). Неожиданно подарите ему какое-нибудь лакомство или игрушку, по возможности всячески демонстрируйте заботу и то, что его проблема Вам не безразлична.

P.S. Совсем другое дело, если выяснится что ребёнок скучает по дому не потому что в лагере ему скучно и нечем заняться, а потому что его кто-то повадился постоянно обижать, но подробнее об этом смотрите ниже.


Конфликтный ребенок.

Это действительно проблема и она может быть величиной с Эверест. Конфликтный ребенок это: бесконечные скандалы, слезы, драки, нарушения дисциплины, т.е. в масштабе отряда это постоянное движение назад. Львиная доля времени и нервов будет уходить на то что бы устраивать бесконечные разборы полетов. Что делать?

Для начала попытайтесь понять – почему этот ребенок так себя ведет? Если причина кроется в «лагере», т.е. ребенка отправили в лагерь против его воли, он испытывает здесь различного рода дискомфорт, у него не сложились отношения с другими детьми или персонально с Вами, то здесь все можно исправить и ситуация полностью в Ваших руках. Но, если это есть свойство его характера, психического развития и вообще он «привык» так себя вести, то… запаситесь лишними нервами и попробуйте сделать все что в Ваших силах.

А именно: ребенок должен понять, что Вы ему не враг, он должен увидеть, что Вы хотите ему только хорошего, что Вы готовы уделить ему силы, внимание и время для решения его проблем. Была бы лишь готовность с его стороны эти самые проблемы начать решать. Очень часто капризы ребенка это проявления своего рода «социального бунта», т.е. ребенок видит некую несправедливость и таким образом указывает на нее. В любом случае – первым протяните ему руку, ну а если он ее оттолкнет, тогда можете смело эти руки «умыть».

Если предпринятые меры не дали ровно никакого результата, а ребенок как был невменяемым, так и остался и ему мало того, очень даже неплохо в этом статусе…. тогда действуйте по следующей схеме:

1. Предупредительные беседы (2-3 раза) «Вася если ты так относишься к Пете, а Петя тебе ничего плохого не зделал, а ты его постоянно обижаешь, то уважаемый Вася мне придется тебя постоянно наказывать. Ты меня знаешь – если я что-то пообещал, то это будет выполнено. Итак, уважаемый Василий, я буду очень внимательно за тобой наблюдать, и если я опять увижу на лице у Пети Ниагарский водопад – ты будешь писать объяснительную на имя директора лагеря. Ты понял меня?»

2. Слово «директор», для детей, без всякого сомнения, является словом магическим. По неясной причине они его если уж не боятся, то, как минимум опасаются. Воспользуйтесь этим – отведите Васю к директору, пускай тот проводит с ним профилактические беседы. Мало того директор как человек занятой, а поэтому нервный особо долго думать не будет, а после того как Вася побывает у него раза три возьмет да и позвонит маме Васи, что бы она или возымела на Васю воздействие (по телефону) или приезжала за своим драгоценным.

Почаще берите с таких детей объяснительные. Для чего? Во первых объяснительная это мера дисциплинарного воздействия (и поверьте от нее будет положительный толк) Во вторых эти объяснительные затем пригодятся Вам при объяснениях с родителями этого ребенка.

Замечена закономерность (не абсолютная но очень часто встречающаяся) Если ребенок конфликтен, капризен, плохо себя ведет, плохо управляем – то родители его как правило ничем не лучше своего чада. (иначе с чего у них такой ребенок?) Так вот эти подобные родители очень часто предъявляют вожатым (или руководству) различного рода претензии:

  1. «К моему мальчику (девочке) плохо относятся»
  2. «Его (ее) часто обижают другие дети»
  3. «Моим ребенком мало занимаются» (т.е. уделяют время, внимание)

Ну и прочее в том же роде. Объяснительные будут как нельзя кстати, они то как раз и покажут – «кто кого обижал и кто к кому плохо относился».


9 фраз, которые нужно говорить детям

  • «Я доверяю тебе» Важно подчеркивать, что вы видите в ребенке не просто несмышленого малыша, а надежного товарища, друга. Отношение, как ко взрослому, формирует у маленького человека стремление быть достойным, не подорвать мнение окружающих о себе, свой авторитет.
  • «Я люблю тебя!» Находите в суете ежедневных больших и маленьких дела время на то, чтобы напомнить ребенку, как вы его любите. Иногда 13-летнему подростку слова любви от взрослых, гораздо важнее, чем даже 5-летнему. Пока ребенок слишком мал, он понимает, что его любят априори. Чем старше, тем больше сомнений, тем больше подтверждения нужно.
  • «Как дела? Как прошел день?» Спрашивайте у ребенка, что он делал, чем занимался, чего достиг сегодня или какие неудачи случились у него. Ребенку важно выговориться, но сам он, порой, не может начать беседу, подозревая, что вам будет слишком скучно слушать его рассказ. Продемонстрируйте искреннюю заинтересованность.
  • «Ты молодец!» Хвалите ребенка. В мире, где каждый в большей мере увлечен собой и собственными достижениями, дождаться искренних слов поддержки – очень сложно. Станьте этой самой группой поддержки.
  • «Я все равно на твоей стороне!» Даже если ребенок не прав, объясните, что ситуация могла быть иной, сделай он иначе. Но, вы не ругаете его, вы его по прежнему любите и искренне понимаете, почему он поступил именно так.
  • «У тебя все получится!» Верьте, что ребенок способен на многое. Даже если все вокруг уже давно вынесли вердикт относительно него.
  • «А как хочешь ты?» Советуйтесь с ребенком и спрашивайте его мнения. Спросите его, а хотел бы он такие каникулы?
  • «Я думаю, ты прав!» Признавайте, что ребенок прав. Даже если для этого придется сказать, что ошиблись вы сами.
  • «Спасибо!» Благодарите его за мелочи, и ему будет хотеться сделать что-то еще для вас.