Размышления о детских программах

21310976JOVm.jpg

Нижеописанное больше относится к туристическим походным детским программам, хотя некоторые моменты верны для любых детских программ.


Что такое «Детская программа».

  • Видение: Наш опыт работы со школьниками полезен для будущего нашей страны и нашего города.
  • Миссия: Мы создаем - интересное детство, где дети могут легко и безопасно научиться взаимодействовать с собой и окружающим миром.
  • Стратегия: Мы создаем и проводим разнообразные программы для детей школьного возраста, используя весь наш опыт и ресурсы, моделируя самые интересные темы и события.
  • Цели: Создать комплекс востребованных программ, участвовать в котором престижно и безопасно.


Детская программа - это большое, яркое событие. Это приключение, в котором каждый становится активным участником, будь ты кладоискателем или индейцем, волшебником или путешественником, покорителем вершин или театральных подмостков, неважно, кем ты стал сейчас на программе, важно то, чему ты научишься, будучи в этой роли.

Во вторых, программа это большое переключение. Переключение от учебы, от дома, от тренировок и секций, от дачи и от двора, от компьютера и от телевизора. И тогда на программе оказывается, что мир вокруг значительно интереснее и богаче, что в нем есть другие взгляды и мнения, что существуют неожиданные, но вполне логичные поступки.

В третьих, программа это место, где каждый участник сможет совершить свой подвиг, проявить свои знания и умения, оказаться полезным для всей большой команды, для того, чтобы обрести свою ценность, а не «примазываться» к заслугам своих родителей. А придя домой, гордиться тем, что это ты нашел клад или разгадал загадку, это ты вызвал на поединок вождя, это ты смог освоить парус на плоту, это ты спас вещи команды под проливным дождем, наконец, это ты сумел приготовить настоящий плов на костре....

И в четвертых, это путешествие. Не важно, как мы путешествуем, на поезде или пешком, на лодках или на катере, на яхте или на самодельном плоту, на автобусе или лошадях, мы видим новый мир не «глазами телевизионной программы», а собственными. Мы сравниваем города и села, народы и обычаи, ландшафты и природные явления, мы познаем большой мир и обогащаем свой.

А чтобы это все произошло, мы каждый раз разрабатываем новые программы, в новых местах и с новыми событиями, мы готовим команду вожатых-инструкторов, чтобы она могла сделать приключение безопасным и при этом настоящим.

Таким образом, мы видим ценность наших программ в следующем: в путешествиях, в развитии волевого потенциала участников, в расширении мировоззрения и кругозора.


Типы программ, возраста участников, возможные особенности

Основные типы программ - маршрутные, стационарные и комбинированные.

  • Маршрутные или походные программы, связаны с прохождением маршрута, постановкой палаток на ночлег, самостоятельным приготовлением пищи на костре и игровым компонентом. Маршруты могут быть пешеходные в горах лесах или песках, и водные на байдарках, плотах или яхтах.
  • Стационарные программы, когда все участники прибывают на одно место и находятся там до её окончания. Стационары бывают палаточные и базовые (корпусные).
  • Комбинированные программы включают в себя элементы маршрутных и стационарных, в различных сочетаниях и пропорциях.


Водные сухопутные палаточные корпусные
сезон Поздняя весна, лето, ранняя осень весна, лето осень Поздняя весна, лето, ранняя осень Ранняя весна, зима, поздняя осень, лето
проживание Палатки палатки палатки Тур. Базы, детские лагеря
Игровое содержание Присутствуют элементы либо игровая тема Малые игры, не привязанные к сюжету набор игр связанных единым сюжетом набор игр связанных единым сюжетом
Особенности Зависимость от погодных условий, возможность изменений маршрута Средняя зависимость от природных условий. Средняя зависимость от природных условий. мало зависит от погодных условий,
Средства реализации Байдарки, плоты, катамараны. Горы, пески, велосипеды Скалолазание, пещеры Тематические игры, Ролевые игры
Питание Готовим самостоятельно. Можем менять рацион, режим питания мягкий Готовим самостоятельно. Можем менять рацион, режим питания мягкий Повар для возрастов 7-11 лет, с 12 лет готовят еду самостоятельно. Четкий режим питания, на набор продуктов не влияем
Физическая нагрузка Средняя - высокая Средняя - высокая Регулируется мероприятиями Регулируется мероприятиями.
Темы Экспедиция, путешествие, Поиск сокровищ, подвиги, природные парки Поиск сокровищ, команда спасателей, Магия, Ролевые игры, праздники мира
Требования к снаряжению Рюкзак, коврик, спальник, Наличие специальной одежды , посуды Рюкзак, коврик, спальник, посуда Личная одежда, посуда, спальник, коврик, сумка Только личная, городская одежда, Сумка для вещей
возраст С 12 лет С 12 лет С 7 до 17 С 6 до 17 лет


Foto iz lagerej pohodov kanikul 031m.jpg
Foto iz lagerej pohodov kanikul 036m.jpg
Foto iz lagerej pohodov kanikul 113m.jpg
25582505pNzm.jpg
25582359ZRFm.jpg
25582200sOKm.jpg
10-75m.jpg
IMG 1383m.jpg
IMG 5545m.jpg
IMG 1845m.jpg
Splav katamaranm.jpg
1235084807 14m.jpg

Структура программ

Структура программ традиционная: организационный период, активная часть и завершение.

  • Организационный период - длится около одной трети программы, его задачи - знакомство с участниками, с его целями и ожиданиями, с правилами взаимодействия и форматом программы. Характеризуется самой активной работой инструкторской команды. Важна демонстрация ценностей программы, вовлечение всех участников, поиски подходов и стилей общения с группой и с каждым лично. Важно не пускать дела на самотек, а своим примером показывать, как это может быть. Участники «новички» могут начать «хандрить», для кого бытовые условия программы сильно выбиваются из привычной жизни, им необходимо уделить особое внимание.
  • Активная часть - цепочка плановых событий связанных единой структурой. Самое продуктивное время, когда участники втянулись в режим питания, передвижения или игровой график. Стало все понятно с новыми бытовыми условиями, начинают появляться привычки, любимое место, становится меньше вопросов «не по делу». Это время, когда у участников начинает получаться и именно этот период начинает нравиться. Участники начинают помогать друг другу, появляются дружеские отношения. В этот период группа явно делится на подгруппы, и задача инструкторов без «наезда и упрека» выравнивать разницу между активными и пассивными участниками программы, путем активизации «бездельников», или доверия дополнительных полномочий активным персонам. Это этап, когда появляется вкус побед и азарт от поражений, самое время для корректировок личных стратегий и открытия новых возможностей. Рядом с серединой программы часто бывает день отдыха, который не занят режимными моментами - подобие выходного. Как правило к его окончанию участники начинают скучать и чаще всего он становится дополнительной мотивацией к активным дальнейшим действиям.
  • Завершение - этап подведения итогов. В это время участники начинают говорить: «Осталось всего три дня!» вместо «Еще целых 10 дней!». Самое продуктивное взаимодействие участников между собой, зачастую высокий уровень самостоятельности в режимах и основных процессах. Иногда высокий уровень самостоятельности может выходить из-под контроля, поэтому команде инструкторов важно удерживать рамки целей программы, чтобы не войти в зону непонимания и конфликта. Дарим символические подарки, проводятся процессы «расскажи мне обо мне», считаем совершенные подвиги, ищем ценности программы для себя и окружающих.


Вожатый детской программы: кто он?

Конечно, это уникальный человек, он интересен детям и коллегам, с ним хочется общаться, всё за что он берется - естественно получается, он легко вовлекает в дела и у него полно разнообразных идей, он жизнерадостен и надежен, играет на гитаре, поет песни и так далее. К сожалению таких вожатых, как правило, единицы. Потому используем способ работать в команде. Таким образом, набираем для каждой программы нужный набор качеств имеющихся у вожатых, и чем сильнее и ярче проявления этих качеств, тем ярче сильнее будет эффект оставшийся от программы.


Личностные и командные качества

Многие из этих качеств не новость, и большинство из них понятно без расшифровки, и тем не менее попробуем перечислить.

  • Целеустремленность. Принципиально важно, чтобы у вожатого были цели (именно цели, а не только мечты)
  • Пунктуальность. Будь во время, потом уже поздно, да и не к чему.
  • Честность от слова честь. Предупреждай, когда лукавишь.
  • Безотлагательность. Всему свое время.
  • Уважение себя и окружающих. В первую очередь это соблюдение созданных договоренностей. При необходимости всегда можно изменить договоренности, но только в двустороннем обоюдном порядке.
  • Свобода выбора. Уметь выбирать последствия событий, и предоставлять возможность выбора окружающим.


Навыки и умения вожатого

Общие:

Вожатый должен знать и уметь применять (обязательно):

  • Прежде всего вожатый – инструктор по командообразованию, соответственно должен быть знаком методами формирования и сопровождения детского коллектива на весь период программы. В остальном вожатый может быть инструктором в востребованных областях профиля детской программы.
  • Знать возрастные особенности участников (психические и физиологические). Сюда относятся особенности детского и подросткового возрастов, «переходного» возраста, наборы возможных ценностей, моды и веяний. Так же иметь представления о времени концентрации внимания, особенностях физической нагрузки у разных возрастов.
  • Для туристических лагерей - знать основы начальной туристической подготовки. В основном приветствуется навык - стремление к комфорту в имеющихся условиях. Умение использования снаряжения, одежды, позитивное отношение ко всем природным факторам.
  • Знать различные подвижные и интеллектуальные игры (на знакомство, сплочение, забаву). Необходимо умение организовывать любые подвижные игры с соблюдением правил безопасности. Игры могут быть запланированными или спонтанными.
  • Знать основы первой доврачебной и медицинской помощи: алгоритмы действий в чрезвычайных ситуациях, транспортировка и иммобилизация пострадавшего.
  • Творческие навыки. Всегда удобно сотрудничать с вожатым - креативщиком - реализатором, который не только придумает, но и сможет реализовать задуманное в рамках возможностей. Приветствуются вожатые, обладающие актерскими (хотя бы любительскими) навыками, поющие, играющие и мастерящие.
  • Умеющие передавать свой (и не только) жизненный опыт с помощью:
    - демонстрации жизненной позиции и базовых установок
    - рассказывать поучительные истории из жизни
    - делиться байками, сказками, притчами, анекдотами,.
    - совершать поступки которые станут позитивным примером для участников
  • Умеющие своевременно и позитивно реагировать на ситуации, особенно нестандартные, неожиданные, спорные, чрезвычайные и даже конфликтные, принимать решения способствующие нормализации обстановки.


Специальные навыки согласно виду программы, например:

  • Водные: Поддержание исправности плавсредств, основные навыки гребли и такелажного устройства, обеспечение безопасности на воде, понимание принципов движения водного потока и устройства берегов.
  • Пешеходные путешествия: Основные точки маршрута, привязки к событиям на маршруте, туристические навыки, навыки комфортного выживания в природных условиях, понимание особенностей рельефа и картография, навыки ориентирования по сторонам света, карте и GPS, способы сигнализации и поиска потерявшегося. Знание и соблюдение техники безопасности при передвижении.
  • Игровые: Навыки ведения и представления игр, знание игровых комплектов. Умение проводить активности, знание правил и условий часто используемых активностей, логических задач и головоломок.


Команда вожатых для походного лагеря (роли, функции, перспектива)

Вожатые, которые создают программу и работают на программе, становятся командой единомышленников, работающей над главной целью: безопасное приключение, полезное для развития каждого участника. Команда формируется задолго до начала программы, в неё могут входить как опытные вожатые, так и новички, при этом поддерживаем пропорции, что новичков-стажеров будет не более 30% от общего состава команды вожатых. На предварительных встречах обсуждаем этап подготовки, готовим снаряжение и оборудование, проговариваем детали событий на программе и распределяем функции. В каждой программе есть старший вожатый(координатор), вожатые и обязательно - врач, иногда повар и администратор. Так же есть набор дополнительных функций, которые выполняет команда завхоз, завпит, инструктор.

Теперь, по порядку.

  • Координатор. Чаще всего, это тот человек, который придумал и разработал программу, либо взялся её провести по запросу, но главное, то, что координатором программы ни когда не станет человек, которому эта программа безразлична или не интересна. Именно этот фактор определяет, что именно координатор является главным носителем идеи и контекста всей программы в целом и всех отдельных событий. Координатор тот человек, который принимает окончательные решения на программе, советуясь или нет, но за ним последнее слово. Так же в задачи координатора входят: создание комфортных условий работы для инструкторов и врача, распределение функций на программе и на этапе подготовки, создание договоренностей с административными органами и подрядчиками. В конце концов хранитель папки документов на всю группу и это только крохотная часть от списка его функциональных обязанностей.
  • Врач. Профессиональный врач, имеющий высшее медицинское образование. Основные функции: Отслеживание здоровья участников и команды инструкторов, профилактическое сопровождение и квалифицированная помощь в экстренных случаях. Зачастую, врач обладает игровыми квалификациями, это значительно усиливает команду. Отслеживает и хронические заболевания и контролирует прием препаратов переданных ему родителями для участников. Ведет журнал всех обращений участников. При возвращении с программы сообщает родителям о случаях вмешательства, при необходимости дает рекомендации. Хозяин Аптеки и всех медицинских средств.
  • Вожатый. Человек, который обучает участников, всему необходимому, чтобы программа прошла для участника успешно. Именно он запускает в ход игры, зачастую совмещает функции завпита или завхоза. Хозяин игровой базы, набора игр, неистощимого числа баек и историй, готовый прийти на помощь любому участнику в каждый момент, при этом воспринимающий всех участников как равных себе.
  • Стажер. Учится стать вожатым, а в последствии и координатором. Наблюдает за их действиями, изучает принципы построения программы, именно он основная помощь для вожатого, и нередко становится дополнительным связующим звеном в цепи команда - участники.
  • Завхоз. Человек, отвечающий за наличие и состояние всего оборудования и снаряжения. Сбор оборудования перед программой, текущий ремонт оборудования и личного снаряжения в процессе программы и стационарный ремонт оборудования по завершению. Хозяин ремонтного набора, своего рода «очумелые ручки»
  • Завпит. Человек отвечающий за питание. Иногда становится еще и поваром. Как правило, готовит продуктовую смету, закупает продукты, и распределяет их в процессе потребления на программе. Является специалистом по использованию имеющихся продуктов. Задача не только творить чудеса на кухонном фронте, а еще привлекать участников, чтобы за время программы они освоили основные приемы приготовления разнообразной пищи.
  • Инструктор. Специалист по проведению отдельных событий, либо их цепочке. Например, всю команду необходимо спустить в пещеру, поднять в гору, построить плот или освоить парусное оснащение яхты. Именно инструктор позволяет команде участников выполнить подобные события качественно и безопасно.


Взаимодействие вожатого

Основной фактор эффективного и комфортного взаимодействия - это создание и соблюдение договоренностей, а также своевременное информирование об изменяющихся условиях.

  • Взаимодействие Вожатого с другими вожатыми Создание общего видения программы, обсуждение и прояснение роли каждого вожатого на программе. Приветствуется открытый обмен информацией о участниках и событиях. Соблюдение правил поведения на программе - воздержанность в курении, полное отсутствие алкоголя и других препаратов способных повлиять на ясное сознание.
  • Взаимодействие Вожатого с родителями Трансляция безопасности. Все ваши действия и слова при общении с родителями должны транслировать вашу компетентность в вопросах безопасности. Общение на родительском собрании - уверенное, спокойное, при этом внимательное отношение к заботам родителя, обязательная фиксация просьб или опасений со стороны родителей. Вожатый владеет и может донести смыслы программы, владеет информацией о районе проведения и природных особенностях.
  • Взаимодействие Вожатого с координатором Задача вожатого реализовывать задуманный план программы, а координатора - обеспечить вожатому максимально комфортные условия работы. Крайне важен обмен текущей информацией для эффективного взаимодействия и своевременного принятия решений. Понятно, что Координатор не сможет выполнить любые прихоти вожатого, но при этом в его силах значительно облегчить его работу. Координатор является эталоном контекста на программе для вожатого, соответственно вожатый поддерживает координатора во всех его решениях.
  • Взаимодействие Вожатого с участником Демонстрация ценностей программы, команды, личности. Все действия Вожатого на программе направлены на положительный результат участника. Позитивное отношение к действиям участника. Основой сотрудничества с участником является соблюдение правил и договоренностей, на программах запрещены наказания (как форма унижения), запрещены отношения интимного характера с участниками и повышенное внимание к отдельным персонажам или игнорирование участника за счет внимания к другим. Важно знание своих прав по отношению к участникам, и формальных процессов (оформление актов, выезд домой и т.п.). Создание доверительных отношений со всеми участниками программы.
  • Взаимодействие Вожатого с внешней средой Уважение местных форм жизни коренного населения, доброжелательное отношение ко всему окружающему, желательно знание обычаев и понимание менталитета. Качественное снаряжение, способное поддержать ресурсное состояние в условиях непогоды или других агрессивных сред (насекомые и пр).


Функции вожатого.

I. Подготовительный этап

  • Создание отдельных элементов программы (детализирование смыслового и событийного наполнения).
  • Продумывание и разработка структуры программы совместно с координатором и командой.
  • Разведка местности, уточнение расписаний и времени работы различных служб и создание договоренностей с транспортом, магазинами, с местными властями.
  • Подготовка оборудования и снаряжения, формирование меню, закупки.
  • Участие в родительском собрании для знакомства с родителями и участниками, с их вопросами.


II. Этап проведения программы

1) Обеспечение безопасности (физической и психологической) участников и команды

  • Предвидение и предотвращение опасностей: природной, техногенной и антропогенной
  • При возникновении опасности принять меры по её ликвидации либо смягчения последствий влияющих на группу.

2) Реализация идей и целей программы

  • Максимальная поддержка координатора, вожатых и участников, качественное исполнение взятых на себя обязательств.
  • Эффективное взаимодействие с участниками, согласно предполагаемому сценарию программы
  • Усовершенствование программы, для максимальной адаптации участников, и реализации новых идей.


III. Постпрограмный этап

1) Разбор оборудования и его сортировка, ремонт при необходимости
2) Обсуждение программы и подведение итогов (что удалось, что не удалось, что улучшить на будущее)


Как стать вожатым

На каких принципах строится программа. Именно носителями принципов являются сами вожатые, при этом будет не важна форма проведения программы.

  • Принцип правил и договоренностей. В начале программы со всеми участниками создаются договоренности по соблюдению правил совместного проживания и технике безопасности. Сюда входят договоренности:
    • «Тихое время» - время, начиная с которого в лагере участники соблюдают тишину. Они могут не спать, могут сидеть у костра, играть на гитаре, но таким образом, чтобы не мешать спать тем, кто уже лег. Нарушением договоренности будет считаться громкая деятельность мешающая отдыхать.
    • «Территории» - договоренность о покидании территории лагеря только с предупреждением инструктора и фиксацией контрольного времени возвращения.
    • «Обращение к врачу» - при недомогании или травме обязательно обратиться к врачу для оказания помощи. Если помощь не требуется, проинформировать врача о сложившейся ситуации.
    • «Дежурство» - общая договоренность о порядке дежурства не только для приготовления пищи, но и по лагерю. Дежурство может быть добровольным или порядковым.
    • «Мобильные телефоны» - на программе это зло. Но если так случилось, что телефоны есть и работают, договариваемся о сеансах связи и отключении аппаратов. Либо использовании их только в определенном месте, например только в палатке.
    • «Курение» - создается с курящими поэтапно. Сначала о прекращении или сокращении курения на программе. Если не выходит, то о курении только по одному, в определенном месте, вне зоны видимости остальных участников и предупреждении вожатого о выходе с территории. Основная задача не вовлечь в курение остальных участников.
  • Принцип самоопределения. Некоторые называют подобный принцип - «свобода выбора», много копий сломано, в рассуждениях и спорах о свободе участника на программе. Ведь закономерность проста, чем больше свобод, тем больше на программе рисков связанных с безопасностью самих участников и всей группы. Но у каждого участника свой уровень свобод принятый в семье, поэтому приводить к общему знаменателю - тоже нелепо и нелогично. Понимаем самоопределение так: участник может выбрать то, чем он будет заниматься на программе, не нарушая её контекста. А задача вожатых показать весь спектр возможностей программы и её событий, продемонстрировать возможные последствия принятого участником решения и главное поддержать его в этом решении. Возможно, даже поэкспериментировать с решением, которое явно не приведет к намеченному результату, соблюдая технику безопасности.
  • Принцип вызова. Вожатые действуют на программе основываясь на принципе Макаренко «Человек любит учиться, когда у него получается» Во-первых, наша задача будет сделать так, чтобы у участника получалось, то, что он задумал, а во-вторых, все события построены таким образом, что требования к навыкам участника возрастают с каждым днем. Зачастую ребята даже не обращают внимания, как они день за днем совершают подвиги бытовые, волевые и интеллектуальные, а мы каждый раз предлагаем нечто большее, что уже умеем. Именно наличие вызова (стихии, соперника, вожатого, сложности предстоящего решения) дают участникам возможность становиться сильнее.
  • Принцип бережного отношения к окружающему миру. Окружающий мир, это то, что нас окружает. Будь это лес или поле, река или море, а вокруг вас туристы или местные жители - не наше дело ломать, наше дело найти в себе силы иногда принять местные образы, а иногда и поправить свои или чужые ошибки. Становитесь исследователями, а не критиками.
  • Принцип здорового образа жизни. Относиться к себе с уважением, и не запихивать в себя то, что вредит моему организму. Позитивно мыслить о себе и окружающих.
  • Принцип взаимодействия. Пожалуй, самый труднообъяснимый принцип и потому ставим его в противоположность воздействию. То есть мы не будем упрашивать или заставлять, вынуждать или приказывать для того, чтобы участник пришел к желательному для нас результату. Вместо всего этого, мы вместе с участником, попробуем достичь важного для него результата, чтобы он успел получить не только свой результат, но и опыт самостоятельного принятия решения с прогнозируемыми последствиями.
  • Принцип безопасности. Подразумеваем физическую и психологическую безопасность каждого участника и члена команды. Этот принцип как оборотная сторона доверия. Родители, доверившие нам своих детей - в первую очередь подразумевают, что они вернутся не только целыми и невредимыми, но и их детей не коснутся оскорбления и угрозы, им не придется сталкиваться с унижением и болью. И только после этого родители готовы говорить о тех ценностях которые мы вкладываем в саму программу, о смыслах и целях.
  • Принцип завершенности. У участника получается то, что он задумал и начал делать. Иными словами это процесс приводящий к результату, может быть не совсем запланированному, но к результату. Чтобы участник смело мог говорить о том что он сделал, а не о том что он попробовал сделать.
  • Принцип отсутствия наказания. Вожатому необходимо избегать наказания участника программы без крайней необходимости. Во-первых, мы его пригласили и он наш гость. Во-вторых, если участник совершил, то, за что вожатый мог бы его наказать, вернее всего, он сделал это «по привычке», или «по умолчанию», возможно, подобный стиль приветствуется в его окружении, а возможно участник просто ошибся. Работа вожатого в этом случае, вместо наказания, состоит из спокойного разъяснения последствий, других точек зрения, возможных вариантов решения, а чаще всего просто сформировать привычку приносить извинения.
  • Принцип целесообразности. Цели и ценности детской программы определяют решения, которые поддерживают общий контекст и принципы.


Заключительное слово

Как вы понимаете «На бумаге было гладко, да вокруг одни овраги», написать инструкции и придерживаться их в реальных условиях совсем разные вещи. Как правило, в вожатский отряд не приходят готовые вожатые с набором подобных навыков и компетенций, и как правило, взаимодействие вожатского отряда с новыми людьми начинается со знакомства которое может продлиться до нескольких месяцев, а уже потом только переходим к передаче опыта и обучению. Чаще всего, люди которые начинают использовать принципы на программах потом переносят их в свою жизнь, и получают массу подтверждений, что они на верном пути. Главное, что работая вожатым каждый становится важным и нужным человеком, ведь для каждого участника именно ты источник событий, который по любому подставит плечо и подаст руку, который поможет совершить подвиг или понять почему не получается, у которого гарантировано есть для тебя время и он не отмахнется сказав: «Сейчас некогда» или «Потом», потому что ты уже сделал свой шаг сказав: «Да, я готов» и приехал на эту детскую программу.


Вопросы, на которые вожатому нужно не только знать ответы, но и выработать свою позицию.

Самые популярные вопросы, которые задают вожатым, и в тоже время, ситуации с которыми вожатый точно столкнется на программах. Возможно, у вас есть своя точка зрения как на него ответить, но все же желательны такие ответы...

  • Курение на программе. Для вожатого - крайне нежелательно. Так сложилось исторически, что участие в программах становятся хорошим поводом к искоренению вредной привычки и заменой её полезной привычкой - «не курю». Это выбор. Часто нет возможности запретить курить участникам и инструкторам, но у меня есть масса поводов и тем для разговора, например поводом к невоспрепятственному курению участника (от 14 и старше) на программе может стать расписка родителей, данная на собрании о том, что родители не возражают против курения свого ребенка. Ведь курение тайком - это тоже игра, а сами вспомните о том, что вы делали, когда вам запрещали самые интересные игры?
  • Мобильные телефоны. Большинство мнений инструкторов - что телефоны на программе мешают. При этом большинство родителей так «переживает за свое чадо», что даже в тайне от инструктора вручает телефон детенышу, чтобы он рассказывал как дела. И всё бы было хорошо, только настроение у ребенка меняется чаще чем троллейбус на остановке, и то что он позвонил родителям и пожалился как все «плохо», а на самом деле просто не привычно, или тяжелее чем обычно, то через полчаса он снова в процессе и все в порядке, а родители перезванивают и начинается длительный процесс жаления друг друга. Еще хуже, когда дети заняты процессами и не слышат звонок в течении дня, родители продолжают звонить ему, потом в офис, потом координатору, врачу, папе чтобы готовил машину ехать спасать, и обычная ситуация превращается в полномасштабную всеобъемлющую истерику на пустом месте. Говорят всего лет 15 назад мы как-то совсем обходились без телефонов. А теперь сколько сорванных встреч из за севшей батарейки, отсутствия зоны, недостаточных средств, сбоев связи, а мы и по настоящему договариваться совсем разучились, а наши дети и не умели. Программа - отличная возможность научиться.
  • Электронные игрушки. Вся беда в том, что они не только отвлекают участников от программы, и возвращают их в привычное состояние (собственно от чего должна по идее отвлечь программа). Но и еще, в добавок ко всему, становится источником конфликтов с другими участниками - из-за очередности, батареек и прочих элементов, да и с вожатыми. А когда теряются или портятся - вообще туши свет, вся программа насмарку. Наша рекомендация родителям - не давать с собой подобных девайсов.
  • Романтические отношения во время программы и после нее. Тема весьма пикантная. Никто не имеет ничего против романтических отношений, пристрастий, влюбленности и дружбы, ведь в эти моменты наша работоспособность повышается в десятки раз, только с одним НО - чтобы она не мешала процессам программы. И если фокус внимания вожатого сузится до одного человека, координатор на программе просто потеряет своего вожатого, а участники - объем положенного им внимания.
  • Наказания - «отжимания», «выезд домой» и пр. Мы говорим о том, что не имеем права наказывать участников. А как же быть когда участник откровенно не прав? Ну, во-первых, каждый из нас может ошибиться, и это нормально, а во-вторых каждый их нас может извиниться! Извинения сказанные механическим голосом: «я больше так не буду» не действует, мы его слышали все неоднократно. На некоторых программах координаторы принимают извинения в форме отжиманий, на некоторых в форме творческих подарков, иногда в виде действий полезных для всей группы. Но суть всех этих форм в одном, в том, что любую ошибку можно исправить, но главное её признать самому. Если участник не собирается извиняться, его не будут принуждать, только остается вопрос последствий, которые сформировал его поступок. И мы зачастую видим, как в такой же форме принятой на программе, приносят извинения вожатые и даже координаторы. А вот если действия участника противоречат принципам программы, а его привычки или стиль общения угрожает безопасности его самого или группы, то «отправка участника» домой это совсем не наказание, вынужденная мера для сохранения контекста программы. И как вы понимаете пугать ребенка «отправкой домой» абсолютно бесполезно.
  • На кого равняться на активистов программ или на отстающих? Это вопрос, на который нет однозначного ответа, можно ответить только одно, что внимание к участникам на программе должно быть только выровненным. Если равняться на отстающих, то лидерам станет скучно и наоборот, повышенное внимание на активистов программ приводит к тому, что отстающие совсем отбиваются от процесса, и находят себе занятия далекие от смыслов программы. В этом случае мы часто смешиваем группы деятельности, иногда выделяем вожатых для взаимодействия с лидерами или новичками, используем технологии кураторства и ответственности и еще много других приемов, для того, чтобы подвигов хватило каждому и сильному участнику, и тому - кто свои силы пробует впервые.