Путешествие на незнакомую планету

0 80d4 5f89b73 Lm.jpg

Игра-тренинг для детей и подростков

Цель работы: высвобождение творческой фантазии и энергии, расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие сенситивности, коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат: коррекция линейности мышления, улучшение навыков невербальной коммуникации, проживание различных эмоциональных состояний, расширение понятийной лексики в области чувств, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, получение опыта решения проблемных ситуаций.


ИНСТРУКЦИЯ

Российские ученые-астрономы получили сигнал бедствия с далекой планеты под названием Синеглазка. Специально подобранный экипаж полетел на эту планету. И этим экипажем будем мы с вами.

Мы долго летели, и вот, наконец, наш корабль совершил посадку. Мы увидели удивительную планету. В небе весело и ярко светили два солнца, одно голубого, а другое розового цвета. Воздух, слегка лиловый, прозрачный, годился нам для дыхания и своим ароматом напоминал чудесные земные весенние запахи.

На планете было много синих озер с чистейшей бирюзовой прохладной водой. В ней весело ныряли забавные животные, похожие на наши большие заварные чайнички.

То, что походило на носик чайника, было на самом деле очаровательной живой ручкой с тонкими изящными пальчиками. А в том месте, где на земных чайничках была крышка, удивленно смотрел на мир прекрасный синий глаз в обрамлении пушистых ресниц. Они не разговаривали привычным для нас способом, но зато очень выразительно и музыкально мурлыкали.

Деревья на планете тоже были необычайными: с глазами и ласковыми руками, они умели разговаривать и напевать песни. Но самым поразительным было то, что они могли подпрыгивать и красивыми изящными прыжками передвигаться по планете.

Вся поверхность планеты была покрыта мягкой голубой травкой, среди которой сверкали огромные цветы необычайной расцветки и формы. (Какой расцветки, какой формы, какой у них был запах и какие кружились над ними насекомые? Расскажите, пожалуйста.)

Жителями планеты были маленькие добродушные существа. (Как они выглядели? Были ли у них нос, рот, руки, ноги, голова, волосы? Какие? Какую одежду они носили? По характеру они были... какими? Чем занимались? Как они себя называли? Чубарики? Малярики? Синеглазки? Или по-другому? В каких домах они жили? Форма, размер, материал, окна, двери и т.д.)

Иногда на этой планете шел дождь, он был тоже необычный... (цвет, вкус, другие признаки). В отдельные прохладные дни с розовато-лиловых облаков на планету сыпались разноцветные круглые снежки, которые по вкусу очень напоминали наше земное мороженое со взбитыми сливками. И тогда на планете объявлялся праздничный день, и все ее обитатели начинали (кто именно и что начинал делать?).

Что же произошло на этой удивительной планете? Почему жители Синеглазки послали в космос сигнал бедствия и просили помощи у землян? Варианты бедствий придумывают участники тренинга. Например, много съедали снежков из мороженого в праздничные дни (сколько?). И все слегли с ангиной, а лечиться не умели. Возможны другие варианты.

Посланцы планеты Земля поняли, что случилось с жителями Синеглазки, и догадались, как оказать им помощь.

Варианты помощи придумывают участники тренинга. Детям младшего возраста в затруднительных ситуациях ведущий оказывает помощь, обращаясь к имеющимся у детей жизненному опыту и знаниям. Например: «Ребята, давайте вспомним, как лечит нас мама или бабушка, когда мы болеем ангиной...»

Роли

1. Рыбки-чайнички.
2. Деревья.
3. Цветы.
4. Жители планеты.
5. Космонавты-земляне.
6. Другие персонажи, определившиеся в ходе чтения текста и придуманные участниками тренинга.


ХОД ИГРЫ

1. Чтение инструкции


2. Представление ситуации

Усложнение и дополнение ее в процессе чтения новыми образами, красками, деталями.


3. Рефлексия

Рефлексия по поводу не только внешней детализации, но и максимальное углубление в характер, личностные качества, привычки, переживания каждого объекта. Рефлексия по поводу сложившейся проблемной ситуации и способов ее решения.

Возможные вопросы:

  • Какие чувства вы испытали, когда совершили посадку на планету и начали изучать ее (удивление, восхищение, восторг, оцепенение, страх, беспокойство)?
  • Что вы почувствовали, когда поняли, какие милые (могут быть и другие варианты) существа здесь живут (радость, приятное удовольствие, спокойствие, удовлетворение)?
  • Как вы сумели понять, что случилось с жителями Синеглазки (использование невербальных техник)?
  • Какими были ваши чувства и переживания, когда вы поняли, что они болеют и умирают (жалость, сочувствие, сопереживание, печаль, грусть)?
  • Что вы почувствовали, когда подумали, что, наверное, не сможете им помочь (бессилие, беспомощность и т.д.)?
  • Как вы догадались о способе помощи, к кому решили обратиться за этой помощью? (Вариант: мы нашли такие деревья, цветы, которые давали плоды, сок, мед и т.п.)
  • Что вы почувствовали, когда догадались обратиться к деревьям (цветам, чайничкам) за помощью?
  • Как вы сумели договориться с деревьями (цветами, чайничками)?
  • Что вы почувствовали, когда сумели помочь жителям планеты?


4. Распределение ролей

Максимальное использование невербальных средств. Поддержка дополнительных деталировок, акцентов, личностных черт.


5. Ролевая игра

Игра основывается на инструкции с учетом всех внесенных дополнений, изменений, деталей.


6. Обмен впечатлениями

По завершении игры все обмениваются впечатлениями, переживаниями, чувствами: что хотелось бы изменить, в какой еще роли хотелось бы побывать? При необходимости проиграть ситуацию или фрагмент еще раз в измененном варианте.


7. Выход из ролей

Поддержка ведущего: «Мы помогли этой прекрасной планете и подружились с ее жителями. Нам грустно покидать ее. Но мы помним, что далеко-далеко отсюда нас ждет наша родная голубая планета Земля, по которой мы уже успели соскучиться. Нас ждут друзья, родные, близкие люди, которых любим мы и которые любят нас. И мы возвращаемся!»

При необходимости обсудить, кто нас ждет, как они переживают за нас, какие чувства мы будем испытывать в момент возвращения на Землю, какими добрыми и нужными делами мы займемся на Земле.


8. Заключительная общегрупповая рефлексия

Обмен впечатлениями: что было трудно, легко, что самое важное, кто помогал, кто мешал, что понравилось и тронуло больше всего? Какой общий вывод?


9. Завершение

Ведущий благодарит всех за работу.


10. Рабочая рефлексия ведущего

Личностные проблемы, внутригрупповые взаимоотношения, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.