Работа с вопросами
Вопросы, которые задает инструктор
- Заранее готовьте вопросы своим подопечным еще на стадии планирования занятия. Связывайте вопросы с наиболее важным материалом, что усилит его, даст детям понять, что именно на это вы хотите обратить их внимание.
- Задавайте открытые понятные и конкретные вопросы, на которые можно ответить больше, чем «да» и «нет». Избегайте общих неопределенных вопросов типа «Что вы думаете по поводу прочитанного?». Если ребенок все-таки отвечает односложно, задайте следующий вопрос, который подтолкнет его к более распространенному ответу.
- Используйте понятные детям слова. Ребенок не сможет ответить на вопрос, содержащий незнакомую ему терминологию.
- Задавайте вопросы, следуя определенной логике, заметной и понятной ребенку. Дети могут быть сбиты с толку беспорядочно сыплющимися вопросами. Вопрос – хороший способ обозначить переход к другой теме или разделу лекции.
- Задавайте вопросы разного уровня сложности. Перемежая сложные вопросы, которые требуют анализа, синтеза и оценки простыми вопросами на память и понимание, вы будете поддерживать активность ваших подопечных. Задавайте вопросы для обеспечения обратной связи, чтобы убедиться в том, что насколько правильно дети поняли материал.
- Давайте ребятам время подумать, прежде чем спросите их. Имеется прямая связь между количеством времени, которое инструкторы тратят на ожидание, и уровнем мышления ребят. В среднем инструкторы обычно ждут одну секунду. Исследования показывают, что если инструкторы продлят время ожидания до трех секунд, а еще лучше 10-15, то уровень мышления значительно повысится. Здравый смысл требует давать детям время подумать о возможных вариантах ответов на ваши вопросы. Повисшая пауза может раздражать, но она необходима в том числе и для того, чтобы ребята поверили в то, что вы действительно заинтересованы получить ответ на свой вопрос. Можно попросить записать ответ, а потом спросить несколько человек прочитать свои ответы. Этот прием способствует активному вовлечению всех ваших подопечных в работу.
- Перефразируйте вопросы, если не получаете на них ожидаемых ответов. Одной из причин может быть разное понимание вопросов вами и ребенком.
- Спрашивайте всех детей. Важно привлекать к ответам на вопросы всех ребят. Чтобы достичь этого, инструкторы должны обращаться по имени к наиболее застенчивым ребятам и иногда игнорировать тех детей, которые считают, что могут давать ответ на каждый вопрос. Многие дети не любят отвечать на вопросы, потому что боятся получить плохую оценку своего ответа. Когда инструкторы перестают все время задавать вопросы на оценку и переходят к вопросам, направленным на развитее мышления, дети обычно становятся более активны. По мере того, как ребята привыкают к свободному обмену мнениями, где все идеи встречаются с уважением и считаются важными и где не существует единственно правильных ответов, они будут стремиться выразить свои мысли и выслушать мнение других.
Вопросы, которые задает ваш подопечный ребенок
- Создайте обстановку, в которой ребенку будет легко задавать вопросы. Важно, чтобы ученики не боялись быть осмеянными, не боялись ошибиться или сказать «что-нибудь не так». С первого дня дайте понять, что вы ждете от детей вопросы, что вам интересно отвечать на них, что «глупых» вопросов для вас не существует.
- Планируйте время для вопросов ребят. Избегайте классического «Есть ли вопросы?», произносимого за минуту до окончания занятия. Дети могут привыкнуть к тому, что эта фраза означает конец занятия.
- Не торопите детей, когда они формулируют свои вопросы. Оставляйте 10-15 секунд на то, чтобы собраться с мыслями.
- Переадресуйте вопросы, заданные ребенком, другим его сверсникам. Это может помочь завязать дискуссию среди детей.
- Давайте задание подготовить вопросы заранее. Каждый раз, когда даете задание на чтение, решение задач, письменное сочинение и т.д., просите детей записать три вопроса, которые возникали у них в процессе подготовки их самостоятельного задания.