Работа с агрессивными детьми

2680083704 be56dcd812m.jpg

Агрессия (от лат. - нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. д.).

«Агрессия - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. Выделяются следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязнённый воздух), индивидуальные (личность, установки).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причём и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.)

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. п. уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.

На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы, например, появлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессивности и стилями воспитания в семье.

Психологи отмечают, что если ребёнка строго наказывать на любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии наказываемого, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формованию у него агрессивных черт личности, дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.


Коррекционную работу с агрессивными детьми, говорят психологи, целесообразно проводить в четырёх направлениях:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.


Способы выражения гнева:

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Пометать дротики в мишень.
  3. Попрыгать на одной ноге.
  4. Использовать стаканчик для криков высказать все свои отрицательные эмоции.
  5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  6. Пускать мыльные пузыри.
  7. Устроить бой с боксёрской грушей.
  8. Пробежать по коридору школы, детского сада.
  9. Полить цветы.
  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
  11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
  12. Погоняться за кошкой (собакой).
  13. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  14. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
  15. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
  16. Постирать белье.
  17. Отжаться от пола максимальное количество раз.
  18. Сломать несколько игрушек.
  19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
  20. Стучать карандашом по парте.
  21. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
  23. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.


В лагере педагогам приходится достаточно часто сталкиваться с проблемой агрессивного поведения детей. Руководителю детского коллектива важно учитывать причины, возрастные особенности и типы проявления агрессии с целью прогнозирования конфликтных ситуаций и подготовки к ним, а так же регулирования конфликтов.

Агрессия личности может проявляться в виде:

  1. Физической агрессии – нападение: использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенной агрессии: злобные шутки, сплетни, а также взрыв ярости, ненаправленный и неупорядоченный.
  3. Склонности к раздражению: готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизма: оппозиционное поведение, направленное обычно против авторитета, руководства.
  5. Обиды, зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.
  6. Подозрительности, недоверия и осторожность по отношению к людям, основанной на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
  7. Вербальной агрессии: выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань.
  8. Чувства вины: убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно, наличие у него угрызений совести.

На разных возрастных этапах проявление агрессивности у детей различно.

У детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия. У подростков 12-13 лет наиболее выражены реакции негативизма, т. е. оппозиционное поведение. Для 14-15-летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия, т. е. ссоры, крик, визг, угрозы, ругательства.

На силу агрессивных привычек влияет ряд факторов. С целью выбора правильной позиции надо их различать.

  1. Дети, которые часто сталкивались с гневом, враждебностью в свой адрес, сами реагируют агрессивно даже на небольшое раздражение.
  2. Частое достижение успеха путём агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Если подросток привык добиваться успеха в отношениях устранением какого-либо препятствия силовым способом или каким-то образом за это вознаграждаться, выбранный способ взаимоотношений становиться преобладающим. Причём тенденция к враждебности может не зависеть от ситуаций, провоцирующих на агрессию и не провоцирующих.
  3. Культурные и субкультурные нормы.

Кроме того, рассматривая детскую агрессию, необходимо учитывать роль темперамента, то есть врожденные свойства человеческой личности, такие, как импульсивность, интенсивность поведенческих реакций, высокий уровень активности и независимости, могут оказать существенное влияние на развитие агрессивности ребёнка.

Так, например, независимые дети особо ярко сопротивляются групповому давлению, стремясь к самовыражению.

Занимаясь с агрессивным ребёнком, важно учитывать то, что его поведение нельзя однозначно считать «плохим».

Агрессия выполняет защитную функцию в критической ситуации. Поскольку агрессивное поведение чаще наблюдается в критические возрастные периоды, его проявления свидетельствует о том, что ребенку стало сложнее переживать любую трудную ситуацию. Таким образом, периоды выраженной агрессивности случаются даже у здоровых, нормально воспитываемых детей.

Распространёнными методами работы с детской агрессией считаются следующие:

  1. Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.
  2. Включение агрессивного действия в контекст полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими, например, участие в спортивных состязаниях, трудное поручение в походе, «конкурс крикунов».
  3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка, не разрешать проявлять агрессию. Например - отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».
  4. Активное подключение психолога для специальной поведенческой коррекции в случае крайней агрессивности ребёнка разрушительного поведения.

Можно использовать следующие игры на снятие агрессии:

  1. Предложите ребятам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину с мусором.
  2. Вожатый предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом члене группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, шипы, жало, перепончатые крылья и т. п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего. Затем, путем одновременного нажатия кнопок, осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения. Можно придумать различные способы уничтожения этого чудовища.