Разминка
- Хорошая разминка перед танцевальными упражнениями.
«Счёт до десяти»
Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.” удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?
«Встаньте в круг»
Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу “начали”, вы закроете глаза и начнёте двигаться в любую сторону, самым хаотичным образом, стараясь при этом ни на кого не наступать. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мёд. Через некоторое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где вас застал сигнал. После этого я хлопну в ладоши дважды. Не открывая глаза и ни к кому не прикасаясь руками, вы попробуете выстроиться в круг. Это будет происходить в полной тишине, иначе вам не удаться почувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг. Ваш круг может оказать с острыми углами. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать.” Когда группа выстроилась в “круг” и открыла глаза, ведущий обводит полученную фигуру верёвочкой и просит кого-либо из участников нарисовать на листе бумаги то, что получилось. Сообщает время построения и проводит короткую рефлексию игры. Что лежит на дне этой игры, каков её тайный смысл? Кто стоял в кругу? Кто из него выпал? С помощью этой игры ведущий получает возможность экспресс-диагностики группы и индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников.
«Скала»
На полу рисуется кривая, изгибающаяся линия. Участники группы выстраиваются в шеренгу чётко по контуру линии с одной стороны. При этом одна рука как бы полуобнимает одного соседа за плечи, другого за пояс, и так поочерёдно. Таким образом, шеренга символизирует скалу. Получается, что с одной стороны линии скала, а с другой – пропасть. Задача пройти держась за скалу, но не наступая в пропасть. Каждый участник проходит это препятствие из начала и встаёт в конец. Всего даётся три попытки. Кому удалось быстрее всего? Кто больше всех опирался, держался за “скалу”, т.е. за группу? Кто меньше всего? Это упражнение помогает выявить отношения в группе. Кого группа принимает, кого отвергает. Кто сам отделяется от группы, не идёт с ней на контакт. Как вариант можно предложить сделать то же самое стоя на стульях.
«Да-Нет»
Группа разбивается на две подгруппы. Одна из них говорит только слово “Да”, другая только слово “Нет”. Сначала предлагается, говоря только слово, например, “да”, попытаться переубедить того, кто говорит “нет” сказать “да”. После можно попытать пообщаться, используя только эти слова, спеть песню, поговорить… Удалось ли кого-нибудь переубедить? Получилось ли пообщаться?
«Скульптурный портрет группы»
Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой – это ещё интереснее, поскольку показывает, чьё мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть “скульптором”, которому предстоит увековечить группу в “монументальной скульптуре”. У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция. Скульптура группы должна как-то “воплотится в камне”, а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. “Ты – скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом – скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и “высекай” из нас всё, что угодно. А потом расскажешь, что ты хотел сказать своим произведением.” Скульптор начинает работать. “Скульптуры” при этом могут получиться разные: всё зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как её видит участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног построить поднявших на него глаза безоговорочно следующих за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля и т.д. Потом следует комментарий “скульптора”. Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определённые роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких “скульптурных портретов” разными участниками.