Пять принципов построения эффективного тренинга

YTe8nSBf5gEm.jpg

Что ощущает молодой тренер, когда впервые выходит на площадку? Любопытство? Азарт? А возможно, страх и растерянность? Чтобы проводить успешные тренинги, необходимо усвоить несколько принципов построения эффективного обучения.


«Инициация»

Главное условие здесь — отстраненность участников тренинга от повседневности. Обучение следует проводить в незнакомом пространстве, вне «привычной территории». Пройдя «инициацию», обычные ребята Коля, Вася, Марина выходят с тренинга с лучшими результатами! Наши древние предки ассоциировали выход за территорию села (например, в лес) с переходом в потусторонний мир, откуда они возвращались с мудростью иного бытия… Оказавшись в незнакомом месте, человек, по сути, находится в трансе: его сознание занято подстройкой микромира души к новому макромиру. Приходя на тренинг в незнакомое помещение, мы некоторое время адаптируемся, а после воспринимаем его, как место получения знаний, как место, где есть свои правила, обычаи, персонажи…


«Дальневосточная сказка»

Используя этот принцип, тренер подает материал так, чтобы участники обучающей программы смогли не только применять полученные умения в узко заданной рамке упражнения, но и проявлять поведенческую гибкость в зависимости от обстоятельств. Как гласит легенда о великом учителе восточных единоборств и его ученике, мастер давал юноше различные поручения, на первый взгляд, никак не связанные с борьбой. И лишь перед решающим поединком сэнсэй открыл ученику смысл выполняемых упражнений. Используя данный принцип, с помощью упражнений вы постепенно подводите группу к знаниям о новом применении известных навыков.


«Вера в свои силы»

Поговорка «не святые горшки лепят» точно передает смысл этого принципа. Любой навык — это набор определенных действий. Задача тренера — подобрать упражнения, которые вдохнули бы в каждого участника веру в себя, в свои возможности! Чувство достижимости цели является сильнейшим мотивом к действию. На тренинге участники должны отрабатывать полученные навыки, чтобы применять их в жизни, а не «приходить в цирк» и смотреть, как тренер — «великий иллюзионист» показывает трюки, повторить которые невозможно…


«Право на ошибку».

В тренинговые упражнения необходимо включать блоки ошибочных мнений, варианты действий. Чем больше ошибок сделает человек в процессе подготовки, тем успешнее он будет на своем рабочем месте. Тренинг — это место «тестирования» своих возможностей. Обучаясь, к примеру, ходьбе, каждый человек неоднократно падал, пока не приобрел чувство равновесия. Право на ошибку имеет и тренер: позвольте себе быть несовершенным, чтобы совершенствоваться с каждой новой группой, с каждым новым тренингом.


«Импровизационный эксперимент».

Когда накоплено достаточное количество знаний и умений, тренер легко импровизирует в рамках своей темы. Но верно и то, что применять данный принцип можно, не дожидаясь накопления солидного стажа. Поставьте импровизационный эксперимент! Проведя несколько раз тренинг по конкретной теме, начинайте изменять его по принципу свободного танца: не бойтесь включать, на первый взгляд, неуместные блоки. Главное, чтобы тренинги были интересны вашим слушателям. «Каркас» тренинга наполняется в зависимости от уровня группы, предпочтений участников, ведь задача тренера — не «отбыть номер», а помочь ученикам приобрести полезные навыки.